Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список 1 страница




Выберите верный вариант.

Выберите верный вариант.

Жанры

Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
       
       

 

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.

 

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 6. Найдите случаи неправильного управления и запишите словосочетания в отредактированном варианте.

А) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

Б) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

В) Русские народники в последней трети Х1Х века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

Г) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

Д) Ответ по заявлению был получен немедленно.

Е) После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

Ж) Движение на дороге было прервано благодаря снежных заносов.

З) Посевы производились согласно указаний агронома.

 

Задание 7. Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? Афера, бытие, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, свекла.

 

Задание 8. Запишите числительные словами.

К 1778 прибавить 852.

 

Задание 9. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном варианте. Примечание: «Разговорные» отчества не являются в данном тексте ошибочным написанием, а передают колорит устного американского произношения.

Вначале Пнин был сильно обескуражен той легкостью, с которой в Америке переходят на «ты» и зовут сразу по имени; на первой же вечеринке, где, начав с капельки виски под ледянным айсбергом, кончают полстаканом виски с капелькой воды из-под крана, ждут, что ты теперь будешь называть седавласого незнакомца «Джимом», а уж он тебя до конца твоих дней будет звать «Тимом». И если ты, забывшись, называл его на следующее утро профессор Эверет (под этим именем ты его знал), это было (для него) ужасным оскорблением. Перебирая в памяти своих русских друзей, разбросанных по Европе и Соединенным Штатам, Тимофей Паалч мог без труда насчитать по меньшей мере шестдесят милых для него людей, с которыми он был близко знаком с самого, скажем, 1920 года и которых он никогда не называл иначе как Вадим Вадимыч, Иван Христофорович или, соответственно, Самуил Израилевич, и которые со столь же горячей симпатией звали его по имени и отчеству, сильно пожимая ему руку при встрече: «А, Тимофей Палч! Ну как? А вы батенька, здорово постарели!»»

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 10. Какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку. Запишите фразу.

 

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 11. Отредактируйте фразу (текст заявления) в соответствии с нормами делового письма.

"Я вас прошу уволить меня в связи с личными проблемами..."

 

Задание 12. Определите тип письма. Напишите ответ на данное письмо.

Уважаемая Марина Сергеевна!

При эксплуатации оборудования, купленного на Вашем предприятии (коммерческий контракт 55/1 от 01.07.09), обнаружены технические недостатки, устранение которых обошлось нашему предприятию в 50000 рублей. Недостатки были выявлены в присутствии представителя Вашего предприятия г-на Симайло А.Н. (акт от 05.08.09 № 36).

На основании изложенного просим в течение 20 банковских дней (согласно контракту) перечислить указанную сумму на наш расчетный счет.

Приложение: акт № 36.

 

С уважением,

коммерческий директор Н.П. Свиридов Подпись

Главный бухгалтер

А.С. Симухина

Подпись

Задание 13. Для текстов научного стиля НЕ характерно(а)...

А) преимущественное употребление С) научная фразеология;

существительных вместо глаголов;

В) широкое использование лексики и D) логическая последовательность

фразеологии других стилей; изложения;

Задание 14. Установите соответствие между стилями речи и сферами их распространения.

1. Научный стиль
2. Официально-деловой стиль
3. Публицистический стиль

А) сфера общественных отношений: С) сфера научного общения;

политическая, юридическая, экономическая,

культурная;

 

В) сфера непосредственного, бытового D) сфера административно-

общения; частная жизнь; правовой деятельности;

Задание 15. Какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними…

А) конкретность, бесстрастность, С) логическая последовательность

объективность высказывания; изложения;

 

В) стандартное расположение материала, D) однозначность, точность,

обязательность формы; сжатость при информативной

насыщенности содержания;

 

Вариант 9

Раздел «Основы ораторского искусства»

 

Задание 1. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Основные характеристики данного метода следующие: строгая последовательность в раскрытии основных положений речи, обоснованность выдвигаемых предложений, логическая связь между разделами (вопросами). Оратор поступательно ведет слушателей за собой, шаг за шагом выдвигая новые мысли, делает соответствующие выводы, тем самым готовя людей к восприятию каждого нового раздела своей речи.

 

Задание 2. Застольная речь относится к _______ красноречию.

 

Задание 3. Прочитайте текст и определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический)

 

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой. Городские ворота в Китае окрашивались тоже в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

 

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 4. Какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника. Запишите полученный вариант.

 

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 5. Устраните элементы разговорного стиля. Отредактируйте предложения.

А. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев.

В. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум "мировой опыт и экономика России".

С. Вы хотите раскрепостить общество или ловить кайф на сцене?

 

Задание 6. Определите стиль и жанр данного текста.

"... Наши четвероногие друзья жизнерадостны, когда здоровы, и теряют аппетит, становятся малоподвижными, если заболевают. Пожаловаться на свое самочувствие они не могут. И только благодаря чуткому отношению хозяина, опасное заболевание у Шарика или Васьки может быть вовремя выявлено и остановлено. Оградить же животное от смертельных болезней помогут прививки. Чтобы у животного выработался иммунитет, нужно поставить минимум две прививки. Как правило, вторая прививка (ревакцинация) ставится по истечении двух недель после первой. Иногда вакцинация против инфекционных заболеваний проходит в три этапа, последний укол нужно поставить по прошествии шести месяцев..."

 

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 7. Составьте предложения со словами: комичный – комический

Задание 8. Запишите числительные словами в предложениях:

А) Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.

Б) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749.

 

Задание 9. Из приведенных слов выпишите те, которые произносятся с ударением на первом слоге:

Баловать, приговор, эксперт, пахота, паралич, искра.

 

Задание 10. Укажите предложения с речевыми ошибками. Отредактируйте предложения.

А. Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

Б. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

В. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Г. Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

Задание 11. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Особое внимание следует уделить стилистической уместности использования тех или иных языковых единиц. При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи. Стилистическая окраска слов зависит от того, как они воспринимаются нами: как закрепленные за тем или иным стилем или уместные в любом, т. е. общеупотребительные. Обращение к стилистически окрашеным словам должно быть мотивировано (в зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие – с симпатией или непреязнью). Важно помнить, что основа комуникативного аспекта культуры речи – выбор нужных для данной цели общения языковых средств. Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неуместно, то это может придавать речи комическое звучание. Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, призрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные. Конечно, разговаривая, мы не заглядываем в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, так как чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Тем не менее, стилистическое мастерство - это большое искусство (особенно в письменой речи), которому нужно учиться, постоянно совершенствуя свою речь.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 12. Жанрами делового общения не являются…

1) переговоры; 3) презентации;

2) совещания; 4) научные лекции;

 

Задание 13. Отредактируйте текст заявления в соответствии с нормами делового письма.

"Уважаемый Василий Федорович! Я сломал ногу и поэтому нуждаюсь в лечении. Очень прошу вас дать мне академический отпуск..."

 

Задание 14. Напишите ответ на данное письмо:

 

Уважаемые господа!

Просим известить нас о возможности поставки мебели для офиса нашей фирмы. Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа.

При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании.

Надеемся на положительное решение вопроса и будущее взаимовыгодное деловое сотрудничество.

 

С уважением, заместитель

директора по маркетингу П.А. Сергеев.

Задание 15. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами.
1. Языковые формулы, выражающие причины создания документа.

2.Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.
3. Языковые формулы, выражающие сообщение, уведомление.

 

А) В связи с нарушением срока поставки…

В) Ввиду задержки получения груза…

С) Согласно постановлению правительства…

D) Довожу до Вашего сведения, что…

 

Вариант 10

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 1. Заполните таблицу, используя справочные материалы.

Материалы для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

 

  Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль
Лексика            
Морфология            
Синтаксис            

 

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 2. Продолжите фразу. К жанрам академического красноречия относятся…………

Задание 3. Прочитайте текст. Определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический)

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

 

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 4. Сформулируйте правило, продолжив фразу. Согласно нормам речевого этикета, первыми приветствуют:………..

Задание 5. Назовите, какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника. Запишите ваш вариант.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

 

Задание 6. Составьте письмо, в котором поблагодарите партнера за интерес к Вашей продукции. Сообщите, когда и в каком объеме Вы сможете поставить товар. Пообещайте строгое соблюдение всех оговоренных условий поставки. Завершите письмо.

 

Задание 7. Приведите 3 языковые конструкции письменного делового общения, по типу речевого действия выражающих обещание.

Задание 8. Отредактируйте текст заявления.

Директору завода «Энергия»

г-ну Ю.И. Селину

от инспектора отдела кадров

Губиной С.С.

 

Заявление

Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть.

 

 

04.05.2007. ____________________С.С.Губина

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 9. Запишите числительные словами.

А) К 1778 прибавить 852.

Б) Длина окружности равна 422 (сантиметр).

 

Задание 10. Составьте предложения со словами: суть – существо – сущность.

Задание 11. Поставьте ударение в глаголах:

Включить, внедрить, заключить, облегчить, обострить, положить, предпринять, принять.

 

Задание 12. Найдите ошибки, связанные с неразличением слов-паронимов. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

 

Задание 13. Проанализируйте различия в значении слов. Из перечисленных в скобках вариантов подберите подходящие по смыслу

Запасный, запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); длинный, длительный (протяженный, долговременный); смириться, примириться (с) (друг, обстановка, судьба, товарищ); комический, комичный (смехотворный, комедийный); праздный, праздничный (обед, жизнь, человек, день); желанный, желательный (гость, ребенок, результат, подарок); опасный, опасливый (рискованный, осторожный); эффектный, эффективный (костюм, процесс, вид, результат); представить, предоставить (слово, ситуация, средства, реальность); усвоить, освоить (город, материал, пространство, истина).

 

Задание 14. Укажите род существительных, распределив их по группам (женский, мужской, средний род).

Безе, денди, мозоль, иваси, какаду, бра, желе, лосось, моль, кольраби, пони, жюри, меню, тюль, пемоксоль, фламинго, шампунь, филе, фойе.

 

Задание 15. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова

Беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чем-нибудь, за что-нибудь); удивляюсь, удивлен (чему-нибудь, чем-нибудь); превосходство, преимущество (над чем-нибудь, перед чем-нибудь); уверенность, вера (во что-нибудь, в чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь); касаться, относиться (кого-нибудь, к кому-нибудь); препятствовать, тормозить (что-нибудь, чему-нибудь).

 

 

Приложение 1. Демонстрационный вариант интернет-экзамена

ЗАДАНИЕ N 1 (- выберите один вариант ответа) Слово «зачинщик» имеет лексическое значение…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) глава учения   2) основоположник какого-либо течения, движения
3) тот, кто начинает что-либо неблаговидное   4) тот, кто является автором какого-либо положительного начинания

 

 
ЗАДАНИЕ N 2 (- выберите один вариант ответа) Слова приобрести (что-либо) и обзавестись(чем-либо) являются…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) паронимами   2) синонимами
3) антонимами   4) омонимами

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 3 (- выберите один вариант ответа) Не имеют окончания оба слова в ряду...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) служба, лежа   2) издавна, весьма
3) атака, слегка   4) оба, всегда

 

 
ЗАДАНИЕ N 4 (- выберите один вариант ответа) Выделенное слово в предложении является… Детский хоровод вертелся пестрымкругом.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) прилагательным   2) существительным
3) наречием   4) предлогом

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 5 (- выберите один вариант ответа) К несклоняемым существительным женского рода относится слово…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) манго   2) рефери
3) цеце   4) гризли

 

 
ЗАДАНИЕ N 6 (- выберите один вариант ответа) Односоставным безличным является предложение…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) В дверь негромко постучали.   2) Мне в душу повеяло жизнью и волей.
3) Из воды пустой масла не извлечёшь.   4) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 7 (- выберите один вариант ответа) Обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (знаки препинания не расставлены), есть в предложении…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Города как магазины.   2) Я долго смотрел как тлели угли костра.
3) Во время обеда Полина сидела как на иголках.   4) Анчар как грозный часовой стоит один во всей вселенной.

 

 
ЗАДАНИЕ N 8 (- выберите один вариант ответа) Бессоюзным сложным является предложение…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, чуть слышно погромыхивал гром.   2) Скоро весь сад, обласканный солнцем, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.
3) В саду поселилась осень, листья же нашей березы оставались зелеными и живыми.   4) Не смотря в окно, она знала, кто подходит к двери.

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 9 (- выберите один вариант ответа) Определите стиль и тип речи. Прежде чем вы начнёте задавать вопросы, я бы хотел объяснить, как я отношусь к кинематографу и в чём вижу его основные задачи. На мой взгляд, кинематограф такое же полноценное, серьёзное искусство, как поэзия, музыка, живопись, архитектура и прочее. Поэтому не нужно искать в кинозалах развлечения. При помощи искусства ещё никто никого и никогда не развлекал, хотя нельзя отрицать существование развлекательных жанров. Я их тоже не отрицаю. Но прошу относиться к себе как к человеку, начисто лишённому чувства юмора, во-первых, и очень уважающему своих зрителей, во-вторых. Я не сделал ни одной развлекательной картины и обещаю никогда такой не сделать. Для меня кино – это способ достичь какой-то истины в той максимальной степени, на какую я способен. По моему глубочайшему убеждению, процесс создания фильма не заканчивается после того, как он окончательно смонтирован и подготовлен к прокату. Акт творчества происходит в кинозале в момент просмотра фильма. Поэтому зритель для меня не потребитель моей продукции, не судья, а соучастник творчества, соавтор. (По А. Тарковскому)
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) публицистический стиль; рассуждение   2) научный стиль; рассуждение
3) художественный стиль; повествование   4) разговорный стиль; повествование

 

 
ЗАДАНИЕ N 10 (- выберите один вариант ответа) Для текстов научного стиля НЕ характерно(-а)...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) преимущественное употребление существительных вместо глаголов   2) научная фразеология
3) широкое использование лексики и фразеологии других стилей   4) логическая последовательность изложения

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 11 (- выберите один вариант ответа) К основным характеристикам публицистического стиля относятся…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) предельная точность, не допускающая разночтений   2) социальная оценочность, массовость, демократичность
3) минимум требований к форме выражения мыслей   4) подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора

 

 
ЗАДАНИЕ N 12 (- выберите несколько вариантов ответа) Канцеляризмами являются слова...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) агрессия   2) взимать
3) нижеподписавшиеся   4) потребовать

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 13 (- выберите один вариант ответа) Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними: а) логическая последовательность изложения; б) однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания; в) конкретность, бесстрастность, объективность высказывания; г) стандартное расположение материала, обязательность формы.  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) А   2) Б
3) В   4) Г

 

 
ЗАДАНИЕ N 14 (- выберите один вариант ответа) Стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения, называется…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) эллипсис   2) антитеза
3) градация   4) инверсия

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 15 (- выберите один вариант ответа) Целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, называется…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) диалогической речью   2) побуждением
3) речевым этикетом   4) речевым актом

 

 
ЗАДАНИЕ N 16 (- выберите несколько вариантов ответа) Определите, какие жанры не относятся к научному стилю: а) научная статья; б) доклад; в) репортаж; г) диссертация; д) очерк.  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) А, Д   2) Д
3) В   4) Б, Д

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 17 (- выберите один вариант ответа) Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании. Способ изложения материала в тексте…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) ступенчатый   2) аналогический
3) индуктивный   4) концентрический

 

 
ЗАДАНИЕ N 18 (- выберите один вариант ответа) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) Жорж Кювье утверждал, что сторонники эволюционной модели развития не могли привести в качестве доказательства ни одного факта переходных форм между видами, показывающего превращение одного вида в другой. 2) Он отрицал концепции эволюционистов как набор необоснованных беспочвенных басен, оспаривая их право называться научными. 3) В качестве примера постоянства видов Жорж Кювье указывал на мумии кошек, обезьян и других животных древнего Египта, ничем не отличающихся от животных тех же видов, ныне обитающих в этой стране. 4) Французский зоолог Жорж Кювье был противником эволюционного учения и считал, что эволюционный подход к зоологии родствен метафизике натурфилософов.  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) 4, 1, 2, 3.   2) 2, 1, 4, 3.
3) 1, 3, 2, 4.   4) 4, 2, 1, 3.

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 19 (выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами. 1. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа. 2. Языковые формулы, выражающие цель создания документа. 3. Языковые формулы, выражающие напоминание, предупреждение.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
A) Во исполнение постановления Ученого совета университета...   B) Гарантируем, что...
C) Организация сохраняет за собой право в одностороннем порядке приостановить действие договора о...   D) В подтверждение нашей договоренности…

 

 
ЗАДАНИЕ N 20 (- выберите несколько вариантов ответа) Отметьте предпочтительную форму обращения руководителя к членам своего коллектива на общем собрании (небольшой организации или фирмы)
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Уважаемые коллеги!   2) Уважаемые сотрудники!
3) Дорогие товарищи!   4) Уважаемые работники!

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 21 (- выберите один вариант ответа) Слово домпишется со строчной буквы в словосочетании…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) (Д/д)ом книги   2) (Д/д)ом творчества детей и молодёжи
3) (Д/д)ом офицеров   4) (Д/д)ом отдыха

 

 
ЗАДАНИЕ N 22 (- выберите один вариант ответа) Не является визуальной (зрительной) рекламой…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) радиореклама   2) печатная
3) световая   4) фотореклама

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 23 (- выберите один вариант ответа) На аудиторию более двухсот человек рассчитана ________ презентация.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) камерная   2) приватная
3) массовая   4) групповая

 

 
ЗАДАНИЕ N 24 (- выберите один вариант ответа) К незнакомым людям при деловом общении НЕ рекомендуется подходить ближе, чем на…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) 20 – 30 см   2) 40 – 50 см
3) 1 метр   4) 70 – 80 см

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 25 (- выберите один вариант ответа) Правильностью речи называется…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) построение речи по законам соответствующего жанра   2) соответствие языковой норме
3) истинность излагаемой информации   4) отсутствие дефектов речи

 

 
ЗАДАНИЕ N 26 (- выберите один вариант ответа) Укажите вариант правильного оформления цитатного материала   А) В.Соловьёв, определяя достоинство личности, пишет, что: "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство <…> он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага". Б) Н.Бердяев пишет: " чуткость и прозорливость К.Н.Леонтьева, особенно в последние годы, изумительны. Он острее и глубже всех понимал и характер русского нарда, и процессы, совершающиеся в России". В) Не случайно К. Леонтьев утверждает, что "высшая эстетика есть в то же самое время и самая высшая социальная и политическая практика". Г) Тайна личности была нарушена, а вместе с ней нарушена и свобода самоопределения личности. Между тем «Все духовное и великое возникает в жизни – таинственным образом из себя самого и через самого себя<…>. Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный мир человека; так совершаются героические поступки».
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Б   2) А
3) Г   4) В

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 27 (- выберите один вариант ответа) Ударение падает на корень в слове:  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) баловать   2) дотронуться
3) облегчить   4) ободрить

 

 
ЗАДАНИЕ N 28 (- выберите один вариант ответа) Сочетание ЧН произносится…  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Скворечник   2) Достаточно
3) Скучно   4) Конечно

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 29 (- выберите один вариант ответа) Укажите значение слова АНАЛИЗ в следующем предложении: " Но как только то же самое явление поддаётся анализу, тотчас же является на сцену закон, и мы начинаем понимать истинную суть его". А) метод исследования Б) всесторонний разбор, рассмотрение В) определение состава вещества Г) разложение на составные части  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) А   2) В
3) Б   4) Г

 

 
ЗАДАНИЕ N 30 (- выберите один вариант ответа) Укажите грамматически верное продолжение предложения.   Первые опыты …..  
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) использования новых материалов   2) по использованию новых материалов
3) на предмет использования новых материалов     4) в использовании новых материалов

 

 

 

ЗАДАНИЕ N 31 (- выберите несколько вариантов ответа) Синонимами к словосочетанию восхвалять кого-либо являются фразеологизмы…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) петь с чужого голоса   2) петь дифирамбы
3) курить фимиам   4) лебединая песня

 

 
ЗАДАНИЕ N 32 (- выберите один вариант ответа) Имеет нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа слово…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) якут   2) ясли
3) баклажан   4) англичанин

 

 

 

Приложение 2. Конкурсные задания олимпиады по русскому языку и культуре речи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.