КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронное правительство» — рычаг реализации задач административной реформы и информатизации деятельности органов публичной власти
Главным полигоном, на котором должно происходить обеспечение взаимодействия федеральной и региональной информатизации, является сегодня вся область организации деятельности системы органов исполнительной власти и местного самоуправления. Здесь проверяется рациональность и действенность результативного использования всех возможностей ИКТ страны. Иными словами, на данном этапе преобразования управления должна обеспечиваться связь административной реформы и программ информатизации. Именно на этом участке осуществляется взаимодействие конституционно определенных органов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти, со структурами, организующими воплощение в жизнь стратегий и программ информатизации всего общества. Следует иметь в виду, что координацию деятельности по формированию ЭП в Российской Федерации осуществляет Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Заметим, что в настоящее время состав и задачи этой комиссии уточняются. На уровне субъектов РФ вопросы координации формирования ЭП возлагаются на региональную комиссию по административной реформе. А за реализацию программы по формированию ЭП отвечает один из заместителей главы субъекта РФ. Но при этом технологические проблемы регулируются федеральным органом исполнительной власти в области связи и массовых коммуникаций. С точки зрения этого органа можно представить задачу ЭП как формирование и обеспечение единого полиструктурного процессора, системно объединяющего все сетевые средства связи, информационные системы разных уровней и обеспечивающего технологии их взаимодействия.
В технологическом плане это субъект обработки информационных ресурсов, который специалистами информатики назван объектом аналитической обработки информации. Соединение же содержания, т.е. контента, с электронными, телекоммуникационными и иными технологиями передачи информации также является задачей ЭП. Но решается она при участии структур властных, управленческих. Именно в их поле ответственности находятся вопросы создания разнообразных информационных систем и обеспечение их использования административными, корпоративными, частными и индивидуальными потребителями. Вот на этих участках и необходим функционально-целевой контакт технического и организационного объединения ресурсов ЭП и системы управленческого характера. И в этой области еще предстоит совершенствование организационного и правового регулирования. В предыдущих главах учебника уже говорилось о различных направлениях деятельности в области информатизации. Сегодня основным правопреемником задач по ФЦП «Электронная Россия» является институт «электронного правительства». С учетом Стратегии развития информационного общества и иных руководящих документов предстоит большая работа по реальному включению потенциала ИКТ в процессы, которые сегодня обозначены как инновации на основе информационных технологий. О проблемах перевода бумажного документооборота в электронный уже было сказано. Отметим, однако, что именно на этом участке особенно заметно влияние субъективного фактора. Решаются вопросы оснащения органов государственной власти компьютерной техникой, создания информационных систем, даже проявляется активность в обеспечении государственных услуг для граждан и организаций. Уже освоен ряд электронных услуг и проектируется работа по их умножению. Но совершенно ясно, что от желания до реальности не один шаг. И главный из них состоит в том, что предстоит столкнуться с эволюционными изменениями институтов государственной управленческой деятельности. Меняется операционная система работы, порядок контактов разных подразделений органа между собой, сокращается документооборот (с одним документом сразу могут работать несколько исполнителей), возникает большая открытость работы связанных между собой подразделений и органов. Изменяются и институты контроля и надзора. Об этом уже было сказано. И все же мы стоим на такой точке движения, когда назрела необходимость применения императивных мер введения обязанности для служащих государственного аппарата овладеть навыками работы с компьютером и Интернетом. Именно такие требования поставлены Президентом РФ перед всеми структурами государственной гражданской службы.
Новшества касаются и российского парламента. Намечена большая программа по переоснащению электронных средств в Государственной Думе. Сенсорные мониторы в залах заседаний позволят вести редакционную и иную работу непосредственно в зале. Обновляется и система голосования. До сих пор многие депутаты не научились работать с электронным документом на мониторе и бумажный вал документов перед каждым заседанием не убавляется. Контрольные функции парламента также могут быть в значительной мере переведены в электронную форму. Пока же контрольная деятельность парламента осуществляется под напором и по инициативе партийных фракций. Для того чтобы перевести деятельность органов исполнительной власти преимущественно в электронный режим, предстоит изменить и правила работы в их структурных подразделениях на всех уровнях, создать специальные программы для информационных систем, которые бы позволяли большинство операций по закрепленным за ними функциям выполнять в электронной форме. Сделать это непросто, учитывая, что страна вступила в полосу глубоких преобразований не только в технологическом, но и в политическом плане. Президент РФ обращает внимание на совершенствование деятельности всех структур системы государственного управления. И в данном контексте можно фиксировать расширение информационного пространства под влиянием тех факторов, которые мы отмечали в связи с анализом состояния и развития российского гражданского общества. Главный редактор журнала «Политический класс» В. Третьяков указывает на изменения в структуре публичной власти, которые позволяют говорить о шести ее ветвях. Кроме трех классических ветвей он отмечает СМИ (но при этом выделяет роль телерадиовещания), партии, палаты экспертов — Государственный Совет и Общественная палата. Упоминает он и православную церковь. Но, кроме того, обращает внимание и на такие «ветви», как «власть лоббистская» и «нелегальный институт организованной преступности». Именно в этом широком пространстве гражданского общества должно действовать современное государство, и учитывать это постоянно пульсирующее в своем развитии общество должна та система, которая сегодня представляет «электронное правительство». Напомним, что эта позиция о структурах гражданского общества совпадает с концепцией по этому вопросу, предложенной ИГП РАН.
Данные обстоятельства обязывают постоянно отслеживать состояние структур и институтов ЭП. К наиболее значимым из них необходимо отнести: • создание отечественного программного и иного технологического продукта; • массовое распространение информационных технологий и обеспечение их безопасности; • поддержание в рабочем состоянии всех видов информационных коммуникаций и обеспечение их совместимости в информационном пространстве России и Интернете; • обеспечение адекватности информационных ресурсов потребностям всех видов пользователей; • формирование информационных систем в соответствии с задачами всех институтов гражданского общества, включая обеспечение приоритета потребностей граждан и иных физических лиц и организаций; • обеспечение механизмов взаимодействия информационных систем по горизонтали и вертикали при формировании интеграционных информационных систем и органов управления их деятельностью; • развитие и внедрение культуры использования электронных документов, документооборота;
• максимальный охват электронными формами исполнения функций органов публичной власти, государственных и муниципальных услуг; • развитие механизмов трансграничного обмена официальной и документированной информацией. Умелое сочетание государственной политики по основным направлениям развития экономики, социальной сферы и других условий жизни общества с полноценным использованием потенциала ИКТ позволило Азербайджану лаже в условиях кризиса сохранить хорошие показатели развития и обеспечить рост ВВП более чем на 9%. Для успешной интеграции страны в глобальную информационно-коммуникационную систему в рамках Государственной программы «Электронный Азербайджан» реализовано внедрение передовых технологий, использование потенциала «электронного правительства», «электронной торговли», обеспечен обмен информационными потоками. Вместе с тем, но словам министра экономического развития Азербайджана, создана инфраструктура космической промышленности и запущен первый телекоммуникационный спутник Азербайджана.
Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете определение и роль «электронного правительства»? Приведите примеры его деятельности. Дайте его определение. 2. В чем проявляется связь «электронного правительства» с изменениями в структуре гражданского общества и институтов государственной власти? 3. Каковы основные институты «электронного правительства»?
Литература 1. Бачило, И. Л. Организационно-правовые институты гражданского общества в информационной среде / И. Л. Бачило // Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики: кол. мон. — М.: Юрайт, 2009. — С. 200-229. 2. Приходько, Л. В. Канадский проект электронного правительства/Л. В. Приходько//Труды Института государства и права РАН. - 2009. - № 5. - С. 173-184. 3. Семилетов, С. И. Правовые проблемы инфокоммуника-ций в России / С. И. Семилетов // Труды Института государства и права РАН. - 2009. — № 5. - С. 53-63.
Глава 22 Развитие информационного законодательства
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |