КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Санкции за нарушение законодательства о ВЭД
§7 §6 Правовое положение свободных экономических зон (СЭЗ)
Практика мирового развития показала, что одним из самых перспективных способов активизации ВЭД и привлечения иностранных инвестиций является создание свободных экономических зон, работа которых способствует резкому повышению деловой активности, росту производства и в конечном итоге — улучшению экономической ситуации в данной стране. В Украине идея иностранных инвестиций и свободных экономических зон (далее — СЭЗ) возникла сразу же после обретения независимости, и с начала 90-х годов началось создание соответственной правовой базы. Реформирование социально-экономического положения в Украине требовало применения новых форм регионального развития, которые базируются на возможностях регионов полнее и эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и преимущества благоприятного экономико-географического и геополитического расположения. Правовое регулирование создания и функционирования СЭЗ состоит в настоящее время из целого комплекса нормативных актов, а именно: — Конституции Украины (ст.92); — главы 39 ХК Украины, раздела VI Закона «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 г., ст.24 Закона от 16.04.91 г. «О ВЭД»; — Закона Украины «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 г. (далее — Закон «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ»); — законов об отдельных СЭЗ (например, Закон Украины «О специальной (свободной) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 23.03.2000 г. (Далее — Закон «О СЭЗ «Порто-франко»); — подзаконных актов, включая Указы Президента и постановления Кабинета Министров Украины, акты локального регулирования (уставы и положения о конкретных зонах).
В ст. 1 Закона «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ» определяют СЭЗ как часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и прочие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц. Целью создания СЭЗ является: привлечение иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, улучшение использования естественных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины и другие цели. Кроме общих целей для каждой СЭЗ устанавливаются специфические цели. Например, целями СЭЗ «Порто-франко» являются: содействие развитию внешнеэкономических связей и предпринимательства, загрузка мощностей портового комплекса и развития его инфраструктуры, увеличения поставок высококачественных товаров и услуг, создания современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры. На территории Украины могут создаваться разные функциональные типы СЭЗ: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы и т.п. Этот вопрос раскрыт в Концепции создания СЭЗ в Украине от 1994 г. Концепция дает классификацию СЭЗ и их общую характеристику, которая разработана на базе Закона Украины «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ»: Внешнеторговые зоны — это часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут сохраняться, покупаться и продаваться без уплаты таможенной пошлины и таможенного сбора или с его отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт) за счет предоставления таможенных льгот, услуг.
Комплексные производственные зоны, представляющие собой часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый и т.п.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные области хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Научно-технические зоны, то есть СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижения нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с дальнейшим внедрением результатов научных разработок в производство. Туристическо-рекреационные зоны или СЭЗ, которые создаются в регионах, имеющих богатый естественный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности в сфере рекреационно-туристического бизнеса. Например, Курортополис Трускавец. Банковско-страховые (оффшорные) зоны — это зоны, в которых вводится в особенности благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием лишь нерезидентов и обслуживают лишь ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины. Отличительной чертой оффшорных зон является то, что зарегистрированные на ее территории предприятия не занимаются предпринимательской деятельностью в зоне, и только при соблюдении этого условия получают существенные налоговые льготы по прибыли вплоть до полного освобождения от налога на прибыль, с оплатой лишь регистрации компании, а также небольшого ежегодного платежа принимающему государству и зарплаты работникам, принимаемым на работу из числа местных жителей. Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 25.02.2003 г. №77-р закрепил перечень зарубежных оффшорных зон. Законодательство Украины не предусматривает создание оффшорных зон на территории Украины.
Зоны пограничной торговли, представляющие собой часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли, создаются в основном в морских портах, аэропортах. Кроме вышеупомянутых, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные СЭЗ, которые объединяют в себе черты и элементы зон разных типов. По характеру взаимодействия с национальной экономикой страны выделяют такие виды зон: а) анклавные СЭЗ, которые отделены от всей другой территории системой пропускных пунктов, досмотров, проверок, а субъект СЭЗ не может вести предпринимательскую деятельность на другой территории страны и не имеет права заключать соглашения и осуществлять операции с национальными субъектами (оффшорные зоны), поставлять продукцию внутрь страны (экспортно-производственные зоны); б) интеграционные СЭЗ, создаваемые на предприятиях, которые находятся на их территории, распространяется особый правовой режим. Они органически включаются в экономику страны, активно сотрудничают с национальными производителями. Выбор варианта организации СЭЗ определяется двумя основными критериями: экономическая эффективность и оптимальное объединение типичных элементов со специфическими условиями конкретного объекта. Порядок создания СЭЗ регулируется разделом 2 Закона Украины «Об общих началах создания и функционирования СЭЗ» и Концепцией создания и функционирования СЭЗ в Украине, утвержденной постановлением КМУ от 14.03.94 г. Так, ст. 5 вышеупомянутого Закона определяет, что СЭЗ создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и местной государственной администрации.
В случае создания СЭЗ по инициативе Президента или Кабинета Министров Украины соответствующее решение может быть принято лишь после получения письменного согласия соответствующего местного совета и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить СЭЗ. В случае если инициатива в создании СЭЗ принадлежит местным советам и местным государственным администрациям, они подают соответствующее предложение в Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создании СЭЗ и подать вывод по этому вопросу в Верховную Раду Украины. Важной предпосылкой эффективного функционирования СЭЗ является наличие конкретной программы ее развития с определением целей, этапов, задач, направленных на создание соответствующей финансово-экономической инфраструктуры (банковской, страховой, инвестиционной и т.п.), сроков их выполнения, объемов и источников инвестиций. Статус, территория, а также срок, на который СЭЗ создается, определяется Верховной Радой путем принятия отдельного закона для каждой СЭЗ. Например, СЭЗ «Порто-франко» регулируется Законом Украины «О СЭЗ «Порто-франко»от 23.03.2000 г. Данный закон определяет? что СЭЗ «Порто-франко» создается на срок 25 лет на территории Одесского морского торгового порта и определяются ее границы. Оригинал карты СЭЗ «Порто-франко» хранится в Одесском городском совете. Управление специальными (свободными) экономическими зонами осуществляется специально создаваемыми органами. К таким органам управления независимо от типа СЭЗ относятся: а) совет по вопросам СЭЗ, который занимается выдачей документов на право реализации инвестиционных проектов; б) местные советы и местные государственные администрации в пределах своих полномочий; в) орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Функции этого органа могут быть возложены на одного из субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны. Исходя из этого, ст. 3 Закона «О СЭЗ «Порто-франко» определяет, что органами управления СЭЗ «Порто-франко» являются: а) Одесская областная государственная администрация; б) Одесский городской совет; в) орган хозяйственного развития и управления СЭЗ «Порто-франко». Иначе говоря, государственное регулирование деятельности СЭЗ осуществляют органы государственной исполнительной власти Украины, к компетенции которых входит контроль за соблюдением требований законодательства Украины на территории, где создана СЭЗ. Орган хозяйственного развития и управления и субъекты экономической деятельности СЭЗ являются самостоятельными в осуществлении своей деятельности относительно органов государственного управления Украины, за исключениями, предусмотренными законодательными актами Украины. СЭЗ считается ликвидированной с момента окончания срока, на который она была создана, если он не продлён в порядке изменения закона о конкретной СЭЗ. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидирована законом до окончания срока, на который она была создана. Однако, государство гарантирует сохранение в полном объеме всех имущественных и неимущественных прав субъектов СЭЗ «Порто-франко» в случае ее ликвидации. Споры между органами управления СЭЗ «Порто-франко», субъектами СЭЗ «Порто-франко» и ликвидационной комиссией, которые могут возникнуть в связи с ликвидацией СЭЗ «Порто-франко», подлежат рассмотрению в судах Украины, а споры с участием иностранных субъектов хозяйственной деятельности — в судах по согласованию сторон, в том числе за границей. Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией СЭЗ, урегулирования финансовых отношений между органом хозяйственного развития и управления субъектами экономической деятельности СЭЗ Кабинетом Министров Украины создается ликвидационная комиссия, которая приобретает все полномочия по управлению СЭЗ до момента окончательной ликвидации СЭЗ. Из вышеизложенного следует, что СЭЗ являются наиболее действенными формами региональной политики. Однако для успешного их функционирования на территории Украины необходимо: обеспечить долгосрочный и предвиденный характер экономической политики; либерализовать условия передвижения капиталов и товаров; обеспечить условия производства и торговли, которые отвечали бы мировым стандартам, и твердые правовые гарантии защиты права собственности; сформировать эффективные формы взаимодействия местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления и органа хозяйственного развития и управление СЭЗ на основах обоюдной заинтересованности в достижении высоких социально-экономических результатов деятельности. В соответствии с Законом Украины «О ВЭД» Украина как государство, так и все субъекты ВЭД, а также иностранные субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность за нарушения законов Украины и своих обязательств, закрепленных в договорном порядке. В то же время Украина как государство не несет ответственности за действия субъектов ВЭД, а субъекты ВЭД не несут ответственности за действия государства Украина. В ст. 33 Закона «О ВЭД» упоминается имущественная и уголовная ответственность за нарушение правил осуществления операций в ВЭД. Имущественная ответственность применяется в форме материального возмещения убытков, а также применения имущественных санкций. Если нарушения субъектами ВЭД или иностранными субъектами хозяйствования законов Украины о ВЭД привели к возникновению убытков, потери выгоды и/или морального вреда у других субъектов или государства, правонарушители несут имущественную ответственность в полном объеме. Порядок применения и размер договорных имущественных санкций определяется во внешнеэкономическом договоре. Кроме того, в случае» когда право контракта — законодательство Украины, то при применении имущественной ответственности используются соответствующие положения раздела 5 ХК Украины о возмещении убытков, взыскании штрафных и оперативно-хозяйственных санкций, а также субсидиарно — нормы ГК Украины об ответственности за нарушение обязательств. Уголовная ответственность за нарушение ВЭД наступает только в случаях, предусмотренных нормами уголовного законодательства. В частности, ст.ст. 199-204, 207-209 УК Украины предусматривают уголовную ответственность за нарушение таможенных правил (в т.ч. за контрабанду), нарушение порядка лицензирования хозяйственной деятельности, уклонение от возвращения валютной выручки и нарушение иного валютного законодательства, незаконное открытие счетов за границей и другие деяния, которые могут совершаться гражданами-предпринимателями и должностными лицами при осуществлении ВЭД. Кроме договорных имущественных санкций и уголовной ответственности к субъектам ВЭД могут применяться административно-хозяйственные санкции согласно гл. 27 ХК Украины, а к гражданам-предпринимателям и должностным лицам также меры административного взыскания согласно КУоАП (ст.ст. 162, 164, 169, 202, 208, 209 и др.) В соответствии со ст. 37 Закона Украины «О ВЭД» за нарушение законодательства Украины о ВЭД к субъектам ВЭД или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены следующие специальные санкции: — наложение штрафов, размер которых определяется законами (здесь речь идет о применении административно-хозяйственного штрафа по ст. 241 ХК Украины и административного штрафа по различным статьям КУоАП); — применение индивидуального режима лицензирования; — временное приостановление ВЭД. Указанные санкции применяются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины к субъектам ВЭД по решению судебных органов Украины или по представлению органов государственной налоговой и контрольно-ревизионной служб, таможенных, правоохранительных органов и Национального банка Украины. Применение индивидуального режима лицензирования как санкции за нарушения в сфере ВЭД, кроме вышеуказанного, регламентируется: а) ч. 1 ст. 245 ХК Украины; б) «Положением о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»», утвержденным приказом Министерства экономики Украины и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.04.2000 г. № 52; в) «Положением о порядке выдачи разовых (индивидуальных) лицензий», утвержденным приказом того же министерства № 47 от 17.04.2000 г., которое устанавливает, что разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для осуществления отдельной внешнеэкономической операции субъектами ВЭД, к которым применена специальная санкция — индивидуальный режим лицензирования. С целью контроля за деятельностью субъектов ВЭД, которые допустили нарушения в этой сфере, оформляется разовая (индивидуальная) лицензия, которая выдается Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины или уполномоченными им органами. Разовая (индивидуальная) лицензия является основанием для таможенного оформления товаров и осуществления внешнеэкономических расчетных операций субъектов ВЭД, к которым применены специальные санкции. Лицензия выдается на период не меньше, необходимого для осуществления соответствующей внешнеэкономической операции и не подлежит передачедругим лицам. Временное приостановление ВЭД относительно украинских субъектов ВЭД и иностранных субъектов хозяйственной деятельности означает лишение права заниматься всеми видами ВЭД, предусмотренными ст. 4 Закона Украины «О ВЭД», за исключением: а) завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям, при которых со стороны украинских субъектов ВЭД или иностранных субъектов хозяйствования были перечислены средства до применения этой санкции; б) завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям за продукцию, которая была отправлена за пределы Украины украинскими субъектами ВЭД или отправлена в Украину иностранными субъектами хозяйственной деятельности до применения этой санкции. Для завершения таких операций украинскому субъекту ВЭД следует получить разовую (индивидуальную) лицензию в установленном порядке. Временное приостановление ВЭД может применяться в случае действий субъектов: — которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности; — приводящих к нарушениям международных обязательств Украины. Применение указанных санкций может быть обжаловано в суде. В отдельных случаях, в частности, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, при подаче иска о признании или взыскании долга, санкции могут быть приостановлены на срок действия форс-мажорных обстоятельств или на время рассмотрения дела в суде. Считывая специфику предмета правонарушения, особого внимания заслуживают санкции за нарушения валютного законодательства. Так, согласно ч.2 ст. 245 ХК Украины при недобросовестной конкуренции, незаконном размещение валютных ценностей на счетах и вкладах за пределами Украины, а также в других случаях, при действиях причиняющих ущерб экономике Украины, экспортно-импортные операции таких субъектов хозяйствования прекращаются на условиях и в порядке, предусмотренных законом. При открытии валютного счета в банковском учреждении за пределами Украины субъект ВЭД обязан уведомить об этом НБУ не позднее чем в трехдневный срок. Нарушение этого требования влечет административно-хозяйственную ответственность в порядке, установленном законом, согласно ч.2 ст. 386 ХК Украины, В соответствии со ст. 16 Декрета КМУ от 19.02.93 г. «О системе валютного регулирования и валютного контроля» установлена ответственность за нарушение положений действующего валютного законодательства. В развитие данного нормативного акта принят ряд подзаконных актов: — постановление НБУ № 49 от 08.02.2000 г. «Об утверждении Положения о валютном контроле»; — Указ Президента Украины от 27.06.99 г. «Об урегулирование порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства»; — приказ Государственной налоговой администрации Украины № 542 от 04.10.99 г. «Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства». В хозяйственной практике Украины большинство представлений о применении специальных санкций осуществляется органами государственной налоговой службы — около 85 %, поскольку в ходе налоговых проверок выявляются нарушения законодательства о ВЭД. Как правило, после соответствующего представления Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины принимает решение о применении санкций. Исключение составляют лишь отдельные правонарушения, например, в случае, когда у крупного экспортера небольшая задолженность по внешнеэкономическим контрактам по сравнению с общим объемом продаж. Каждый такой случай рассматривается в рабочем порядке по согласованию с органом, направившим представление. Таким образом, применение данных норм может носить и дифференцированный характер. Применение санкций имеет важное значение для регулирования ВЭД. Так, только на протяжении 1995 года, когда экономика Украины находилась в крайне упадочном состоянии, субъекты ВЭД, к которым были применены специальные санкции, возвратили в Украину валютных средств, незаконно находящихся за границей, на сумму около 200 млн. долл. Правильность введения ответственности за нарушение законодательства о ВЭД подтверждается наличием аналогичных правовых институтов в экономически развитых странах Европы и Америки. Отсутствие подобной ответственности привело бы к хаосу в сфере ВЭД.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)? 2. Какие существуют виды внешнеэкономической деятельности? 3. Кто может стать субъектом внешнеэкономической деятельности Украины? 4. В чем заключаются государственные методы регулирования ВЭД? 5. Назовите отличия в методах тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. 6. Какие требования к форме и содержанию внешнеэкономических договоров предусмотрены законодательством Украины? 7. Что такое базисные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) купли-продажи (поставки) и каково их значение? 8. Назовите особенности расчетов по контрактам в ВЭД. 9. В чем состоит механизм контроля за поступлением валютной выручки в Украину? 10. Охарактеризуйте правовое положение свободных экономических зон (СЭЗ). Какие вы знаете санкции за нарушение законодательства о ВЭД и в чем состоит порядок их применения? Глава 15 Система органов охраны и защиты прав (законных интересов) субъектов хозяйствования
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |