Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.П. Хорина 3 страница




Становление человечества как системы, все возрастающие связи между странами и народами, кризисное состояние современной цивилизации, наличие опасных для ее существования глобальных проблем, выдвижение на первый план задачи выживания человеческого рода делают необходимой выработку глобальной, общечеловеческой идеологии, которая содержала бы в себе объективное отражение и оценку существующего положения вещей, намечала реальные, действенные меры спасения человечества, всех стран и народов, их культур. Это тем более необходимо в условиях возрастающей глобализации, когда реализуются глобализационные проекты главным образом в интересах крупного капитала наиболее развитых стран, прежде всего США, когда игнорируются интересы многих других государств. Общечеловеческой идеологии такого рода пока нет, хотя она крайне необходима. Одна из причин разгула терроризма – отсутствие общечеловеческой идеологии, которая бы не разобщала, а наоборот, объединяла народы на некоторых приемлемых для всех принципах, соответствующих их интересам.

Возникновение глобальной экологической проблемы вызвало к жизни экологическую идеологию. По мнению А. Горелова, она преодолевает не только классовые, национальные и религиозные разногласия, но и свойственный всем существующим идеологиям антропоцентризм; она ориентирована не только на общечеловеческие ценности, но и на общежизненные, единые для человека и природы. Он считает, что необходимо переходить от диалектики борьбы к философии гармонии. Философия всеобщей гармонии и должна лежать в основе экологической идеологии.

Основываясь на политическом аспекте, можно выделить такие типы идеологии, как демократическая, авторитарная и тоталитарная. Демократическая идеология содержит идею народовластия, т. е. такой системы управления, при которой народ, граждане страны принимают широкое участие в решении общественных и государственных проблем. Принцип народовластия содержится в социалистической идеологии, хотя на практике в силу особых условий – объективных и субъективных, – в которых оказались страны, развивавшиеся после революции в направлении социализма и коммунизма, не смогли в достаточной мере реализовать эти принципы. Авторитарной можно считать идеологию, которая в противоположность демократической отдает предпочтение такой форме правления, при которой огромной властью наделяется первое лицо государства. Идеологическая и политическая доктрины авторитарного государства создавались в Германии 30-х годов. В соответствии с ними, авторитарное государство подавляет все слои общества, все классы, не исключая определенные ограничения и господствующих социальных слоев. Всесилие такого государства может принимать форму всемогущества вождя или правящей партии, если она вообще существует. Авторитаризм провозглашается единственным гарантом общественного (или «нового») порядка как высшего блага. Навязчивость идеи порядка открывает путь от авторитаризма к тоталитаризму.

Идеологическая и политическая доктрина авторитарного государства, которая создавалась в Германии в 30-х годах, является, по сути, и доктриной тоталитаризма, т. е. государственного строя, осуществляющего абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Гитлеровский режим – авторитарный и тоталитарный. Авторитаризм и тоталитаризм могут проявляться в реальной жизни и при условии, когда в идеологии предусматривается, но практически не реализуется в достаточной мере демократическая форма правления, народовластие. Так было в течение ряда лет в СССР. Сталинский режим был и авторитарным, и тоталитарным. Отчасти его установление было обусловлено экстремальными условиями, в которых находились Россия, а потом СССР (враждебное капиталистическое окружение, необходимость быть готовыми к возможной агрессии), сыграли свою роль и личные качества Сталина. Российские приверженцы либеральной идеологии подготовили ныне действующую Конституцию, в соответствии с которой огромный объем властных полномочий имеет президент. С одной стороны, Россия в силу ее особенностей нуждается в сильной власти (эту мысль обстоятельно обосновывал русский философ Иван Ильин). С другой стороны, народ снова оказывается в большой зависимости от первого лица государства, становится его заложником. Сама по себе Конституция не гарантирует сильную власть. Ныне действующая Конституция разрабатывалась «под Ельцина», однако именно его правление ознаменовалось ослаблением и даже разгромом таких атрибутов государства, как армия и правоохранительные органы, увольнением огромного числа высококвалифицированных специалистов, следствием чего стало резкое ослабление государственной власти, разгул преступности и начало распада России. На посту президента может оказаться личность, склонная к авторитаризму, режим может стать авторитарным, но Конституция практически исключает возможность отстранения этой личности от власти.

С точки зрения отношения к человеку можно выделить гуманистическую и человеконенавистническую идеологии. Гуманистической по своей сути является марксистская социалистическая идеология, ибо в ней формулировалась задача создания такого общества, целью развития которого является человек, свободный от эксплуатации, имеющий широкие возможности для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и все необходимое для физического, умственного и нравственного развития. Примером человеконенавистнической идеологии является ранее уже упоминавшаяся идеология фашизма, принесшая массовое уничтожение евреев, гибель миллионов людей в фашистских застенках и концлагерях. Эта идеология предусматривала истребление огромного количества славянского населения, народов Прибалтики, оставление ровно столько людей, сколько нужно было бы для работы на переселявшихся в завоеванные страны немецких господ.

Не исключается возможность типологии идеологии и на других основаниях. При этом строгая градация их затруднена, ибо одна и та же идеология может иметь характеристики разных типов. Своеобразное решение проблемы типологии идеологии предложил А. Тойнби. Он обратил внимание на три формы идеологии: национализм, индивидуализм и коммунизм. А. Тойнби полагал, что «конкурирующий индивидуализм, пчело - или муравьиноподобный коммунизм и национализм, базирующийся на племенном уровне сознания, — все они в плане обезличивания подобны друг другу и сродни технологии».

Развитие культуры стимулирует обновление традиционных идеологий, появление их неклассических форм: неомарксизма, неолибирализма, неоконсерватизма. Основные прежние их установки сохраняются, но возможны и радикальные изменения, например, в оценке экономической деятельности государства. Итак, идеология как неотъемлемый элемент культуры как системы оказывает воздействие на другие ее элементы, в том числе на искусство, науку, философию, религию, мораль, право. Но она и сама является системой имеет свою структуру, включающую комплекс взаимосвязанных элементов. Идеология, как и культура, представляет собой сложное системное образование, этим объясняется многообразие подходов к ее определению, пониманию и структурированию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.