Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики семей групп риска по факторам наркозависимости




Содержание и особенности работы с родителями наркозависимых подростков

1. Нужно перестать себя обманывать и признать, что ребенок — наркозависимый.

Необходимо осознать и принять тот факт, что в семье появилась серьезная проблема. Семья должна объединиться в борьбе с ней несмотря ни на какие разногласия. Нужно настроиться на долгий и трудный путь помощи ребенку в его борьбе за жизнь. Успех реален, если родители смогут изначально настроится на то, чтобы: проявлять максимум терпения и веры в успех; быть максимально честными с собой и подростком; обращаться за помощью ко всем, кто может оказать реальную помощь; активизировать собственные силы подростка, давая ему ощущение поддержки с вашей стороны.

2. До того как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше достоверной информации по проблеме.

3. Прежде чем спасать ребенка, необходимо оценить свое собственное состояние и если необходимо — улучшать его.

Зависимость появляется не вдруг, она формируется в продолжение какого-то времени, а нередко является логическим завершением длительных явных или скрытых семейных проблем.

Параллельно с зависимостью подростка у родственников развивается расстройство под названием «созависимость». Это означает, что у родственников и близких наркомана в результате психической травмы и попыток приспособиться к ней вырабатывается комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни: неуверенность в своих силах и своей правоте, чувство вины за поведение своего ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов семьи; усталость, обидчивость, раздражительность. У них может развиться и неискренность в отношениях с окружающими, желание скрыть истинное состояние своего ребенка. Как только вы заметили негативные изменения в своем состоянии, обращайтесь к психологу, психотерапевту или в общественные организации.

4. Нужно вырабатывать реалистический взгляд на проблему, избегая иллюзий и мифов.

Родители понимают, что наркозависимый остается несмышленым ребенком, у него детский подход к взрослым проблемам. Он легкомыслен, нетерпелив, самонадеян, не принимает во внимание возможности других и объективные обстоятельства, уверен, что все сойдет ему с рук. В душе он хороший человек и не делает никому зла специально. Он живет своими фантазиями. Нередко в своем поведении родители уподобляются своему ребенку, оторванному от реальности.

Важно разделить ваши проблемы и проблему ребенка. Необходимо признать, что ребенок вырос, несмотря на свое безответственное поведение. Он имеет право на собственную жизнь. Он — не ваша собственность. Вы не можете контролировать его жизнь, как бы ни старались это делать. Он вправе выбирать свой путь, даже если его не одобряют окружающие, Он сам и только сам должен нести ответственность (перед собой, законом и перед Богом) за свою жизнь.

5. Постарайтесь, прежде всего, понять причины и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических веществ.

Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а вы — спокойны и контролируете себя. Когда разговор пошел, следует, не стесняясь, спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих вас его поступках и словах. Узнайте, как ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка — это может сразу оттолкнуть его от вас.

Помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудный момент. Одной из причин употребления наркотиков служит невнимательное и равнодушное отношение родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье. Важно понять — что вы делаете такого, что способствует употреблению наркотиков. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что нет в мире людей, более любящих его, чем родители, что они ближе всех принимают к сердцу его проблемы, стремятся предупредить возможные опасности.

Именно своей любовью и объясняйте свою твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы будете настойчиво стремиться помочь ему избавиться от этого пристрастия («Мы любим тебя и не успокоимся, пока ты не справишься со своей проблемой»). Проводите эту мысль регулярно. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а именно наркотики, так как они ведут к смерти. Четко выразите свое негативное отношение к наркотикам. Выясните его позицию к ним. Ваша любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причинами вашей твердости. И ребенок обязательно должен это знать.

6. Будьте готовы встретить сопротивление вашего ребенка (вернее, его аддикции).

Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы, что ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах. Будьте готовы, что он перестанет употреблять один наркотик (инъекционный), но тайно от вас будет использовать другие.

7. Действуйте совместно.

Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы они были едины и последовательны в своем подходе. Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления, поведения, связанного с ними. Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы. Если ваш ребенок крещен в православную веру, помощь может оказать беседа с православным священником, посещение храма, временное проживание в нем.

8. Подумайте, что можно изменить в условиях жизни ребенка и семьи.

В случае, если вы подозреваете, что ваш ребенок продолжает принимать наркотики, изучите ситуацию более подробно. Известны случаи, когда проблема решилась путем перевода в другое учебное заведение, смены места жительства, отрыва от порочной компании. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Заведите дневник. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.

9. Демонстрируйте твердую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов.

Выясните его точку зрения на этот счет. Будьте готовыми встретить сопротивление со стороны ребенка, угрозу покинуть дом. Не меняйте позицию и постоянно разъясняйте ее подростку. Ищите возможность отвлечь его от компании, включить его в другие социальные группы.

10. Обратитесь за помощью к специалистам, если вы убедились, что ваши усилия не дали желаемых результатов.

Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что она будет эффективна. Не прибегайте к самолечению или помощи экстрасенсов, магов. Важно совместно с подростком выбрать ту форму реабилитации, которая наиболее подходит для него и семьи. Не останавливайтесь ни перед чем, пока подросток не пройдет полный курс реабилитации.

11. Постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка.

Независимо от того, на какой стадии реабилитации подросток находится, следуйте правилу: перестаньте искать виноватых. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, взрослый и для того, чтобы отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него и не корить себя понапрасну. Даже, если вы найдете причину его порока в недостатках ваших методов воспитания, вы ничего не сможете изменить.

Не пугайте. Не угрожайте. Не читайте нотаций. Не устраивайте истерик. Если подростку удастся спровоцировать вас на грубость, он получит полное моральное право на употребление наркотиков, заглушая обиду и чувство вины. Не поддавайтесь на провокации, не теряйте контроля над собой. Ни на день не отказывайтесь от борьбы с зависимостью; убеждайте: наркотики – смертельно опасны, тебе это не нужно, ты можешь справиться с этим, если сам захочешь и обратишься за помощью. Ставьте перед подростком конкретные задачи на короткие промежутки времени. Ставьте условия, поддерживайте его только в том, что не связано с наркотиками.

12. Не помогайте подростку поддерживать его аддикцию.

Не потакайте все увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добивайте одинакового отношения к этому всей семьи. Не верьте подростку на слово. Не давайте обхитрить себя. Не верьте его обещаниям, верьте только делам. Не покрывайте подростка, не давайте деньги, не отдавайте за него долги, не решайте его проблемы. Не делайте за подростка ничего из того, что он может и должен сделать сам. Он должен столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями употребления наркотиков, иначе он не захочет освободиться от зависимости. Отношения с наркозависимым необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменению. Он точно должен знать, как вы относитесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримите в ответ. И если он нарушил оговоренное правило, вам лучше следовать своим обещаниям до конца. Вы должны быть исключительно правдивы и принципиальны с подростком. Если он знает, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

13. Не стоит скрывать правду о том, что ваш ребенок употребляет наркотики, от родных и друзей.

Он может пользоваться неосведомленностью окружающих, чтобы выманивать деньги на покупку дурмана. Такое ваше поведение он расценивает как неявное согласие с употреблением (по принципу: «если окружающие ни о чем не догадываются – значит, я не так уж сильно отличаюсь от нормальных людей, значит все не так страшно»). Главное же в том, что, скрывая свое несчастье от знакомых, друзей и родных, вы остаетесь с проблемой один на один. Если родители друзей вашего ребенка не будут знать о его проблеме, у него будет больше шансов сделать наркоманами детей, пока еще не знакомых с наркотиками. И вы тогда не сможете простить себе это. Другие родители при подходящем случае не смогут удержать его от преступления, если не будут понимать его мотивы. Стремительное распространение наркотиков во многом связано с молчанием людей.

14. Поддерживаете любые позитивные проявления.

Выражайте веру в его возможности. Убеждайте в необходимости отказа от наркотиков. Загружайте его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролируйте темпы и качество работы. При этом сохраняйте контакты с подростком и его доверие. Ему нужна ваша поддержка и вера. Больше времени проводите вместе с ним, не выпуская из поля зрения, не давая воссоединиться с друзьями-наркоманами. Чаще посещайте школу, действуйте согласованно с педагогами (факт наркотизации все равно долго не скроешь).

15. Не давайте зависимому командовать в семье и разрушать ее.

Не подчиняйте его желаниям и требованиям интересы семьи. Помните, что подросток – это не вся семья. Семья должна жить нормальной жизнью, иначе она разрушится сама и не сможет помочь подростку. Вы не должны забывать, что у вас есть своя собственная жизнь, за которую отвечаете только вы. Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи.

 

 

Основное содержание социальной работы с семьями «группы риска»

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей «группы риска» - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы риска» сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:

1. Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие;

2. Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально – психологическая работа с клиентами.

Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

б) малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

в) семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

г) семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

5. Анализ уровня социального обслуживания подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса.

Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка:

На предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам показателям). Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка(учебная дезодаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп).Пример социального паспорта класса приводится в приложении 1.В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом.

Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус семьи «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

В целом первичное изучение семьи включает:

а) выявление состава семьи;

б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;

в) выявление ценностных ориентаций семьи;

г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;

д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении семьи «группы риска» специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.

Рекомендации по проведению беседы:

Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать более одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему.

Основные требования к проведению беседы:

определить цель беседы;

определить основные вопросы, которые будут заданы;

собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

важно следить за точностью формулировок.

Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы риска», можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.

Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, и, в частности, является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Работа в данном направлении предполагает сегодня оптимизацию деятельности в этом направлении всех социальных служб и структур управления.

В целях развития форм устройства семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите органам социальной защиты населения необходимо занимать активную и «помогающую» позицию, предпринимать конкретные действия.

Основной подход «изъятия» ребенка из неблагополучной семьи и определение его в учреждение в большинстве случаев приводит только к тому, что ребенок становится сиротой и определяется на государственное содержание. Не учитывается последствий разлучения для семьи и ребенка, используются карательные меры вместо реабилитационных, так как мало развиты соответствующие механизмы, ограничено число специалистов по работе с семьей.

Для семьи «группы риска» эти подходы совершенно не подходят, такие данные семьи требуют более «экологических» методов. В последние годы от правозащитных организаций поступает много предложений о реорганизации системы защиты прав детей. В основном они касаются введения новых форм работы с семьями «группы риска».Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья-система особенно уязвима, она входи в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной. При внимательном изучении биографии родителей из семей «группы риска» выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: «не выражай открыто своих чувств – это могут использовать против тебя»; «не верь никому, даже родным»; «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…». С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с повышенным риском. Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья «выздоровела».

Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.

Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей).

Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.