КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Важную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей играют органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 121 СК РФ). Одной из задач органов опеки и попечительства является защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения (п. 1 ст. 121 СК РФ). Причины, по которым дети лишаются попечения со стороны своих родителей, могут быть самыми разнообразными, обусловленными различными, часто непредвиденными обстоятельствами. Поэтому в законе нельзя предусмотреть исчерпывающий перечень таких причин. В п. 1 ст. 121 СК РФ названы лишь основные, наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей. К ним относятся смерть родителей, лишение родителей родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ к функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: - выявление детей, оставшихся без попечения родителей; - учет детей, оставшихся без родительского попечения; - выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; - осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона (ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ). Другие юридические и физические лица могут лишь содействовать органам опеки и попечительства в осуществлении возложенных на них функций по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В ч. 1 п. 2 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан, которым стало известно о случаях утраты детьми родительского попечения, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследова- ние условий жизни ребенка, его результаты отразить в акте обследования. При установлении факта отсутствия попечения ребенка родителями или другими родственниками орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Данные о детях, оставшихся без родительского попечения, заносятся в журнал первичного учета и принимаются меры к устройству детей. Действующее семейное законодательство (ст. 123 СК РФ) закрепляет четыре реально существующие формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и предусматривает возможность использования иных форм, обеспечивающих интересы детей. К существующим формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: - усыновление (удочерение); - передача под опеку или попечительство; - передача на воспитание в приемную семью; - устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача ребенка на воспитание в семью. В целях максимального обеспечения использования данной формы в законе закреплена обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщить в органы опеки и попечительства сведения о возможности передачи ребенка на воспитание в семью в течение семи дней со дня, когда им стали известны такие сведения (п. 2 ст. 122 СК РФ).
Если ребенок в течение месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства или нахождения не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы и передает ее копию в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для постановки ребенка на региональный учет в целях последующего устройства его на воспитание в семью граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. В тех случаях, когда органу исполнительной власти субъекта РФ не удалось устроить ребенка на воспитание в семью, сведения о нем передаются в Министерство образования Российской Федерации для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК РФ, п. 4 Положения о порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 9191). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Напри-
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |