КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи
Сколько ответов можно дать на вопрос Мы поедем зимой на экскурсию? 2. Определите варианты прочтения таких фраз: • В эту ночь холодную печь растопили. • На утес одинокий орел садится. 3. А. П. Чехов в одном из писем заметил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Внутри предложения знаки препинания тоже могут показать особенности интонационных конструкций, и прежде всего они отделяют их друг от друга. На месте паузы, разделяющей интонационные конструкции, нередко стоит знак препинания. (Казнить нельзя помиловать.) Почему в предложении с однотипной интонацией пунктуация может быть разная? • Береза пожелтела и вскоре начала терять листву. • Береза пожелтела, и листья тихо падали на землю. 4. Почему слова закалю и заколю произносятся одинаково? 5. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!» Почему Гюго и издатель поняли друг друга?
6. Прочитайте текст, прислушайтесь к его благозвучию. Какова главная мысль текста? Вот как писал о звуковом богатстве, интонационном разнообразии русского языка К. Паустовский в статье «Живое и мертвое слово». « Русский язык принес нам из далеких времен редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.
Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всем великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка …» В художественном произведении звуковая сторона речи становится средством создания образности, выразительности. И в стихах, и в прозе. Стихи отличаются особой организованностью, упорядоченностью. Это создается благодаря делению стихов на строфы, рифме и ритму. И рифма, и ритм имеют непосредственное отношение к фонетике. Рифма – это звуковой повтор, созвучие. Рифма очень важна для стиха. Об этом писал В. Маяковский в статье «Как делать стихи?»: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало». Но рифма еще не создает стихов. Рифма сильна лишь в сотрудничестве с ритмом. Ритм создается упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке. От стихотворного ритма зависит размер стиха. Звуковая организация поэтического текста не только создает его внешние приметы, но и выполняет многообразные изобразительно-выразительные функции. В том числе и ритм. В художественном тексте мы встречаемся также со звукописью. Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. (по «Краткому словарю литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева – М., 1985)
Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству.
Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных звуков, а также сочетаний согласных звуков, используемый обычно для звуковой выразительности.
• П ушки с п ристани п алят (А. Пушкин) • З автра начинается з ной. З апасся ли ты водой? З олото батырской у з ды З аменить не может воды. (киргизский эпос «Манас») • В ечер, вз морье. Вз дохи ветра. В еличавый в озглас волн. Б лизко буря. В б ерег б ьется. Ч уждый ч арам ч ерный ч елн. (К. Бальмонт)
Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков (чаще всего ударных), используемый для звуковой выразительности.
Стал о в к о мнате темн о. Засл о няет сл о н окн о. Или эт о снится с о н? Динь-д о н. Динь-д о н.
Аллитерация и ассонанс не связаны с прямым подражанием звукам окружающего мира, а лишь создают определенный эмоциональный настрой. Звукопись находит выражение прежде всего в звуковых повторах – аллитерации и ассонансе. ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |