КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема соотношения Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины 2 страница
В единой отрасли хозяйственного права налицо все указанные признаки специфического «химического» неразрывного соединения норм права. В частности, исходя из ст. 6 ХК Украины, можно выделить такие принципы хозяйственного права: — обеспечение экономического многообразия и равной защиты государством всех субъектов хозяйствования; — свобода предпринимательской деятельности в пределах закона; — свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины; — ограничение государственного регулирования экономических процессов в рамках необходимости обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства; — защита национального товаропроизводителя; — запрет незаконного вмешательства органов государства и местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения. Ообенность хозяйственного права как отрасли права в значительной степени определяется его источниками. Источники хозяйственного права — внешняя форма выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающая их общеобязательность и регулятивное действие. К источникам хозяйственного права Украины относятся: — хозяйственное законодательство; — нормативные договоры; — судебная практика (прецеденты); — деловые обычаи; — юридическая доктрина. В своей совокупности источники хозяйственного права определяют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяйствования. В настоящем курсе будет немало сказано о различных системообразующих факторах хозяйственного права. Их совокупность позволяет говорить о том, что хозяйственное право — единая отрасль права, занимающая равное место в системе иных отраслей украинского права.
§4 Хозяйственное право как система законодательства и иных источников права Хозяйственным законодательством принято называть совокупность нормативно-правовых актов, направленных на регулирование хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство включает в себя не только законы в собственном смысле, но и подзаконные нормативно-правовые акты в пределах, не противоречащих законам. Так, согласно ст. 7 ХК Украины отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными нормативно-правовыми актами. В этом смысле следует различать понятия «акты законодательства» и «законодательные акты». Первое понятие более широкое, включает в себя любые нормативно-правовые акты в хозяйственной сфере. Второе понятие — более узкое, представляющее собой законы. Такое разграничение имеет практическую ценность. Например, в ч. 4 ст. 10 ХК Украины источники правового регулирования хозяйственных отношений ограничиваются законодательными актами (т.е. законами), а в ч. 3 ст. 175 ХК Украины правоотношения с участием граждан соотнесены с более широким понятием акта законодательства. В ряде случаев объем понятия «законодательство» специально очерчен нормами права. Например, в ст. 41 ХК Украины состав антимонопольно-конкурентного законодательства ограничен законами. Среди законов в сфере хозяйственного законодательства высшей юридической силой обладает Конституция Украины. Статья 5 ХК Украины в концентрированном виде воспроизводит конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования. Речь идет об ответственности государства перед человеком; о провозглашении Украины суверенным, независимым, демократическим, социальным и правовым государством; о праве собственности Украинского народа на природные ресурсы; о праве гражданина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; об обеспечении государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики; о праве любого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью; об экономическом многообразии и праве каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом; о признании в Украине принципа верховенства права и других положениях, закрепленных в Конституции Украины (ст.ст. 3, 8, 13-15, 18, 36, 41-45 и др.).
Следующими в иерархии нормативно-правовых актов выступают законы. Особое место здесь отводится Хозяйственному кодексу Украины. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «одним из показателей отрасли законодательства, адекватной отрасли права, следует считать наличие сводного нормативного акта, который охватывает подавляющее большинство институтов данной отрасли». Для хозяйственного законодательства таким единым законодательным актом является Хозяйственный кодекс Украины, принятый 16 января 2003 года и вступивший в силу с 1 января 2004 года. Такой кодифицированный акт является активным центром системы хозяйственного законодательства, управляет этой системой путем установления общих положений, принципов, понятий и соотношений институтов, размежевания компетенции между органами управления, закрепления мер ответственности, определения направлений развития специального хозяйственного законодательства и др. Хозяйственный кодекс Украины как важнейший акт кодификации украинского права Значение ХК Украины для правовой организации экономических отношений трудно переоценить. Принятие этого кодекса ознаменовало собой реальное воплощение в жизнь практически существующей раздельности гражданского и хозяйственного законодательства. Идея принятия ХК Украины наравне с ГК Украины возникла в результате осознания того обстоятельства, что хозяйственное законодательство требует не только частноправового, но и публично-правового регулирования, что организационные и имущественные отношения в сфере хозяйствования существуют неразрывно друг от друга. Именно поэтому нет более оптимального пути, чем выделить и организовать данное сочетание в самостоятельном кодифицированном акте. Нельзя «размывать» его в толщах частных потребительских, семейных, наследственных и других правоотношений, закрепленных в ГК, так как это не позволяет представить специфику хозяйственного механизма. Кроме того, в рамках ГК государственное воздействие на экономику остается неупорядоченным, что влечет, как показывает современность, его самопроизвольное разрастание и бессистемное формирование.
Не случайно, самостоятельные хозяйственные (коммерческие, торговые) кодексы приняты в большинстве стран мира, среди которых: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Германия, Греция, Испания, Южная Корея, Люксембург, Мексика, Польша, Румыния, Словакия, США, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эстония, Япония и другие. Ранее, при разработке ХК Украины, его противники, в частности, цивилисты С. Головатый, А. Довгерт, Я. Шевченко, А. Пидопры-гора и другие непрестанно твердили, что такой акт приведет к отходу от рыночных условий хозяйствования, к возврату административно-командной системы управления экономикой. Однако анализ принятого ХК Украины показывает, что он полностью соответствует общемировым рыночным механизмам и весомому, как того и требует жизнь, месту государства в этих процессах. Принятие ХК в Украине — должный ответ научным школам Российской Федерации, которые под воздействием штампов времен Союза ССР не только доказывают нецелесообразность кодификации хозяйственного законодательства1, но и пытаются выхолостить само понятие хозяйственного права, заменяя его понятием отрасли предпринимательского и коммерческого права2, игнорирующим некоммерческую хозяйственную деятельность. Уже сегодня ХК Украины вызывает резонанс в Российской Федерации, способствующий работе по кодификации коммерческого законодательства3.
ХК Украины — результат многолетней работы ученых и практиков. Им удалось систематизировать разрозненное, неупорядоченное, раздираемое противоречивыми и зачастую неизвестными субъектам хозяйствования нормативными актами хозяйственное законодательство Украины. ХК Украины содержит немало бланкетных норм, однако их наличие объективно. Ведь хозяйственное законодательство составляет более 70 % всего законодательства Украины. Поэтому его невозможно охватить в одном кодексе. ХК Украины — первоначало системности хозяйственного законодательства. ХК Украины свел воедино имущественные и организационные отношения в сфере хозяйствования, поскольку последние неподвластны Гражданскому кодексу. К таким организационным отношениям относятся: определение рамок государственной экономической политики, порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование и патентование хозяйственной деятельности, разрешительные процедуры торговой и иной хозяйственной деятельности, сфера государственного упорядочения цен, антимонопольная политика, стандартизация и сертификация, государственные закупки, применение дотаций, индикативное планирование, ограничение контрольных функций государства и т.п. ХК отделяет хозяйственную деятельность, носящую систематический, профессиональный характер, в рамки самостоятельного правового механизма, отличного от механизма осуществления общегражданских прав. Следует признать, что этот механизм содержит большое количество публично-правовых ограничений. Однако их наличие продиктовано многоэтапностью хозяйственной деятельности, ее влиянием на основы экономической безопасности государства и граждан, наконец, предписанным в ст. 13 Конституции Украины правилом о социальной ориентированности экономики. Полезность ХК в том, что он предполагает «прозрачное» публичное участие в экономических процессах, но не избегает его упоминания, а подвергает активной и плодотворной регламентации. С принятием ХК Украины отменены законы Украины «О предпринимательстве»,(За исключением ст. 4, призванной действовать до принятия специального закона об ограничениях на занятие предпринимательской деятельностью.), «О предприятиях в Украине», нормы которых неоправданно пересекались и дублировались. Понятие предпринимательской деятельности (что прогрессивно) представлено частью понятия хозяйственной деятельности. Это позволило унифицировать «правила игры» в экономике вне зависимости от организационной, коммерческой или иной характеристики субъекта. Необходимость такой унификации подготовлена тенденциями не только хозяйственного, но и финансового, административного и уголовного законодательства. Ведь ранее хозяйственная деятельность, не носящая коммерческого характера, «выпадала» из сферы правового регулирования. ХК Украины служит своеобразным «древом» всего экономического законодательства, позволяет легко ориентироваться в нем. Это полезно не только для его практического освоения, но и для дальнейшего научного совершенствования. Положительные моменты ХК проявляются в выработке общих граней соприкосновения хозяйственного законодательства с гражданским и налоговым законодательством, в закреплении принципов хозяйственной деятельности, в других многочисленных новеллах. Непреходящее значение имеет концентрация в ХК Украины мер хозяйственно-правовой ответственности. Впервые санкции за правонарушения в сфере хозяйствования представлены в целостном виде, охватывающем как горизонтальные, так и вертикальные отношения. То есть ХК вышел далеко за рамки ГК, систематизировав не только диспозитивные санкции, применяемые субъектами хозяйствования друг к другу, но и императивные санкции штрафного, организационного и иного характера, применяемые к таким субъектам со стороны государственных органов. Несмотря на прогрессивное значение ХК Украины, его содержание не лишено недостатков, отмечаемых правоведами. Например, ст. 352 ХК не говорит о таком источнике формирования денежных фондов при страховании, как доходы от размещения средств этих фондов. Тем самым не учтены новейшие положения Закона «О страховании». Ст. 207 ХК применяет понятие недействительности хозяйственного обязательства, хотя следовало бы применять понятие недействительности хозяйственной сделки. В юридической литературе приводятся и другие недостатки ХК Украины, точно также как и недостатки ГК Украины. Большинство недостатков ХК являются, прежде всего, результатом несогласованной позиции правоведов при принятии ГК и ХК Украины. Но такие разногласия неизбежны на пути осуществленной масштабной кодификации. Неразумно надеяться, что единожды можно принять законодательные акты современного экономического регулирования, которые исключат какие-либо пробелы и коллизии. Даже классические кодификации, к примеру, Германские гражданское и торговое уложения, на протяжении более ста лет постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются. Следует учитывать, что ХК Украины будет всегда в большей степени тяготеть к изменениям, нежели ГК Украины. Это связано с тем, что хозяйственное право призвано обеспечивать динамично развивающиеся экономические отношения. Существование ХК Украины создает условия для стабильности ГК Украины, что крайне важно для успешной реализации прав и свобод обычными гражданами Украины. В период после принятия ХК и ГК Украины в правовом пространстве Украины возникли проблемы их совместного применения. Причины тому — отдельные различия в регулировании хозяйственных и гражданских отношений, предлагаемых кодексами. Например, ст.ст. 189 и 198 ХК Украины предусматривают, что денежные обязательства могут выражаться только в национальной валюте Украины, а ст. 256 ГК Украины допускает выражение денежных обязательств в иностранной валюте. Казалось бы, разграничение правового регулирования в общегражданских и хозяйственных отношениях не является новым для отечественного законодательства. Например, ст. 354 ГК УССР 1963 года исключала возможность участия граждан в договоре подряда на капитальное строительство, подразумевая тем самым, что подрядные отношения с участием граждан регулируются посредством общих норм ГК о договоре подряда. Однако многие практики и теоретики оказались неготовыми применять оба кодекса. Сказалось нежелание использовать коллизионные нормы, выявлять и оценивать соотношение общих и специальных норм. Последние нередко воспринимаются лишь по критерию количества нормативного материала, посвященного той или иной проблеме, хотя специальная норма может содержать даже небольшую по объему особенность. Ошибочной является практика специального включения в договоры указаний на применение того или иного кодекса при игнорировании различий в предмете их регулирования. Это нарушает объективность силы действия закона, насаждает элемент субъективизма в правовое поле. Даже научно-практические комментарии новых ГК и ХК Украины не всегда последовательно ориентируют практиков в этом плане. В отдельных случаях оспаривается субсидиарное применение норм ГК Украины по отношению к нормам ХК Украины на том основании, что ХК Украины должен применяться в порядке исключения1. Но вопрос о том, как практически разграничить «субсидиарное» и «исключительное», остался без ответа. В других случаях2 признается приоритет норм ХК Украины перед нормами ГК Украины в сфере хозяйствования, но иногда приводятся противоречивые утверждения. Так встречается вывод о том, что применение ГК Украины к хозяйственным отношениям «является по своей природе параллельным, а не субсидиарным (дополнительным)»3. Что это за «параллельность» и каким образом ее применять — не поясняется. Или, например, при комментировании ст. 189 ХК Украины о цене в хозяйственных обязательствах встречается замечание о том, что соответствующая особенность касается лишь хозяйственных договоров, которые упоминаются в ХК Украины (аренда, капитальное строительство, перевозка грузов и т.п.), и «не может применяться к гражданско-правовым договорам (купля-продажа, подряд и т.п.)». В отношении договоров, предусмотренных в обоих кодексах — поставки, перевозки грузов, страхования и др., говорится о невозможности применения норм ХК и ГК Украины. С таким подходом согласиться нельзя. Любые законодательные коллизии и пробелы не только могут, но и должны быть разрешены толкованием, хотя бы потому, что законодатель запрещает отказ в рассмотрении дела судом по причине неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, которое регулирует спорные отношения (ч. 6 ст. 4 ХПК Украины). «Лишь некоторые виды коллизий в законодательстве являются логико-структурными дефектами». Конструктивное разрешение коллизий зависит от всесторонности приемов толкования. В частности, в указанном выше случае с комментарием ст. 189 ХК Украины коллизия решается обращением к положениюч. 1ст. 175 кодекса, согласно которому вопрос отнесения обязательств к имущественно-хозяйственным обязательствам определяется не источниками регулирования, а спецификой субъектного состава и направленностью действий участников. То есть, если договор купли-продажи заключен между субъектами хозяйствования с целью осуществления хозяйственной деятельности, то он должен отвечать требованиям, предъявляемым к хозяйственно-правовым договорам, невзирая на то, что его регулирование предусмотрено в ГК Украины. В условиях дальнейшей дифференциации, усложнения и роста массива законодательства Украины первостепенной задачей ученых и практиков становится конструктивное толкование нормативно-правовых актов, исходя из объективности воли законодателя. Тупиковые фразы типа «невозможно», «непонятно», «противоречит», «пробел» должны быть отодвинуты на второй план. Решающими для применения ГК Украины и ХК Украины при регулировании хозяйственных отношений являются предписания ч. 2 ст. 9 ГК Украины, в соответствии с которыми «законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования», и положения ч. 2 ст. 4 ХК Украины, согласно которым «особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствование определяются этим кодексом». Дополнительные основания разграничения предметов регулирования кодексов находим в ст. 1 ГК Украины и ст.ст. 1-3 ХК Украины. В частности, не являются предметом регулирования ГК Украины имущественные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой стороне. В то же время из предмета регулирования ХК Украины исключена лишь некоторая часть имущественно-управленческих отношений. Речь идет об отношениях финансово-бюджетного характера, а также отношениях, в которых орган управления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия относительно субъекта хозяйствования. Таким образом, нормы ХК Украины,регулирующие публичные отношения в сфере хозяйствования, не конкурируют с нормами ГК Украины, так как имеют отличную от норм ГК Украины направленность. Что же касается норм ХК Украины в сфере частно-хозяйственных отношений, то таковые следует признавать специальными по отношению к общим нормам ГК Украины. Эта специальность (особенность) определяется не объемом нормативного регулирования того или иного вопроса, а особенностью механизма регулирования. Это означает, что отличие в содержании частноправовых норм ХК Щщраины по отношению к нормам ГК Украины следует рассматривать как особенность, присущую хозяйственным правоотношениям по сравнению с общегражданскими. Здесь реализуется общеправовой принцип «lex specialis derogat geaerali»(«Специальный закон отменяет действие общего закона»)'. Поэтому при условии конкуренции между частноправовыми нормами ХК и ГК Украины приоритет имеют нормы ХК, если речь идет о хозяйственных отношениях. Главным при решении вопроса о том, положения какого кодекса должны применяться для регулирования частноправовых имущественных отношений, становится выделение субъектного состава ихфнастников. Если это субъекты хозяйствования или участники хозяйственных отношений в понимании ХК Украины (статьи 2, 8, 23, 55, 176 и др.), то по общему правилу должны применяться положения ХК Украины. Если же одним из субъектов этих отношений является иное лицо, то должны быть применены положения ГК Указанны. 'Например, если договор на строительство объектов заключен между заказчиком и подрядчиком, которые являются субъектами хозяйствования, то к соответствующим отношениям должны применяться положения главы 33 ХК Украины. Если же заказчиком строительства объекта выступает гражданин, который не является предпринимателем, то соответствующие отношения подпадают под § 3 гл. 63 ГК Украины. В ряде случаев требует учета тот фактор, что отдельные институты предусмотрены в ХК Украины для отношений субъектов хозяйствования (ст. 55 ГК Украины), но не действуют в отношении иных участников отношений в сфере хозяйствования, которыми также являются «...потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и иные организации, которые выступают учредителями...» (ст. 2 ХК Украины). Например, глава 14 ХК Украины «Имущество субъектов хозяйствования» распространяется исключительно на субъектов хозяйствования. Вторым критерием предмета регулирования ХК Украины является направленность отношений на организацию и осуществление хозяйственной деятельности. В определенных случаях субъекты хозяйствования, в частности граждане-предприниматели, вступают в отношения с иной целью, нежели организация и осуществление хозяйственной деятельности. Эти отношения по смыслу ст. 1 ХК Украины не являются хозяйственно-правовыми. Деятельность граждан-предпринимателей может рассматриваться как хозяйственная лишь в части, имеющей признаки предпринимательства. Например, договор страхования жизни, который заключается между страхователем — гражданином и страхователем — юридическим лицом не имеет для первого цель осуществление предпринимательской деятельности. А потому согласно ч. 1 ст. 175 ХК Украины эти обязательства не являются хозяйственно-правовыми даже при условии, что страхователь и страховщик зарегистрированы как субъекты хозяйствования. Особенность регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, предусмотренная ХК Украины, не исключает применения ГК Украины, однако имеет свои пределы. Ряд норм ГК Украины являются универсальными длярегулиро-вания имущественных отношений, а потому выступают составной частью хозяйственного законодательства. Так, ХК Украины в отдельных нормах прямо ориентирует на возможность применения ГК Украины для регулирования хозяйственных отношений. Об этом свидетельствуют статьи 55, 56,92,107,133,154-156,162,175,179, 181, 182,193,196,199,200,202,223,262,265,291,294,305, 306, 317, 332, 350, 355 ХК Украины. Формулировки этих статей ХК Украины подчеркивают общий характер норм ГК Украины. Применение ГК Украины в сфере частно-хозяйственных отношений допускается в пределах, которые не противоречат нормам ХК Украины. Ведь в противном случае исключается особенность регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования, предусмотренная самим ГК Украины (ч. 2 ст. 9 ГК).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |