КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми
План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта. Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми: 1. Развитие артикуляционного аппарата: • общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба; • логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений. 3. Развитие общей, тонкой моторики. 4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация). 5. Развитие голоса (сила, высота, тембр). 6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи. Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы. Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрослыми. Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально. Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю. Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы: I подгруппа — дети 2-го года обучения; II подгруппа — дети 1-го года обучения. Возраст всех детей от 6 до 7 лет. Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия: • ознакомление с новой лексической темой; • знакомство с новым звуком и буквой.
86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1 Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными. Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы. Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься. Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы — грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? — дети отвечают: «О цветах». Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д. Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании:
сентябрь-октябрь-ноябрь — I период обучения; декабрь-январь-февраль — II период обучения; март-апрель-май — III период обучения. Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц. Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей. Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения. Например: один из разделов перспективного планирования. Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического слогового анализа предложения). Возраст: 6-7 лет. Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития. I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи). Регевой материал: па-ба ба-па том — дом та-да да-то богка — погка ка-га га-ка мишка — мышка та-да-та да-та-да миска — мишка ка-га-ка га-ка-га рожки — ложки Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал: • Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук. • Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира? • Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?
• Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка? • Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка. • Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А]. • Начальные навыки чтения и письма. ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ 1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.) 2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции): 90_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ I 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков: Игры: «Путешествие в лес». С помощью символов гласных звуков составь свою песенку: л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У. «Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно. Символ: - А. Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У. Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д. «Прочитай». Символы:— ребенок назы- \ вает звуки: А У И. Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки. 4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова Игры: «Разберем картинки» (звук А). «Найди ошибки у Незнайки». Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук. Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему. 5. Подбор слов на гласные звуки. Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз). 6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли Согласные звуки: [М]-[М']; [Б]-[Б'], [Д]-[Д']> [Н]-[Н'], [В]-[В'], [Г]-[Г], [П]-[1Г]. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф'], [К]-[К-]. [Х]-[Х']. 7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало, ____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92 8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)
9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО). 10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отбирать картинки, рисовать предметы, названия которых соответствуют схеме. 11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X. 12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, мозаики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК). II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ) Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. Материал подбирается на основе промежуточной диагностики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения. 1. Знакомство со звуками [С]—[С], [3]—[3'], [Ц], [Ш], [Ж], Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искажения, произношения звука. 2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама, 92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________ Методика фонематического анализа: • выделение звука на фоне слова; • определение места звука с слове; • определение положения звука по отношению к другим ] звукам; • определение последовательности звуков в слове; • определение количества звуков в слове. 3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и обознагатъ твердые со- гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам. 4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове): КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей каждого ребенка. 5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1 Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове: а) сколько гласных в слове, сколько и слогов. МАК — один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА — два гласных звука А, два слога МА-МА. б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот 6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра- Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения: ______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93 7. Знакомство с элементарными правилами правописания: • раздельное написание слов в предложении; • точка в конце предложения; • употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; • правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составлению слова из пройденных букв. 9. Обугение детей послоговому ътению слов. III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ) Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. 1. Знакомство со звуками [Й], [Л'], [Р], [Р']. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю. 2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям. Фоматический синтез: • звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом последовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] — слово КОТ); • более сложный вариант произнесения звуков в нарушенной последовательности ([Л], [К], [У] — слово ЛУК).
3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости согласных на письме: а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю. ?4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Таким образом логопед раскрывает все разделы перспективного планирования. Данные варианты перспективного планирования не являются обязательными. Логопеды могут использовать эти материалы для написания собственного планирования. * Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герцена). В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их. Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована). Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи. Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 14624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |