Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный тематический план




для специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность

(1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия)

 

№п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего лекц. практ./семин. лаб.
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедии       -
1.1. Логопедия как наука       -
1.2. Этиология нарушений речи       -
1.3. Классификация нарушений речи       -
1.4. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия       -
  Раздел 2. Виды нарушений речи и их коррекция        
2.1. Нарушения голоса        
2.1.1. Голос как структурный компонент экспрессивной речи 2 2 - -
2.1.2. Характеристика нарушений голоса 6 4 2 -
2.1.3. Обследование лиц с расстройствами голоса 6 2 - 4
2.1.4. Профилактика голосовых нарушений 3 2 1 -
2.1.5. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса 17 10 3 4
2.2. Дислалия        
2.2.1. Общая характеристика дислалии 6 4 2 -
2.2.2. Функциональная дислалия 6 4 2 -
2.2.3. Механическая дислалия 6 4 2 -
2.2.4. Обследование лиц с дислалией 10 2 - 8
2.2.5. Методика логопедической работы при дислалии 12 4 4 4
2.2.6. Недостатки произношения отдельных звуков 14 2 4 8
2.3. Ринолалия        
2.3.1. Общая характеристика ринолалии 4 2 2 -
2.3.2. Открытая ринолалия 8 6 2 -
2.3.3. Обследование лиц с ринолалией 6 2 - 4
2.3.4. Методика логопедической работы при ринолалии 16 8 4 4
2.3.5. Закрытая, смешанная ринолалия 4 4 - -
2.4. Дизартрия        
2.4.1. Общая характеристика дизартрии 14 10 4 -
2.4.2. Стертая форма дизартрии   8 4 - 4
2.4.3. Обследование лиц с дизартрией 10 2 - 8
2.4.4. Методика логопедической работы при дизартрии 22 10 4 8
2.5. Нарушения темпа речи     - -
2.6. Заикание        
2.6.1. Характеристика заикания.   14 10 4 -
2.6.2. Обследование лиц с заиканием 10 2 - 8
2.6.3. Заикание: вопросы профилактики 4 2 2 -
2.6.4. Комплексный подход к устранению заикания 8 4 - 4
2.6.5. Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками 14 8 2 4
2.6.6. Особенности логопедической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми 14 6 4 4
2.7. Алалия        
2.7.1. Общая характеристика алалии 8 6 2 -
2.7.2. Моторная (экспрессивная) алалия 14 8 2 4
2.7.3. Обследование детей с алалией 10 4 2 4
2.7.4. Методика логопедической работы при моторной алалии 22 10 4 8
2.7.5. Сенсорная алалия 12 6 2 4
2.8. Афазия        
2.8.1. Характеристика афазии 16 12 4 -
2.8.2. Специфика обследования больных с афазией 8 4 - 4
2.8.3. Профилактика при афазии 2 2 - -
2.8.4. Восстановительное обучение при афазии 20 12 4 4
2.9. Нарушения письменной речи        
2.9.1. Общая характеристика нарушений письменной речи 4 2 2 -
2.9.2. Дислексия 8 6 2 -
2.9.3. Дисграфия 8 6 2 -
2.9.4. Обследование детей с нарушениями письменной речи 8 4 - 4
2.9.5. Методика логопедической работы при дислексии и дисграфии 24 12 4 8
2.9.6. Профилактика нарушений чтения и письма 3 2 1 -
2.9.7. Дизорфография 3 2 1 -
  Раздел 3. Логопедическая работа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи        
3.1. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи        
3.1.1. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 6 2 4 -
3.1.2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6 2 - 4
3.1.3. Методика логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи 12 4 4 4
3.2. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи        
3.2.1. Понятие об общем недоразвитии речи 8 4 4 -
3.2.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи 6 2 - 4
3.2.3. Методика логопедической работы при общем недоразвитии речи 18 6 4 8
  Раздел 4. Особенности логопедической работы при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях        
4.1. Особенности логопедической работы при нарушении слуха       -
4.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения        
4.3. Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности        
4.4. Особенности логопедической работы при задержке психического развития (у детей с трудностями в обучении)       -
4.5. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе        
  Раздел 5. Организация логопедической помощи       -
5.1. Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь       -
5.2. Предупреждение речевых нарушений       -
ВСЕГО        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Теоретическо-методологические основы логопедии

Тема 1.1. Логопедия как наука

Логопедия как отрасль коррекционной педагогики. Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами.

Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Анатомо-физиологический аспект речевой деятельности. Функциональная система и речевая функциональная система. Динамическая локализация психических функций и речи. Значение для логопедии учений И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.Р. Лурия, П.К. Анохина и др.

Значение психологических, лингвистических наук для анализа и преодоления речевых нарушений. Психологический и психолингвистический аспекты речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова и др.). Особенности усвоения речи в процессе онтогенеза (при нормальном и атипичном развитии) и их учет в логопедической работе.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Теоретическое и практическое значение логопедии. Развитие логопедии в соответствии с уровнем развития общества. Актуальные проблемы современной логопедии.

Личность учителя-логопеда. Понятие деонтологии в логопедии.

Тема 1.2. Этиология нарушений речи

Исторический аспект проблемы этиологии речевых нарушений. Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи – основы для изучения этиологии речевых расстройств.

Внешние и внутренние причины в возникновении речевых нарушений, их взаимодействие. Причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.

Зависимость развития речевой деятельности ребенка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Критические периоды в развитии речевой функции. Пренатальные, натальные и постнатальные (ранние и поздние) вредности, значимые для формирования речи. Значение наследственных факторов в этиологии речевых нарушений. Понятие о полиэтиологии речевых нарушений. Понятие о “факторе риска” в речевом развитии ребенка.

Этиология нарушений речи в свете современных достижений медицины, генетики, цитогенетики, психопатологии, нейропсихолингвистики и других наук.

Тема 1.3. Классификация нарушений речи

Исторический аспект формирования классификации речевых нарушений. Принципы анализа речевых нарушений, сформулированные Р. Е. Левиной (развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с развитием ведущих форм деятельности и других сторон психического развития).

Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений. Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи. Кодификация речевых нарушений в МКБ-10.

Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения речи, выделяемые в психолого-педагогической классификации.

Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений.

Тема 1.4. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия

Принципы обследования лиц с нарушениями речи (комплексность и всесторонность; целостность и конкретность; индивидуальный подход в установлении контакта; изучение в процессе обучения; выявление положительных возможностей; онтогенетический и др.). Методы логопедического обследования. Схема логопедического обследования. Этапы логопедического обследования. Логопедическое заключение. Прогноз и условия его определяющие.

Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия. Комплексность воздействия при речевых нарушениях. Дифференцированный подход в устранении речевых нарушений. Поэтапный ход логопедического воздействия. Учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.

Основные формы логопедического воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация. Формы организации логопедической работы: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, урок.

Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные. Методы воспитания и перевоспитания: убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др.

Роль логопедической работы в системе комплексного воздействия. Прямые и обходные пути логопедического воздействия. Эффективность логопедической работы и факторы ее определяющие.

 

Раздел 2. Виды нарушений речи и их коррекция

Тема 2.1. Нарушения голоса

2.1.1. Голос как структурный компонент экспрессивной речи. Акустические основы голосообразования. Голосовой аппарат, его роль в образовании и оформлении голоса. Теории голосообразования. Возрастные особенности голосовой функции и их учет в работе учителя-логопеда.

2.1.2. Характеристика нарушений голоса. Определение нарушений голоса, краткие сведения из истории фонопедии. Статистические данные о распространенности. Этиология и механизм различных форм нарушений голоса. Степени проявления дефекта. Классификация расстройств голоса по различным принципам. Основные формы голосовых расстройств (афония, дисфония, фонастения, ринофония). Симптоматика органических и функциональных форм расстройств голоса. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией.

2.1.3. Обследование лиц с расстройствами голоса: содержание, методы и приемы обследования. Необходимость комплексного медико-педагогического обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз.

2.1.4. Профилактика голосовых нарушений. Предупреждение возникновения расстройства голоса, система гигиенических мероприятий в преддошкольном, дошкольном, школьном возрастах и у взрослых.

2.1.5. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. Комплекс медико-педагогических мероприятий при устранении разных форм нарушений голоса. Рациональная психотерапия как начальный этап коррекционно-педагогического воздействия. Подготовительный этап и постановка физиологического дыхания. Этап вызова голоса. Автоматизация навыка и введение его в речь.

Методики восстановления голосовой функции при психогенных дисфониях, гипертонусных и гипотонусных нарушениях голоса, дефектах нёба и периферических парезах и параличах нёбной занавески, периферических парезах и параличах гортани, хронических воспалительных заболеваниях гортани. Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса после удаления, резекции гортани.

Дискуссионные и нерешенные вопросы фонопедии.

Тема 2.2. Дислалия

2.2.1. Общая характеристика дислалии. Определение дислалии, краткие сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Статистические данные о распространенности нарушений звукопроизношения.

Причины дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата.

Классификация дислалии. Формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения (функциональная и механическая).

Уровни нарушенного звукопроизношения. Простая и сложная дислалия. Термины обозначения нарушений отдельных групп звуков, их виды (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, нарушения смягчения, озвончения).

2.2.2. Функциональная дислалия, ее формы в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная), по симптоматике (фонологические, антропофонические). Характеристика акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии.

2.2.3. Механическая дислалия. Аномалии строения зубо-челюстной системы, их роль в формировании неправильного произношения звуков. Симптоматика механической дислалии. Роль хирургического вмешательства, ортодонтического лечения, миотерапии в устранении механической дислалии.

2.2.4. Обследование лиц с дислалией. Содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз. Динамика: особенности развития фонетической, фонематической и других разделов языковой системы, операций фонематического анализа и синтеза. Профилактика: предупреждение возникновения дислалии, других речевых расстройств, рецидивов.

2.2.5. Методика логопедической работы при дислалии. Цели, задачи, принципы, этапы логопедического воздействия (подготовительный, формирования первичных произносительных умений и навыков, формирования коммуникативных умений и навыков). Структура логопедических занятий по устранению дислалии. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях. Методы формирования правильного звукопроизношения (показ, опора на сохранные звуки, артикуляционные упражнения, механическое воздействие и др.).

2.2.6. Недостатки произношения отдельных звуков. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков и приемы их устранения. Проблема бокового сигматизма. Недостатки произношения сонорных звуков и приемы их устранения. Недостатки произношения заднеязычных звуков и приемы их устранения. Дефекты смягчения и озвончения, приемы их коррекции.

Тема 2.3. Ринолалия

2.3.1. Общая характеристика ринолалии. Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности. Причины, механизм, основные формы нарушения. Классификация ринолалии (открытая, закрытая, смешанная).

2.3.2. Открытая ринолалия. Характеристика открытой механической врожденной ринолалии. Влияние врожденных расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Особенности проявлений ринолалии в разные возрастные периоды. Характеристика речевого и психического развития ребенка с врожденной расщелиной неба. Динамика ринолалии, ее влияние на формирование письменной речи. Профилактика: предупреждение возникновения врожденных расщелин неба, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.

2.3.3. Обследование лиц с ринолалией: содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

2.3.4. Методика логопедической работы при ринолалии. Роль медицинского воздействия при устранении ринолалии. Задачи, принципы, этапы, содержание и методы логопедического воздействия. Система коррекционно-воспитательного воздействия в дооперационный и послеоперационный периоды. Значение лечебной физкультуры и логоритмики в комплексной работе при устранении ринолалии.

Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родителей.

Структура логопедических занятий по устранению ринолалии. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях. Организация работы по устранению ринолалии в различных типах логопедических учреждений.

2.3.5. Закрытая, смешанная ринолалия, их характеристика, система коррекционно-воспитательной работы.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме ринолалии.

Тема 2.4. Дизартрия

2.4.1. Общая характеристика дизартрии. Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности. Клинико-физиологические и психолингвистические аспекты. Этиология и патогенез дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Классификация дизартрии в зависимости от различных критериев. Общая симптоматика дизартрии. Характеристика корковой, псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Степени нарушения. Дизартрия, осложненная заиканием.

2.4.2. Стертая форма дизартрии, ее сопоставительный анализ с дислалией. Речевые и неречевые симптомы в структуре дизартрии и их соотношение.

2.4.3. Обследование лиц с дизартрией: содержание, методы и приемы обследования. Роль физиологического, медицинского, психолого-педагогического и других видов обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

Профилактика: предупреждение возникновения дизартрии, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.

2.4.4. Методика логопедической работы при дизартрии. Цели, задачи, принципы, методы и система логопедического воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Методика работы при различных формах дизартрии. Логопедическая работа при стертых формах дизартрии. Структура занятий. Психотерапия в логопедической работе при устранении дизартрии. Медицинское и общепедагогическое воздействие в системе устранения дизартрии и в социальной адаптации лиц с дизартрией. Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме дизартрии.

Тема 2.5. Нарушения темпа речи

Определение нарушений темпа речи, история изучения. Статистические данные о распространенности. Причины и механизм различных форм расстройств темпа речи. Методика работы при брадилалии, тахилалии. Дискуссионные и нерешенные вопросы.

Тема 2.6. Заикание

2.6.1. Характеристика заикания. Определение, краткие сведения из истории изучения. Статистические данные о распространенности. Анализ основных теорий заикания. Различные классификации заикания. Современные взгляды на этиологию и механизм заикания. Физиологические и социальные симптомы. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды, динамика речевых и личностных особенностей, периодичность проявления заикания, рецидивы.

Клинические формы заикания (невротическое, неврозоподобное). Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания.

2.6.2. Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений; заикание у умственно отсталых детей. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

2.6.3. Заикание: вопросы профилактики: предупреждение возникновения заикания, нервно-психических нарушений, рецидивов.

2.6.4. Комплексный подход к устранению заикания. Становление современного комплексного подхода к преодолению заикания. Лечебно-оздоровительная и коррекционно-педагогическая работа. Этапность логопедической работы.

2.6.5. Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками. Игры при работе с заикающимися дошкольниками. Устранение заикания в процессе ручной деятельности. Логоритмика и музыкотерапия при устранении заикания. Организация и содержание работы с заикающимися в разных типах учреждений. Программа работы с заикающимися в специальном детском саду. Структура логопедических занятий. Использование технических средств. Психотерапия при устранении заикания. Эффективность устранения заикания.

2.6.6. Особенности логопедической работы с заикающимися школьниками, подростками и взрослыми. Устранение заикания в процессе ручной деятельности. Логоритмика и музыкотерапия при устранении заикания. Организация и содержание работы с заикающимися в разных типах учреждений. Структура логопедических занятий. Использование технических средств. Психотерапия при устранении заикания. Обзор новых методик преодоления заикания. Эффективность устранения заикания.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения.

Тема 2.7. Алалия

2.7.1. Общая характеристика алалии. Определение, краткие сведения из истории изучения. Статистические данные о распространенности. Алалия как системное недоразвитие речи. Анатомо-физиологический, неврологический, психолингвистический аспекты нарушения. Причины и механизм нарушения. Классификация алалии. Основные формы (моторная, сенсорная, сенсо-моторная).

2.7.2. Моторная (экспрессивная) алалия, причины, механизм, характер повреждения речевого аппарата. Симптоматика моторной алалии: неязыковые нарушения, психопатологические, языковые нарушения. Степени выраженности речевого дефекта. Течение алалии.

Динамика развития функций и средств речи. Специфика формирования коммуникативной функции речи при моторной алалии.

2.7.3. Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание. Прогноз. Дифференциальная диагностика: отличие моторной алалии от умственной отсталости, задержки психического развития, раннего детского аутизма; от иных форм речевой патологии (задержки речевого развития, афазии, корковой дизартрии); отличие разных форм алалии друг от друга. Значение наблюдений за ребенком в ходе медико-педагогической работы для правильной диагностики.

Профилактика: предупреждение возникновения алалии, других форм речевых расстройств, нервно-психических нарушений.

2.7.4. Методика логопедической работы при моторной алалии. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. Поэтапный ход логопедической работы: подготовительный, формирование первоначальных речевых навыков в ситуации диалогического общения, формирование высказывания как основной единицы речевого действия, формирование коммуникативных умений и навыков и связной речи. Проблема формирования психологических механизмов усвоения грамматики родного языка. Роль игры и наглядности в развитии речи. Развитие высших психических функций. Структура логопедических занятий.

2.7.5. Сенсорная алалия, причины, механизм. Симптоматика сенсорной алалии: особенности слухового восприятия, памяти, внимания, понимания речи. Специфика экспрессивной речи.

Особенности обследования детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха, сенсорной алалии и умственной отсталости, сенсорной и моторной алалии. Прогноз. Система коррекционно-воспитательного воздействия: формирование внимания, восприятия неречевых и речевых звуков, акустических дифференцировок, импрессивной, экспрессивной речи. Воспитание различных форм и функций речи в процессе предметно-практической деятельности. Структура логопедических занятий. Особенности организации работы в различных специальных дошкольных учреждениях, школах, в медицинских учреждениях.

Дискуссионные и нерешенные вопросы. Направления исследования алалии в настоящее время.

Тема 2.8. Афазия

2.8.1. Характеристика афазии. Определение, краткие сведения из истории афазиологии. Статистические данные о распространенности. Связь исследования афазии с развитием представлений о высших психических функциях. Нейролингвистический подход в понимании афазии на современном этапе. Причины и механизм афазии. Афазия у детей, ее сходство и отличие от афазии у взрослых и алалией у детей.

Классификация афазии. Характеристика акустико-гностической, сенсорной, акустико-мнестической семантической, афферентной моторной, эфферентной моторной и динамической. Степени выраженности афазических нарушений. Характеристика речевых и неречевых проявлений. Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм.

2.8.2. Специфика обследования больных с афазией: принципы, организация, содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика: отличие афазии от других форм патологии речи, от психических заболеваний; отличие разных форм афазии друг от друга.

2.8.3. Профилактика при афазии: предупреждение возникновения афазии, других форм речевой патологии, нервно-психических нарушений, рецидивов.

2.8.4. Восстановительное обучение при афазии. Принципы, задачи и методы восстановительной работы. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый и резидуальный периоды. Специфика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии. Психотерапия и трудотерапия в комплексе восстановительных мероприятий. Структура занятий с больными, страдающими афазией. Требования к проведению занятий.

Нейропсихологический анализ разных форм аграфии и алексии при афазии, методы их преодоления.

Направления исследования афазии в настоящее время, дискуссионные и нерешенные вопросы.

Тема 2.9. Нарушения письменной речи

2.9.1. Общая характеристика нарушений письменной речи. Определение, терминология, краткие сведения из истории изучения проблемы. Распространенность нарушений письменной речи. Дислексия, дисграфия, дизорфография как самостоятельные формы патологии речи и как синдромы в структуре других форм патологии речевой деятельности. Современные научные представления об этиологии нарушений письменной речи. Концепции изучения нарушений чтения и письма (теория фонологического дефицита, теория зрительного дефицита).

2.9.2. Дислексия. Психофизиологическая структура процесса овладения чтением. Причины и психологический аспект механизмов нарушений чтения. Классификация дислексий. Характеристика фонематической, семантической, аграмматической, мнестической, оптической, тактильной дислексии. Симптоматика дислексии.

2.9.3. Дисграфия. Психофизиологическая структура акта письма. Операции процесса письма. Причины и механизм дисграфии. Характеристика форм дисграфии (артикуляторно-акустической; на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической).

2.9.4. Обследование детей с нарушениями письменной речи: содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика дислексии, дисграфии. Прогноз.

2.9.5. Методика логопедической работы при дислексии и дисграфии. Принципы, организация, этапы и методы логопедической работы по устранению дислексии и дисграфии. Особенности логопедической работы при разных формах дислексии и дисграфии. Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания. Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза. Устранение аграмматической и оптической дислексии и дисграфии. Структура занятий. Дидактический материал, используемый на занятиях.

2.9.6. Профилактика нарушений чтения и письма. Ранее выявление предрасположенности к дислексии и дисграфиии.

Дискуссионные и нерешенные вопросы. Направления исследований дислексии и дисграфии в настоящее время.

2.9.7. Дизорфография, причины, симптоматика, логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи.

 

Раздел 3. Логопедическая работа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи

Тема 3.1. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР). Характеристика детей с ФФНР. Степени выраженности ФФНР.

Обследование детей с ФФНР. Дифференциальная диагностика ФФНР.

Коррекция ФФНР у детей дошкольного и школьного возраста: методика работы.

Тема 3.2. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи

3.2.1. Понятие об общем недоразвитии речи (ОНР). Характеристика детей с ОНР. Периодизация ОНР, уровни недоразвития речи.

3.2.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи. Дифференциальная диагностика ОНР.

3.2.3. Методика логопедической работы при общем недоразвитии речи. Поэтапность логопедической работы при ОНР. Задачи и содержание логопедической работы с детьми с ОНР I, II, III уровней речевого развития. Организационно-методические требования к организации воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста в группах, классах (школе) для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи, содержание и организационно-методические требования к построению логопедической работы с детьми с нерезко выраженным ОНР (IV уровнем речевого развития).

 

Раздел 4. Особенности логопедической работы при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях

Тема 4.1. Особенности логопедической работы при нарушении слуха

Влияние нарушений слуха на психическое и речевое развитие. Степени снижения слуха. Распространенность нарушений слуха, причины и механизм нарушений. Факторы, определяющие характер и степень недостаточности речевой функции у детей с нарушением слуха. Характеристика речевой деятельности: фонетико-фонематические нарушения, нарушения лексического и грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Особенности речевых расстройств у слабослышащих.

Комплексное обследование детей с нарушением слуха. Специфика обследования состояния слуха и речи у детей разных возрастных групп. Дифференциальная диагностика.

Содержание логопедической работы по устранению речевых расстройств у детей с нарушением слуха.

Дискуссионные и нерешенные вопросы патологии речи у слабослышащих детей. Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

Тема 4.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Влияние нарушений зрения на психическое и речевое развитие. Основные особенности зрительного восприятия в детском возрасте. Степени нарушения зрения у детей, причины.

Особенности речевых расстройств у детей с нарушениями зрения.

Выявление нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Организация логопедических занятий. Особенности логопедической работы по устранению речевых расстройств у детей с нарушениями зрения.

Тема 4.3. Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности

Особенности речевого развития умственно отсталых детей. Статистические данные о распространенности речевой патологии у умственно отсталых детей. Корреляция дефектов речевого развития с дефектами умственного развития. Структура речевого дефекта у умственно отсталых детей. Проявления нарушений фонетической, лексико-грамматической, связной, письменной речи.

Обследование умственно отсталых детей с патологией речи: содержание, методы и приемы.

Особенности логопедической работы с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью. Особенности логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Организация и содержание логопедической работы во вспомогательной школе.

Тема 4.4. Особенности логопедической работы при задержке психического развити (у детей с трудностями в обучении)

История изучения вопроса о нарушении формирования речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Статистические данные о распространенности речевой патологии у детей с ЗПР. Особенности речевого развития детей с ЗПР. Классификация детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР.

Тема 4.5. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Статистические сведения о распространенности речевых нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Формы речевых нарушений при ДЦП. Этиология, механизм и симптоматика основных форм патологии речи. Соотношение речевых и неречевых синдромов. Влияние ДЦП на речь, личность и деятельность ребенка.

Обследование детей с ДЦП: принципы, организация, методы и приемы обследования. Прогноз и условия его определяющие.

Профилактика: предупреждение возникновения речевых, нервно-психических нарушений, рецидивов. Содержание и методы логопедической работы в комплексе медико-педагогического воздействия. Организация логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в разных типах логопедических учреждений.

 

Раздел 5. Организация логопедической помощи

Тема 5.1. Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь

Краткие сведения из истории развития системы учреждений для лиц с нарушениями речи в Республике Беларусь и за рубежом.

Логопедическая помощь в учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию логопедической помощи в Республике Беларусь.

Особенности комплектования учреждений, оказывающих логопедическую помощь. Рекомендации к зачислению детей с нарушениями речи в учреждения образования (специальные детские дошкольные учреждения и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальные общеобразовательные школы и классы для детей с тяжелыми нарушениями речи; группы и классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционно-педагогической помощи; центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).

Система лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы в различных учреждениях образования, здравоохранения. Оборудование кабинета для логопедических занятий, требования к его оформлению. Организационно-методическая документация учителя-логопеда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.