Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрывки из философских текстов




Религия есть сон человеческого духа: но и во сне мы находимся не на небе, а на земле – в царстве действительности; только мы видим действительные предметы не в реальном свете необходимости, а в чарующем произвольном блеске воображения и прихоти.

***

[...] Человек сознает, что сердце, любовь есть высшая, абсолютная сила и истина, и видит в боге не только закон, моральную сущность и сущность разума, но главным образом любящее, сердечное, даже субъективно-человеческое существо [...].

***

Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух.

***

Но в чем заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства, сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь.

Л. Фейербах

 

Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

***

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

***

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сование людей определяет их бытие, а, наоборот, их общест­венное бытие определяет их сознание.

***

[...] Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном об­ществе, ни то, что я открыл их борьбу между собою. [...] То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; что классо­вая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

К. Маркс

Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию [...].

***

Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышле­ние познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире состав­лять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос.

Но рядом с этим существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант.

Ф.Энгельс

 

"Нет объекта без субъекта" — вот положение, которое навсегда делает невозможным всякий материализм. Солнце и планеты без глаза, который их видит, и рассудка, который их познает, можно назвать словами; но эти слова для представления — кимвал звенящий. [...] И все же от этого первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира, как от необходимого посредника знания — знания, для которого и в котором мир только и существует и без которого его нельзя даже мыслить, ибо всецело представление, и в качестве такового нуждается познающем субъекте как носителе своего бытия.

***

Чистая, бесформенная материя — это основа эмпирического мира, сама по себе никогда не восприемлемая, но всегда неизменно предполагаемая, — представляет собою непосредственное отражение вообще — зримый образ вещи в себе, то есть воли; поэтому к ней, в условиях опыта, применимо все то, что, безусловно, присуще самой воле, и в образе временной неразрушимости она, материя, воспроизводит истинную вечность воли.

А. Шопенгауэр

Понятие, противоположное греху, есть не добродетель а свобода. Грех есть обморок свободы.

***

Понятие, противоположное греху, есть не добродетель, а вера: все, что происходит не от веры, есть грех.

***

Страх — это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает всю его обманчивость.

С. Къеркегор

Ненависть к "миру", проклятие аффектов, страх перед красотой и чувственностью, потусторонний мир, изобретенный лишь для того, чтобы лучше оклеветать этот, на деле же стремление к ничто, к концу, к успокоению, к "субботе суббот" — все это всегда казалось мне, вместе с безусловной волей христианства признавать лишь моральные ценности, самой опасной и жуткой из всех возможных форм "воли к гибели" или, по крайней мере, признаком глубочайшей болезни, усталости, угрюмости, истощения, оскудения жизни, ибо перед моралью (в особенности христианской, т.е. безусловной моралью) жизнь постоянно и неизбежно должна оста­ваться неправой, так как жизнь по своей сущности есть неч­то неморальное; она должна, наконец, раздавленная тяжес­тью презрения и вечного "нет", ощущаться как нечто недос­тойное желания, недостойное само по себе...

Понятно ли теперь, какую задачу я осмелился затронуть этой книгой?..

***

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что долж­но превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Мы от­рицаем Бога как Бога... Если бы нам доказали этого Бога христиан, мы еще менее сумели бы поверить в него.

Ф. Ницше




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.