Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила конкуренции Европейского Союза




 

 

Правила о защите конкуренции основываются на ст. 3 Ниццкого Договора, в которой (п. g) говорится о деятельности Сообщества, гарантирующей, что конкуренция на Внутреннем рынке ЕС не нарушается.

В праве ЕС выделяются 4 основные сферы защиты конкуренции:

1. Запрет картельных соглашений. В соответствии со ст. 101 Лиссабонского Договора запрещены любые соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и картельная практика. Данные соглашения являются несовместимыми с общим рынком в той части, в которой они могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и которые имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции Внутреннего рынка ЕС. По отношению к предприятиям, заключающим картельные соглашения, используется так называемая «политика снисхождения», суть которой в том, что компания, сообщившая в Европейскую Комиссию о том, что она вовлечена в уже существующий или потенциальный картельный сговор, освобождается от уплаты штрафов или получает уменьшение размеры штрафа. Такая практика очень успешно помогает бороться с неконкурентным поведением на рынке. Подробнее о политике снисхождения можно почитать в «Уведомлении Европейской Комиссии об освобождении от уплаты штрафа или снижении суммы уплаты штрафа в делах о картельных соглашениях»

2. Запрет злоупотребления доминирующим положением. Ст. 102 Лиссабонского Договора запрещает злоупотребление компаниями своим доминирующем положением. В соответствии с толкованием Суда Европейских Сообществ (толкование дано в деле Vgl. Chiquita-Bananen essential facilities doctrine), предприятие в том случае доминирует на рынке, если оно располагает способностью применять независимые стратегии поведения на рынке, то есть если предприятие имеет возможность поведения, неконтролируемого конкуренцией. Для наличия доминирования не требуется вышеуказанных признаков на всей территории общего рынка, достаточно, если признаки доминирования присутствуют на части рынка, которая может быть географически ограничена, например, территория отдельной страны-члена ЕС или части одного государства.

3. Контроль за слияниями предприятий. В некоторых случаях слияния предприятий может негативно отразиться на конкурентной среде Внутреннего рынка ЕС. Контроль за слияниями предприятий осуществляется европейской комиссией на основании Регламента ЕС о слияниях. Под слияниями предприятий регламент понимает объединение двух или более независимых предприятий, а также установление контроля одного предприятия над другим. Регламент регулирует концентрацию капитала «европейского масштаба», то есть слияниям, имеющим значение для всего Сообщества. Под действие регламента подпадают сделки в случае, если: 1. годовой оборот всех участвующих в сделке предприятий превышает 5 млрд. евро; 2. Агрегированный оборот на уровне сообщества каждого из по крайней мере двух из этих участников составляет более 250 млн. евро. Кроме этого существуют другие количественные критерии, а также подчеркивается, что критерии должны рассматриваться кумулятивно (то есть в совокупности), а оборот каждого из участников не должен больше чем на 2/3 относиться к деятельности участника в одном государстве-члене ЕС. Это свидетельствует о стремлении ЕС стимулировать процесс создания крупных коммерческих компаний с международной структурой капитала. Подробнее о законодательстве и правилах, касающихся слияния предприятий и осуществления контроля за слияниями можно почитать в консолидированной версии «Правил, касающихся контроля за слияниями предприятий», изданной Европейской Комиссией в апреле 2010 года.

4. Контроль за оказанием государственной помощи. Государственная помощь – это меры, принятые государствами-участниками независимо друг от друга, с целью достижения национальных, социальных или иных целей. При этом государства предоставляют предприятиям или иным лицам определенные преимущества с целью побудить их совершить действия, направленные на достижение упомянутых целей. Ст. 107, 108 и 109 Лиссабонского Договора определяют общие правила контроля за осуществлением государственной помощи, которые развиваются в регламентах и директивах ЕС. Подробнее о правилах предоставления государственной помощи можно прочитать в консолидированной версии «Правил, касающихся предоставления государственной помощи малым и средним предприятиям», изданных Европейской Комиссией в 2009 году, а также в «Справочнике о правилах оказания государственной помощи», изданном Европейской Комиссией в 2008 году.

 

44. Таможенное право Европейского Союза: понятие, принципы, таможенные режимы, таможенный тариф.

 

Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС. Основной объект регулирования в ТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).

Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на 2 основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ. Группы норм таможенного права ЕС: 1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза; 2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.

Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:

1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);

2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);

3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).

Таможенный кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:

1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);

2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).

В ЕС используются 3 формы таможенной декларации (письменная (Единый административный документ), электронная и устная.

 

45. Корпоративное право Европейского Союза: понятие, принципы, предмет правового регулирования.

 

Основным источником корпоративного права ЕС являются учредительные договоры ЕС. В соответствии с положениями данных документов всем гражданам ЕС гарантированы четыре основные свободы, необходимые для создания единого внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. В рамках свободы передвижения лиц рассматривают свободу передвижения рабочей силы (трудящихся) и свободу учреждения и экономической деятельности.

Корпоративное право ЕС – совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансовоправовых, административноправовых, трудовых, гражданскоправовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле – система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волюее коллектива и регулирующих различные стороны ее деятельности.

Порядок образования, функционирования и прекращения деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами национального законодательства государства – члена ЕС, где компания имеет зарегистрированный офис.

Европейская компания может быть образована компаниями или фирмами, зарегистрированными на территории одного из государств– членов ЕС, центральное управление и основная предпринимательская деятельность которых находятся внутри Сообществ.

На основании положений гл. 2 раздела III части третьей Договора о создании Европейского союза (далее - ДЕС, Договор о ЕС) можно выделить основные цели регулирования юридических лиц в праве Европейского Союза:

а) обеспечение свободы учреждения юридических лиц, а также снятие препятствий на пути открытия филиалов, представительств и дочерних обществ на территории любого государства-члена на условиях национального режима данного государства,

б) установление единых минимальных требований к юридическим лицам, в первую, очередь предоставление одинаковой защиты на всей территории Европейского Союза участникам и кредиторам юридических лиц,

в) облегчение деятельности трансъевропейских компаний посредством снятия барьеров, вытекающих из различий, существующих между национальными правовыми системами,

г) поощрение сотрудничества между юридическими лицами различных государств-членов во всех сферах экономической деятельности.

 

 

46. Аграрное право Европейского Союза: понятие, принципы, предмет правового регулирования.

 

Государственное регулирование аграрного сектора в странах ЕС происходит на основе единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Цели ЕСП следующие: повышение производительности в сельском хозяйстве; стабилизация рынка; бесперебойные поставки продовольствия; обеспечение достойного уровня жизни фермеров; обеспечение разумных цен для потребителей. Основные инструменты включают регулирование сельскохозяйственных цен, прямые платежи фермерам и таможенное регулирование экспорта и импорта.

Основные принципы аграрного права ЕС:

- Общий рынок -- Преференции фермерам Сообщества
-- Финансовая солидарность -- Принцип стабильности
правового регулирования -- Принцип недискриминации --
Принцип пропорциональности -- Принцип открытой рыночной
экономики со свободной конкуренцией -- Принцип
предосторожности.

При создании ЕЭС был предусмотрен общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков. В зависимости от продукции этот механизм должен был принимать одну из следующих трех форм:

1) общие правила в отношении конкуренции;

2) обязательная координация различных национальных рыночных структур;

3) организация европейского рынка.

Ее главными целями назывались: 1) создание условий для того, чтобы фермеры были оснащены современной технологией сельскохозяйственного производства, повысилась бы их конкурентоспособность и выросли доходы; 2) пересмотр существовавшей системы дотаций фермерам, что позволило бы обеспечить действенный контроль за производством, стабилизацию рынка и гарантировало бы необходимый доход; 3) обеспечение растущей поддержки малоинтенсивного производства и усиление внимания к охране окружающей среды.

 

 

47. Транспортное право Европейского Союза: понятие, принципы, предмет правового регулирования.

 

В отличие от других общих «политик», о которых шла речь, транспортная политика ЕЭС сформулирована явно не в столь определенных нормах. В Договоре о ЕЭС сказано лишь, что в рамках общей транспортной политики государства-члены должны руководствоваться целями Сообщества. Перечислим максимум того, что должно было быть достигнуто: а) общие правила, применимые к международным транспортным перевозкам, отправляемым с территории или направляемым на территорию государства-члена или пересекающим территорию одного или нескольких государств-членов; б) условия, на которых нерезиденты, предоставляющие транспортные услуги, могут оказаться на территории государств-членов; в) все другие необходимые положения (ст. 75). Еще одно общее положение состояло в том, что в случае перевозок внутри ЕЭС не позже второго этапа отменялась всякая дискриминация, заключавшаяся в применении транспортными агентствами разных тарифов и разных условий при перевозках одного и того же товара и по одним и тем же транспортным путям в зависимости от страны происхождения или назначения перевозимых товаров (ст. 79).

Между тем переход к созданию единого внутреннего рынка существенно повысил интерес государств-членов к проблемам транспорта. Без его модернизации трудно было бы обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и лиц, а также соблюсти современные стандарты, касающиеся сроков перевозок, безопасности и сохранности грузов, удобств для пассажиров. Если в отношении автомобильного, железнодорожного и водного транспорта можно было сказать, что для них единый рынок сложился быстро, то авиационно-транспортный рынок был последним в этом ряду.

48. Трудовое право Европейского Союза: понятие, принципы, гарантии.

 

Трудовое право Европейского Союза можно определить как совокупность норм права Европейского Союза, регулирующих трудовые отношения работников с работодателями и другие тесно с ними связанные отношения и устанавливающих права и обязанности по труду путем гармонизации и унификации норм национального законодательства государств-членов.

В сфере социальной политики источником полномочий ЕС служат разд. VIII «Занятость», две главы разд. XI ч. 3 Договора о ЕС – гл. 1 «Социальные положения» и гл. 2 «Европейский Социальный Фонд», а также положения о свободном передвижении работников, содержащиеся в гл. 1 разд. III ч. 3 Договора о ЕС.

Целями социальной политики Европейского Сообщества согласно пар. 1 ст. 136 Договора, учреждающего ЕС, являются: «содействие занятости, улучшение условий жизни и труда с тем, чтобы сделать возможной их гармонизацию, сохраняя при этом все достижения, а также содействие надлежащей социальной защите, диалогу между предпринимателями и трудящимися, развитие челов ческих ресурсов ради долговременного обеспечения высокого уровня занятости и борьбы с обездоленностью».

Принципы:

1) принцип социальной справедливости, включающий предоставление возможностей для всех участвовать в справедливом распределении плодов прогресса в области оплаты труда, рабочего времени и прочих условий труда, а также прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;

2) принцип равной оплаты за равный труд;

3) принцип свободы слова и свободы объединения работников и нанимателей как необходимое условие постоянного прогресса;

4) принцип человечности (гуманизма) в сфере труда, включающий предоставление трудящимся человеческих условий труда, признание нищеты угрозой для общего благосостояния и признание права всех людей на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

5) труд свободен и не является товаром;

6) принцип социального партнерства, включающий равноправие и сотрудничество представителей трудящихся, предпринимателей и правительств.

Важнейшие гарантии трудовых прав устанавливает принятая 14 октября 1991 г. Советом Директива 91/533/ЕЭС об обязанности работодателя информировать работника об условиях, предусмотренных в трудовом договоре. Данная Директива вводит обязанность работодателя представлять работнику письменную декларацию, содержащую детальное описание условий трудового контракта. Декларация должна быть направлена не позднее двух месяцев с момента фактического начала выполнения работником своих трудовых обязанностей и, в частности, содержать сведения о продолжительности рабочего дня и оплачиваемого отпуска, размере заработной платы, месте работы, сроке трудового контракта, социальных гарантиях работнику на данном предприятии и др.

49. Экологическое право Европейского Союза: понятие, принципы, механизм охраны окружающей среды.

 

Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на акты первичного и вторичного права. Впервые термин «окружающая среда» встречается в ст. 100А («Внутренний рынок») Единого европейского акта 1986 г. В ЕЕА содержалась также и отдельная статья, посвященная окружающей среде (130 К.Т). Однако осуществление охраны окружающей среды как таковое еще не отнесено формально к целям ЕЭС. В Маастрихтском договоре 1992 г. охрана окружающей среды поставлена в ряд с другими целями Сообщества в ст. 2 Договора о Сообществе. Амстердамский договор 1997 г. также является основным источником экологического права, который еще дальше развил положения, регулирующие окружающую среду в ЕС. В результате вступления Договора в силу охране окружающей среды был придан конституционный статус (ст. 2); раздел XIX («Окружающая среда») включил ст.174–176, содержащие различные аспекты регулирования охраны окружающей среды; принцип интеграции, ранее закрепленный в ст. 174, был выделен в отдельную статью– ст. 6 Договора.

Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государствчленов.

Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государствчленов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинноследственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип «загрязнитель платит» – загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии. Помимо использования штрафов, принцип работает и при введении экологических стандартов. Компании, которым приходится соответствовать принятым стандартам, начинают применять наилучшие существующие технологии и инвестировать в свой производственный процесс, делая его менее вредным для окружающей среды.

Важнейшей составляющей механизма охраны окружающей среды является экологическая стандартизация (экологическое нормирование). Введение общих для государств-членов экологических стандартов - самый старый и наиболее разработанный инструмент защиты окружающей среды в рамках ЕС. Рекомендацией Совета от 3 марта 1975 г. относительно распределения стоимости и действий публичных властей в экологических делах дается официальная правовая классификация экологических стандартов Европейского сообщества. В документе устанавливается, что Сообществом принимаются следующие виды экологических стандартов:

- стандарты качества окружающей среды, ее компонентов (вода, воздух, почва, флора и фауна);

- экологические стандарты продукции;

- экологические стандарты производственных процессов.

Гарантии:

- обязанности работодателя информировать работника об условиях, предусмотренных в трудовом договоре. Данная Директива вводит обязанность работодателя представлять работнику письменную декларацию, содержащую детальное описание условий трудового контракта;

- обязанность предпринимателя в случае планируемого масштабного сокращения проводить консультации с представителями трудовых коллективов, уведомлять о предполагаемых мерах по сокращению штатов компетентные национальные органы с целью снижения возможных социальных последствий подобных действий.

- в случае банкротства, а также когда работодатель ввиду отсутствия средств не выполняет свои обязанности по выплате заработной платы работникам, последняя должна выплачиваться из специальных гарантированных фондов, которые формируются независимо от операционного капитала предприятия и не подлежат распределению между остальными кредиторами в процессе признания компании банкротом

- обязанность работодателя информировать представителей работников на предприятии о планируемых переводах.

- минимальные требования к продолжительности рабочего времени на всей территории Европейского Союза, определяет, что длительность рабочей недели не должна превышать 48 часов, ежедневный отдых - не менее 11 часов, продолжительность отпуска - не меньше четырех недель и др.

- обязанность государств-членов заботиться о сохранении существующей эквивалентности схем предоставления оплачиваемых отпусков. Эта важнейшая гарантия обеспечения права на отдых, совместимости семейной и профессиональной жизни подкрепляется во вторичном праве положениями Директивы 96/34/ЕС от 3 июля 1996 г. о рамочном соглашении относительно отпусков по уходу за ребенком, заключенном Индустриальным союзом ЕС (UNICE), Европейским центром публичных предприятий (CEEP) и Европейской конфедерацией профсоюзов (ETUC).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.