Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная безопасность 1 страница




Понятие духовности

К духовности относится все, что не включается в материальную и по­литическую сферу. (Под политической сферой следует понимать отношения, участниками которых являются государство, политические партии и движе­ния).

В структуре жизнедеятельности человека духовный компонент занима­ет особое место. Он отвечает за человека как за человека, выводит человече­ское существо за пределы животного мира, ставя его над ним.

Понятие духовности включает в себя:

1) осознание человеком своей природы и сущности: в чем его отличие от остального живого мира; каковы его индивидуальные особенности, в чем предназначение человечества в целом и его собственного - в частности;

2) отношение к социальному окружению: связь человека с обществом, ближайшей микросредой (семьей, коллективом и т.д.); понимание своего долга перед общностью, готовность пожертвовать своими благами ради об­щественного интереса;

3) представление о способе существования человека: должен ли он су­ществовать за счет общества либо за счет своего индивидуального труда (это краеугольный камень поведения, фактор, определяющий способ жизнедея­тельности);

4) самооценка человека, его представления о том, как он должен пони­мать и воспринимать себя и т.д.

Подобное понятие о духовности человека опирается на нравственные нормы, закрепленные в различных религиозных догматах, в первую очередь православия и ислама.

Духовность (духовную сферу жизни общества) образуют такие компо­ненты, как сознание, религия, идеология, мировоззрение, мораль, искусство, наука, культура и т.п.

Духовная безопасность - это состояние защищенности духовных цен­ностей человека и общества, являющихся частью общечеловеческих ценно­стей.

Учитывая исключительную роль духовности человека в жизни общест­ва, государство использует имеющиеся в его распоряжении средства для раз­вития и распространения истинных духовных ценностей.

Регулятором общественных отношений в государстве (который обес­печивается силой принуждения) является право. С помощью права поддерживаются те нормы духовно-нравственного поведения, которые необходимы для существования и благоприятного развития обществ. Задача права состоит в том, чтобы стандарты имели в своей основе религиозные нормы поведения, отражали единые духовные интересы в их социально признанных и традици­онных религиозных объединениях.

Совокупность правовых норм, регулирующих духовные отношения в обществе, можно назвать духовным правом. Оно представляет собой систему, складывающуюся из норм религий, морали и нравственности, закрепленных нормативно-правовыми актами (в т.ч. соответствующими положениями меж­дународных норм и Конституции РФ). Позитивные правовые духовные от­ношения охраняются административным, гражданским, в необходимых слу­чаях и уголовным правом РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое кража?

2. Опишите варианты поведения потерпевших, создающие условия, способствующие совершению преступления.

3. Квартирная кража. Перечислите способы проникновения в жили­ще.

4. Назовите способы защиты квартиры от воров.

5. Уличные (карманные) кражи, кражи в общественном транспорте, на железнодорожных станциях. Как предупредить уличную кражу?

6. Кражи автотранспорта. Опишите методы защиты автомобиля от угона.

7. Дайте характеристику жертв мошенничества.

8. Какие виды мошенничества вы знаете?

9. Проанализируйте следующие виды насильственной преступно­сти: убийства и умышленное причинение вреда здоровью. Перечислите меры, направленные на предупреждение тяжких насильственных пре­ступлений.

10. Опишите возможные проявления женской неосмотрительности и наиболее типичные ситуации, в которых совершаются изнасилования.

11. Как защититься от нападения, если нападающий является зна­комым жертвы и, если насильник жертве не знаком?

12. Какое поведение называется виктимным? Приведите примеры.

13. Дайте определение понятий «грабеж» и «разбой». Уличные грабежи. Какие меры безопасности вы знаете?

14. Как следует вести себя при встрече с грабителем?

15. Как предупредить ограбление квартиры?

16. Рассмотрите варианты проникновения в жилище.

17. Как происходит нападение на водителя автомобиля? Расскажи­те о вариантах разбоя на дороге, дайте рекомендации водителю.

18. Дайте характеристику потерпевших от хулиганства.

19. Каких рекомендаций следует придерживаться при общении с пьяным человеком?

 

 

Глава 4. Особенности подростковой преступности.

Подростковые-молодежные формирования

(На основе исследований д.п.н. Сукало А.А. и генерального директора "Института подростка" Файна А.П. г.Санкт-Петербург).

Проблема противостояния общества и криминалитета, культуры и криминальной среды как носителя определенной системы эталонов и ценностей обретает все более острый характер. Привыкание к насилию, к беззаконности и безнаказанности, к неспособности государства обеспечить безопасность граждан, к правовой, социальной и экономической незащищенности, к доминированию низкокачественной кино- и видеопродукции, иных культурных суррогатов свидетельствует о качественных культурных изменениях в сознании российского общества. Социальный коллективизм оказался замененным особого рода социальным изоляционизмом. Личность, независимо от ее социального положения, осталась одна на один с миром насилия, от которого не могут спасти ни связи, ни деньги, ни статус, ни личные достоинства, ни прежние заслуги, ни даже авторитете криминальной среде.

Необычайно остро данная ситуация сказывается на психологии и ориентациях значительной части подростков и молодежи, что требуете современных условиях разработки новых подходов к организации социальной работы с беспризорными, безнадзорными детьми и подростками, с представителями иных «групп риска».

Одной из проблем социально-педагогической деятельности в данном направлении представляется определение принципов и критериев дифференциации подростково-молодежных сообществ с учетом факторов, определяющих основные противоречия современной социально-культурной ситуации. Наиболее эффективной в исследовании процессов амолодежной среде представляется дифференциация досуговых объединений по критерию «отношение к традиционным ценностям и нормам культуры». Данный подход позволяет проанализировать логику и стадии развития молодежных объединений, определить доминирующий тип их социальных ориентации — традиционный, альтернативный, асоциальный и криминальный.

Иной аспект проблематики — изучение социально-психологических особенностей подростково-молодежных досуговых общностей в целях выбора и применения, адекватных социально-педагогических технологий социальной адаптации и коррекции девиантого поведения.

В числе наиболее распространенных «базовых» моделей человеческих общностей часто упоминаются такие, как клуб, коалиция, банда, секта, клика (Дольник В.Р.), а также коллектив как особый тип объединения, возникающего в результате социальных усилий. В то же время социально-психологические модели подростково-молодежных особенностей, как показывают наши наблюдения, опрос экспертов (Северо-западный регион России), а также изучение материалов социологических и криминологических исследований в различных регионах СНГ, не всегда возможно выделить в чистом виде. Нередко они носят промежуточный характер, заимствуя часть признаков из базисных характеристик иных типов общностей.

Наиболее распространенный тип подростковой общности — клуб. Как социально-психологическое явление клуб обладает совокупностью характеристик, отражающих его социально-этологическую и культурную природу. В качестве ведущих признаков клуба исследователи отмечают «отсутствие инструментальных целей и приоритет мотивов к развлечению, отдыху, общению»; «отсутствие жесткой иерархической структуры»; приоритет связей «по горизонтали», который важен как одно из условий социализации, а также «примерно одинаковый социальный и интеллектуальный статус участников». Уединенное от посторонних место сбора, выступающее в качестве признака клуба, является непреложным условием безопасности. В этом смысле клуб предстает как закрытая общность. «Отрицательное отношение к чужим» является последним признаком клуба.

Клуб-коалиция — одна из наиболее типичных форм подростково-молодежных досуговых объединений. От традиционной клубной модели ее отличает открытость, отсутствие негативного отношения к чужим. В клубе-коалиции более выражено стремление сформулировать цели и программу деятельности группы. Само целеполагание, наличие предмета деятельности или поиски такового существенно влияют на характер внутригрупповых связей.

Секта и клика как типы досуговых общностей не характерны для подростково-молодежной среды.

Банда представляет собой наиболее социально-деструктивный тип досугов ой общности. В качестве первого признака банды выступает «приоритет связей по вертикали», обладающих большой степенью жесткости. Межсубъектные отношения в банде замыкаются на лидера. Распределение благ, определение целей деятельности, тактики действий и др.—безраздельная прерогатива лидера. Личные качества лидера определяют характер социальной активности банды, степень ее агрессивности. Иерархическая структура, как и в закрытых условиях, трехступенчата. Но низший слой в досугов ой общности не отверженные, а «резерв» банды, охраняемый и опекаемый лидером, а в бандах со сложной структурой —кругом авторитетных лиц. Данный характер отношений копирует модель профессионализированных криминальных сообществ.

Проблемы улицы в России всегда стояла достаточно остро. В доперестроечное время реальные события, происходящие на улице, были закрыты для общественности. Ребенок, который проводил свой досуг во дворе, как правило, задерживался инспекторами «детских комнат» милиции, где его и ставили на учет. То есть вышеупомянутый ребенок фиксировался как потенциальный правонарушитель.

Действительно, советская педагогика четко делила детей на две простые категории «благополучные» и «трудные». Несовершеннолетние, имеющие жизненные психологические проблемы, а, значит, демонстрировавшие нестандартное поведение, относились к категории "трудных". Последними занималось специальное подразделение милиция. Поэтому литература, содержащая статистику, описания уличные группы; методы воспитания, выпускалась под грифом «секретно» или «для служебного пользования».

Улица до перестройки в городах СССР представляла собой очень сложный мир, мир неофициальной, альтернативной культуры. Существовали официальные подростковые клубы, кружки, секции — все это посещали «благополучные». В свободное время ребенок тоже должен заниматься общественно-полезным (с точки зрения взрослых) делом — так требовала педагогическая доктрина тех лет.

Между тем, были беспризорные, бездомные дети, которым помогла выжить та же улица, различные неформальные молодежные группы. Так, хиппи, история которых началась в СССР с конца 60-х годов, активно занимались беспризорными. Хиппи приводили брошенных детей к себе в жилища (так называемые «флэта»), кормили и даже давали нехитрое образование.

На улице родился весь российской андеграунд — социальное и художественное подполье, в котором сформировался отечественный рок, авангард в искусстве. Андеграунд, куда входили хиппи, являлся стихийной самодеятельной социозащитной структурой для бездомных детей и взрослых. И, естественно, оборотная сторона улицы — криминалитет, который противостоял андеграунду.

Характеристика субкультурного явления на улицах города

Очень условно тусовки можно разделить на следующие категории:

1.«Белая смерть» — члены этих групп склонны к активному употреблению психоактивных веществ, включая наркотики. Как правило, молодежь подобных тусовок заканчивает социальную жизнь в притонах наркоманов, которые представляют собой квартиры или комнаты, снимаемые на время. Часто такие группы «пасут» низовые звенья наркомафии, постоянно поставляя наркосодержащие вещества. Кстати, через такие тусовки психоактивные вещества распространяются и по другим группировкам города. «Население» тусовок не имеет выраженного стиля поведения, часто неопрятный вид и четко выраженный сленг. В притоны попадают через тусовки, расположенные, как правило, в кафе. Склонные к употреблению психоактивных веществ идентифицируют друг друга по невербальным признакам. Сегодня существует совершенно новое явление в субкультуре города—«кислотники» и «растаманы» - они отличаются от классических тусовок наркоманов, открыто демонстрируют свои наркоманические пристрастия и, вероятно, занимают промежуточное положение между «белой смертью» и «альтернативой» (о них будет сказано ниже).

«Гадкие лебеди» — тусовки беспризорных подростков, не имеющих дома, либо систематически проживающих вне его. Как правило, тусовки расположены в местах, могущих способствовало удовлетворению элементарных материальных потребностей беспризорных —станции метро, рынки, вокзалы. Поскольку власти города уделяют некоторое питание беспризорным(в отличие от других «жителей улицы»), часто на тусовках можно наблюдать подростков, числящихся в разных приютах. Многие жалуются на плохое питание, отношение педагогического коллектива и полому снова уходят на улицу. Другие, чувствуя неустойчивость своего по типу «гадкие лебеди» много подростков, мигрирующих из города в город тонных к бродяжничеству. Часто встречаются воспитанники детских домов (сироты), попадающие на тусовку по тем же причинам, что и жители приюта и общее, что отличает членов этих тусовок — это полное невнимание к своему внешнему виду и личной гигиене, неразборчивость в выборе средств поисках пищи, курева и алкоголя, множество мелких краж и предложения всех видов сексуальных контактов — от орального до гомосексуального. Так, один семилетний мальчик, впоследствии вставший на учет в Институт Подростки добывали себе жевательную резинку через оральный секс с продавцами парков Сытного рынка. Быт «гадких лебедей» организован в местах, мало пригодных для проживания (чердаки, подвалы, дома на снос и капитальный ремонт иногда такие места называют «бункер». Основное население тусовок—подростки 1 Or 12 лет, встречаются дети 6-7 лет.

3.«Волчата»—тусовки подростков, проводящих все свободное время вне дома, на улице. Семьи этих подростков, как правило, малоимущие и денег на посещение секций и дискотек у ищет. Как правило, «волчата» образуются по месту жительства. Изначальное объединяющее начало — совместное время провождение. Далее складывается неформальная группа со своим, социально-психологическими особенностями: появляются лидеры и аутсайдеры, ритуалы приема и изгнания. «Веши» — самая распространенная в городе тусовка, общее их число будет не определено. Тусовки по типу «волчата» в условиях полной педагогической бесконтрольности представляют собой прекрасный «рынок», в котором преступные сообщества находят кадры для рэкета, проституции (как мужской так и женской), наркомафии.

4.«Альтернатива»—тусовки старших подростков и молодежи, которые имеют определенную идеологию рекламирующую не только ценности тусовки, но и образ жизни их членов. В первую очередь — это осколки так называемой «Системы» — очень больно деформирования, в основе которого лежала философия хиперства. Выраженные представители тусовок по типу «Альтернатива» - панки, хиппи, трешера (производные от фанатов металлического рока). «Альтернативы», как правило, имеют возможность проводить время не только на улице,но и в закрытых помещениях (частные квартиры, «бункера», редко —официальные клубы), где накапливаются интеллектуальные и материальные ценности тусовки, которым относятся продукты литературного, музыкального творчества, различные самодеятельные Журналы, атрибутика, музыкальные инструменты и т.д.

 

«Альтернативы» скептически относятся к официальному миру, быстро реагируют различными формами протестного поведения против неразумных и негуманных позиций, проектов и решений властных структур. Часто примыкают к организациям "Третьей силы", таким как "зеленые", антивоенные и т.д.

В настоящее время Службой профилактики безнадзорности продолжается работа с подростковым андеграундом, объединяющим неформальные молодежные движения, численность которого в Санкт-Петербурге составляете настоящее время около 30 тыс. человек. Сюда входят как уличные подростки, так и домашние. Однако при этом домашние подростки быстро переходят в категорию уличных.

В работе с неформальными объединениями Служба использует методики включенного наблюдения и включенной коррекции девиантного поведения.

Приоритетным направлением деятельности является работа с агрессивными подростковыми объединениями: панками, алисоманами, реконструкторами, и т.п.

Среди антисоциальных неполитизированных формирований наибольшую угрозу общественному спокойствию представляют панк-ориентированные движения: панки, алисоманы. Проведенными исследованиями было установлено, что в этих формированиях действуют механизмы, которые из года в год усиливают их общественную опасность. Так, в 1998 году движение декриминализоровало внутри себя разбойное нападение на взрослых (до этого, нормой было разбойное нападение только на подростков). В 1999 - 2000 годах у панков произошло резкое расширение не осуждаемых видов секса и допустимость занятием проституцией. Интересно, что наибольшее влияние на формирование таких норм поведения оказывают не столько идеологи панковского движения, сколько средства массовой информании. Основная масса групп, находящихся на периферии движения, формирует для себя нормы поведения "идеального панка" исходя из тех сведений, которые получаются из прессы. В то же время, у панков принято самоочернение, которое обычно и оказывается в газетах.

К сожалению, методы работы с панками ограничены. Различные попытки вовлечь их в просоциальную деятельность были безуспешными. Оптимальными для них оказались только различные формы занятия их досуга - от вывоза в лес в составе экспедиций общества охраны природы до организации просмотра видеофильмов.

В 2000 году впервые после длительного перерыва были зарегистрированы тусовки хиппи-подростков. Ранее, под таким именем выступали представители движения хиппи 80-х годов, которые к настоящему времени уже стали взрослыми буржуа, давно утратили все идеалы хиппи, но оставили за собой это название. Появление хичпи явление отрадное, так как движение это не агрессивно и имеются хорошо отработанные методы социальной работы с ним.

 

РАБОТА С ПРОТЕСТНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ

ФОРМИРОВАНИЯМИ И ЭКСТРЕМИСТАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(по материалам специалиста по социальной работе Службы профилактики безнадзорности В.А. Гущина)

Несмотря на небольшой срок существования, в работе с уличными подростковыми формированиями Службе по профилактике беспризорности удалось сохранить преемственность с ранее работавшими в этой области группами и организациями.

УЛИЧНЫЕ ПОДРОСТКОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

По экспертным оценкам (прямые подсчеты не проводились) 1998 го дав Санкт-Петербурге имеется 30-40 тыс. подростков, относящих себя к различным протестным подростковым движениям, группам и формированиям. Во многие формирования входят как подростки, так и лица старше 18 лет. Члены протестных подростковых формирований как правило относятся к категории уличных (то есть беспризорным и безнадзорным) подростков.

Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. Однако для удобства профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, берущая за основу вопросы агрессивности и интеллектуализированности формирований.

Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом - агрессивные малоинтеллектуализированные панки.

В настоящее время из неагрессивных протестных группировок самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы (движение, близкое по идеологии к хиппи, но ставящее во главу угла потребление наркотиков из конопли. Их атрибутика - листокконопли (на значках, наклейках и футболках) - широко распространилась среди молодежи), рэпера (Движение ХИТ-ХОП характеризуется яркими одеждами и свободными джинсами (в том числе полуспущенными, очень больших размеров, сильно мешающими при ходьбе). Рэпера часто потребляют дорогостоящие наркотики. Обычно в это движение попадают подростки из семей, относящихся к среднему классу) и энергеты (Многочисленные мелкие группы подростков, считающие что они наделены даром экстрасенсорики. Образуют закрытые ордена колдунов белой, серой и черной магии. Группы обычно неагрессивны. Однако имеются закрытые агрессивные формирования типа сект, как правило, входящие в движение ролевых игр). Из агрессивных - панки, алисоманы. киноманы, движение ролевых игр, футбольные фанаты.

Имеются также экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды (бритоголовые), псевдозеленые экстремисты ("Грибные эльфы"), молодежная ipynna "Национал-большевистской партии" Э. Лимонова.

В протестных подростковых движениях "протест" обычно выражается в области секса. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений. Далее, для интеллектуализированных движений - в области философии, социальной активности (как просоциальной, так и антисоциальной) и богемного образа жизни. Причем, от этого во многом зависит статус подростка в иерархии группы. Для участников мало интеллектуализированных движений статус во многом зависит от физической силы и криминализации. В экстремистских организациях все эти вопросы часто выступают в парадоксальной форме двойного стандарта. К примеру, у НБП и ряда профашистских националистических организаций, при широко распространенном внутри этих формированиях гомосексуализме, официальные выступления могут иметь характер введения смертной казни за "содомистский грех".

ФАКТОР ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ НА СУБКУЛЬТУРУ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДВИЖЕНИЯ

В процессе развертывания информационной кампании о деятельности Тринхиппа" (многочисленные статьи в прессе, участие в телепередачах, включая наиболее популярные, выступления по радио) было установлено, что подобная информация преобразует уже имеющиеся морально-этические нормы и субкультуру движения.

Очень заметно данный эффект наблюдался после издания в 1990 году книги А. Запесоцкого и А. Файна «Эта непонятная молодежь". В переписке хиппи I 1994-1996 годов (телеконференция FIDOnet hippy.talks) описанная в книге модель поведения хиппи и их субкультура рассматривается как эталонная................

Имелись и негативные примеры" воздействия данного фактора. В 1986-87 годах в СМИ прошла мощная информационная кампания, представлявшая движение хиппи как рассадник наркомании. Уже к 1988 году стало заметно ощущаться включение потребления наркотиков в субкультуре "Системы" в устойчивый стереотип "хипповского" образа жизни. Этико-формирующий ("олдовый") слой движения без особого успеха пытался бороться с данным стереотипом, не выдержав конкуренции со средствами массовой информации.

После возникновения любого движения, оно уже имеет некие морально-этические нормы и правила поведения. Имеется несколько факторов, которые в дальнейшем устанавливают изменения в этих нормах. Помимо этико-формирующего слоя самого движения, подобные изменения могут быть вызваны изменением социальных отношений (изменение самого социума), СМИ, воздействием других групп и движений.

Между данными факторами существует конкуренция. Как правило, неосознанная.

Нам представляется, что возникновение подобного эффекта, прежде всего, связано с несколькими причинами:

Приход подростков в массовые подростковые движения происходит не только "по знакомству", но и за счет "поиска наиболее близкого по духу" объединения. При этом, СМИ начинают формировать поток вновь пришедших в движение подростков уже по иным субкультурным аспектам.

СМИ являются более интенсивным и рассматриваются как более достоверный источник информации (особенно периферийными группами движения) о нормах внутри движения. В движении нет единых норм поведения. Имеется некая канва, допускающая от группы к группе какие-либо отклонения. Публикации в СМИ как бы продвигают эти отклонения в определенную сторону.

Из всего этого можно сделать вывод, что возможна социальная коррекция морально-этических норм и субкультуры всего движения нематериалоемкими методами.

 

 

МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ НА СУБКУЛЬТУРУ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДВИЖЕНИЯ

(Методы социального перепрограммирования)

Причиной разработки и реализации подобного рода методов является необходимость принятия дополнительных усилий для общественного спокойствия, предупреждения криминальных проявлений в подростковой среде.

Подобные разработки производились для работы с агрессивными подростковыми формированиями.

Суть метода такова:

Так как успешность пребывания любого участника движения в составе данного движения напрямую связана с соответствием его поведения обще групповым нормам, они вынуждены производить самокоррекцию поведения в сторону соответствия с теми "идеальными" образами члена движения, как он себе их представляет.

При этом возможна социальная коррекция данного "идеального" образа, направленная на снижение уровня криминальности и агрессивности всего движения.

Суть метода состоит в создании локальной тусовки движения с заданными свойствами и формирование на ее основе образа (имиджа) данной тусовки, скорректированной по oпределенной схеме (снижена криминальность, афессивность переадресована на просоциальные цели, деликатное поведение введено в более приемлемые рамки).

Далее информация о данном образе распространяется разными способами, которые способны конкурировать с уже существующими вариантами информационного обмена внутри движения.

Распространение информации осуществляется по уже известным методам управления общественным мнением. Однако, в отличие от политических аналогов, в данном случае основным адресатом выступает не все общество, а агрессивное подростковое формирование и его потенциальные члены.

Основным условием эффективности данного метода является очень хорошее знание субкультуры, коррекцию которой предполагается осуществлять.

Особенностью тактики управления общественным мнением в данном случае является позитивная направленность при попытках изменения отношения членов агрессивных группировок к существующим в движении нормам этики и морали. Для этого необходимо иметь конкретные позитивные примеры (информационные поводы) для подобного рода изменений. По степени сложности это достигается следующими путями:

Формированием собственной контролируемой тусовки с заранее заданными качествами па базе действительных участников движения.

Создание "примерной" тусовки из лиц, которые только что перешли в менее агрессивное подростковое движение.

Создание декоративной тусовки из далекого периферийного окружения данного движения.

Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Определенный интерес представляет второй вариант. Особенно в тех случаях, когда имеются хорошие выходы на это "менее агрессивное движение". В таком качестве могут выступать, к примеру, экологическое движение или романтическое крыло движения ролевых игр.

Обычно такой переход в иное, менее агрессивное движение связан с большим соответствием морально-этических норм нового движения устремлениям подростка. Подобный переход чаще всего осмысливается далеко не фазу. Походы с друзьями в другие тусовки еще не воспринимаются подростком как разрыв с прежним движением. Это означает, что группа, созданная из таких людей, еще будет восприниматься ими самими и их друзьями как часть агрессивного движения, но их морально-этические нормы будут уже более приемлемы для их информационного проталкивания среди еще оставшихся агрессивной части движения.

 

СИТУАЦИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКОВЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ЧИСЛЕННОСТЬ, РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ

С начала 90-х годов ситуация в подростковом андеграунде круто изменилась. Движение хиппи резко пошло на убыли и к середине 90-х из-за прекращения притока подростков превратилось в группу добропорядочных буржуа. К концу 90-х этот процесс принял необратимый характер, и хиппи как движение полностью исчезли из подросткового андеграунда.

Существенной особенностью многих асоциальных подростковых формирований является то, что субкультура оказывает влияние на формирование антисоциальных и криминальных установок не только самого андеграунда, но и примыкающих к нему молодежных групп города.

ПАНКОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Главенствующей идеологией стала идеология панков. Это антипод хиппи. Во времена В. Шекспира "панком" называли дешевую проститутку. Основой идеологии панков в одежде, морали и культуре является лозунг "Чем хуже - тем лучше!". Себя они называют "детьми помойки" в отличие от хиппи - "детей цветов".

В настоящее время панковская субкультура, а также панковская мораль и этика главенствуют в подростковом андеграунде и являются базисными для большинства агрессивных контркультурных молодежных подростковых движений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.