Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разбор с преподавателем узловых вопросов темы




Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для подготовки к занятию:

· Характеристику понятий общей патологии составляющих основу современной

эпидемиологии.

· Признаки заболеваемости, подлежащие изучению.

· Причины и условия, формирующие заболеваемость.

· Структуру (типы) и содержание эпидемиологического метода исследования.

· Определение первичной заболеваемости (инцидентности).

· Определение болезненности (превалентности).

· Определение распространенности.

· Определение пораженности.

 

4. Вид занятия: практическое занятие

 

5. Продолжительность занятия: 3 часа

 

6. Оснащение: таблицы, слайды, ситуационные задачи, тесты.

7. Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений:

1.Стандартизованные показатели заболеваемости и смертности используются в целях: 1) Определения распространенности явления в среде; 2) наглядности показателей для удобства их сравнения; 3) определения доли данного явления; 4) сравнения показателей на территориях с различным возрастным, половым и социальным составом населения; 5) сочетание 1 и 2.

 

2.В структуре причин, влияющих на состояние здоровья населения, наибольший удельный вес имеют: 1) наследственность; 2) социально-экономические условия и образ жизни; 3) качество медико-санитарной помощи; 4) природно-климатические условия; 5) все факторы оказывают влияние в равной степени.

 

3.Показатель плодовитости рассчитывается как число детей, родившихся живыми, на 1000: 1) всего населения; 2) женщин, состоящих в браке; 3) женщин фертильного возраста (15-49 лет); 4) женщин возрастной группы 20-29 лет; 5)женщин возрастной группы 20-39 лет.

 

4.В структуре причин младенческой смертности в РФ, в начале ХХI века наибольший удельный вес принадлежит: 1) отдельным состояниям, возникающим в перинатальном периоде; 2) врожденным аномалиям; 3) болезням органов дыхания; 4) инфекционным и паразитарным болезням; 5) болезням нервной системы и органов чувств.

 

5.В структуре причин материнской смертности в РФ в начале ХХ1 века наибольший удельный вес принадлежит: 1) кровотечения; 2) аборты; 3) поздний токсикоз; 4) гнойно-воспалительные заболевания; 5) болезни системы кровообращения.

 

 

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье населения следует понимать как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Такое определение здоровья требует комплексного подхода к его изучению. Это касается необходимости использования широкого круга показателей, характеризующих разные компоненты здоровья. Для оценки состояния здоровья населения в практике чаще всего используют показатели, отражающие нарушение здоровья: отклонения в физическом развитии, заболеваемость, инвалидность, смертность. К демографическим показателям относят рождаемость, смертность, среднюю продолжительность предстоящей (ожидаемой) жизни при рождении.

· Общий показатель рождаемости отражает число детей, родившихся живыми, в расчете на среднюю численность населения.

· Показатель плодовитости отличается от рождаемости тем, что он рассчитывается только на женщин фертильного возраста (15-49 лет).

· Повозрастной показатель рождаемости вычисляется, исходя из количества детей, родившихся живыми, у женщин определенной возрастной группы на число женщин этого возраста.

· Показатель брачной рождаемости рассчитывается на число женщин, состоящих в браке.

· Общий показатель смертности вычисляется, исходя из общего числа умерших за год в расчете на среднегодовую численность населения.

· Младенческая смертность - это смертность детей в возрасте от рождения до 1 года.

В ней выделяется неонатальная смертность (Впервые 28 дней от момента рождения), в том числе ранняя неонатальная смертность (0-6 дней), постнеонатальная (от 28 дней жизни до 1 года) и перинатальная, включающая мертворождаемость и раннюю неонатальную смертность.

· Материнская смертность отражает число умерших женщин в срок от начала беременности до ее окончания и, включая 42 дня послеродового периода; расчет ведется на число детей, родившихся живыми.

Большую группу показателей, отражающих уровень нарушения здоровья, составляют показатели заболеваемости. Под термином «эпидемиологические показатели» следует понимать качественную или количественную характеристику эпидемических явлений. Эпидемиологические показатели рассчитываются на определенную численность населения (на 1000, 10000, 100000 и т.д.), И поэтому они являются относительными величинами, а именно интенсивными показателями.Интенсивность эпидемического процесса при различных видах патологии может быть изучена с помощью интенсивных показателей за определенный интервал времени, они называются - интервальными.

Интервальные показатели отражают инцидентность (заболеваемость). Многие болезни могут характеризоваться острым и хроническим течением, поэтому существует необходимость характеризовать эпидемический процесс заболеваемостью острой формой, например гепатитом В. Это количество впервые заболевших острой формой инфекции в течение календарного года на определенной территории в расчете на 100 000 населения. Заболеваемость хроническим гепатитом В ­количество впервые выявленных больных хроническим гепатитом В в течение календарного года на определенной территории. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, отражает частоту заболеваний, по которым выявились листки нетрудоспособности.

Моментные показатели - это есть показатели превалентности. К этой группе показателей относится: болезненность, частота скрытой зараженности (инфицированности), пораженность, распространенность, частота обнаружения антител.

· Болезненность - общее количество больных (отрой формой + хронической формой), состоящих на учете на определенной территории на конкретный день (чаще 1 января) в расчете на 100 000 населения.

· Частота скрытой зараженности (инфицированность) количество лиц с бессимптомной инфекцией, выявленных в результате активного лабораторного обследования конкретной группы населения; определяется на 100 обследованных, на день взятия исследуемого материала.

· Пораженность показатель, определяемый в результате суммирования болезненности и частоты скрытой зараженности; определяется на день взятия исследуемого материала для лабораторного обследования в расчете на 100, 1000 лиц, находившихся под наблюдением.

· Частота обнаружения антител у здорового не вакцинированного населения - доля лиц, имеющих антитела к возбудителю, из числа обследованных; определяется на день взятия материала для лабораторного обследования. Этот показатель отражает процесс естественного проэпидемичивания населения, который формируется в результате перенесения населением манифестных форм болезни, скрытых форм и особенно бессимптомных.

· Распространенность - показатель, определяемый в результате суммирования пораженности и частоты обнаружения антител, в расчете на 100, 1000 наблюдавшихся ранее и обследованных; вычисляется на день взятия материала для серологического обследования.

 

Для расчета показателя заболеваемости: у = А * 100000/ N, где

у -показатель заболеваемости;

А - абсолютное число заболеваний;

N - численность населения.

 

Собственная ошибка показателя заболеваемости: m = V y (100000-y)

N

Критерий Стьюдента (для определения достоверности различия сравниваемых показателей):

t = Y – Yср.

V m2 + m 2ср.

у - показатель заболеваемости отчетного года;

у ср – средний показатель заболеваемости за предшествующий период;

m – собственная ошибка показателя заболеваемости за отчетный год;

m ср - средняя собственная ошибка показателя заболеваемости за предшествующий период.

Различия в сравниваемых показателях заболеваемости можно считать достоверными, если расчетный критерий Стьюдента (t) больше или равен 1,96 при заданном уровне точности (Р) больше или равным 95%.

7.3 Демонстрация преподавателем материалов по теме, в том числе по уровню заболеваемости, смертности и летальности при некоторых нозологических формах в РФ и РБ.

7.4.Самостоятельная работа студента под контролем преподавателя.

Решите следующие ситуационные задачи:

 

1) В городе К. с численностью населения 230000 человек в 2004 году зарегистрировано 450 случаев дизентерии, а в 2003 году 356 случаев, при наличии такого же количества населения. Рассчитайте показатели заболеваемости и сравните их, используя для этого критерий Стьюдента. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

2) В городе К. с численностью населения 250000 человек в 2004 году зарегистрировано 840 случаев Вирусного гепатита В, а в 2003 году 530 случаев, при наличии такого же количества населения. Постройте таблицу по представленной задаче. Рассчитайте показатели заболеваемости и сравните их, используя для этого уровни доверия и доверительные интервалы. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

3) В городе К. с численностью населения 270000 человек в 2004 году зарегистрировано 460 случаев дизентерии, из них в 327 случаях возбудителем являлись Ш. Зонне, в 52 ­Ш. Флекснера и в 81 случае - Ш. Григорьева-Шига. Постройте таблицу по представленной задаче. Проанализируйте, структуру заболеваемости дизентерией в городе К. Рассчитайте собственные ошибки долевых показателей. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

4) В городе К. с численностью населения 250000 человек в 2004 году зарегистрировано 840 случаев Вирусного гепатита В, а в 2003 году 530 случаев. Из числа заболевших в 2004 году 537 человек перенесли инфекцию в среднетяжелой форме 185 - в легкой, 118 - в тяжелой. В 2003 году из 530 заболевших 94 переносили инфекцию в тяжелой форме, из которых 5 человек умерло. Среди заболевших в 2003 году у 206 человек было легкое течение болезни, а у 230- среднетяжелое течение. Постройте таблицу по представленной задаче, внесите в нее необходимые данные. Проанализируйте структуру заболеваемости Вирусным гепатитом В в 2003 и 2004 годах. Рассчитайте летальность при этой инфекции. Графически изобразите полученный результат. Напишите вывод.

 

7.5. Контроль конечного уровня знаний студентов.

Решите следующие тестовые задания:

 

1.В структуре причин смертности в экономически развитых странах в настоящее время наибольшую долю занимают: инфекционные болезни; 2) болезни системы кровообращения; 3) травмы и отравления; 4) злокачественные новообразования; 5) болезни органов дыхания.

 

2.В структуре причин временной нетрудоспособности в экономически развитых странах первое место в соответствии с международной классификацией болезней принадлежит: 1) Болезням системы кровообращения; 2) Инфекционным болезням; 3) болезням органов дыхания; 4) болезням эндокринной системы; 5) Болезням ЖКТ

 

3.Достоверность различий между сопряженными и несопряженными совокупностями, группами с одинаковым и разным числом наблюдений можно определить с помощью следующего непараметрического метода статистики: 1) Коэффициента ассоциации; 2) критерия Вилкоксона; 3) критерии знаков; 4) критерия Холмогорова-Смирнова; 5) коэффициента ранговой корреляции.

 

4.В соответствии с международной классификацией болезней и причин смерти грипп и острые респираторные вирусные болезни включены в класс: 1) инфекционные болезни; 2) вирусные болезни; 3) болезни органов дыхания; 5) симптомы, признаки, неточно обозначенные состояния; 5) грипп и ОРЗ;

 

5.В структуре причин инвалидности в РФ в настоящее время наибольшая доля принадлежит: 1) травмам и отравлениям; 2) злокачественным новообразованиям; 3) болезням органов дыхания; 4) болезням органов кровообращения; 5) болезням нервной системы.

Место проведения самоподготовки: читальный зал.

Учебно-исследовательская работа по данной теме:

Проанализируйте уровень и структуру заболеваемости в городах РБ. (используя Ф. №12 - Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения за __ г.).

Основная литература:

1.Мельниченко, Павел Иванович. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с. - (Учебная литература для студентов медицинских вузов). - Предм. указ.: с. 391-396. - ISBN 5-225-04849-8

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

  1. Ющук, Николай Дмитриевич. Эпидемиология [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с.
  2. Ющук, Николай Дмитриевич. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 448 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225047769.html

Дополнительная литература:

1. Шляхтенко, Л. И. Эпидемиологическая диагностика хронических вирусных гепатитов: руководство для врачей эпидемиологов, инфекционистов, гепатологов и руководителей здравоохранения / Л. И. Шляхтенко. - СПб.: НИИЭМ им. Пастера, 2001. - 183 с. - Библиогр.: с. 155-159.

2. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: учебное пособие / Башкирский гос. мед. ун-т; сост. Г. Е. Ефимов [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 153 с.

Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ; сост.: Г. Е. Ефимов, Т. В. Кайданек. – Уфа: ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет" Росздрава, 2010. - 157 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

3.Ющук Н.Д. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов. - М.: Медицина, 2005. - 196 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225040624.html

4. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Ю. Бражников [и др.]; под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413654.html.т

5. Мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку [Электронный ресурс]: [ материалы общероссийского 6-дневного семинара и другие материалы по этой теме] / Ю. В. Лобзин [и др.]; Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, СПб. мед. акад. последипломного образования. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: СПбМАПО, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

6. БеляковВ.Д. Эпидемиология: учебник для студ. сан.-гиг. фак. мед. ин-тов / В. Д. Беляков, Р. Х. Яфаев. - М.: Медицина, 1989. - 416 с.

7. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 816 с.

Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник для студентов леч. фак. мед. вузов / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 816 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416525.html

8. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

9. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

10. Эпидемиология: Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие / Н. Д. Ющук, Ю. В. Мартынов, М. А. Жогова [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - 272 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.