КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пед принципы работы с заикающимися. Методики лог занятий
Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения(дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства. В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. 1. Индивидуальный подход к заикающимся детям. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. В реализации принципа индивидуального подхода в логопедической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ребенка. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. 2. Систематичность и последовательность лог занятий. Дидактический принцип систематичности и последовательности в логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у них происходит в строго систематическом и последовательном порядке. На речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. Самостоятельная речь у заикающихся может воспитываться на речевых занятиях в такой последовательности:
1) сопряженно-отраженная речь; 2) ответно-вопросная форма речи; 3) пересказ, рассказ; 4) спонтанная речь. Другим фактором, оказывающим влияние на состояние речи заикающихся, является разная степень ее подготовленности. Речевые упражнения строятся в следующей последовательности: 1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух; 3) мысленно продуманный; 4) незнакомый текст, экспромт. Следующим фактором, являетсяразная сложность речевой структуры. Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже — слоги, еще реже — слова. Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обычным голосом. Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой последовательности: 1) пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки; 6) разнометричная речь. Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). В задачи подготовительного периода входит создание щадящего режима, подготовка ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи. Щадящий режим заключается в том, чтобы оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов», создать спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ровное отношение; не допускать фиксации на неправильной речи; определить и выдерживать режим дня; предусмотреть спокойные и разнообразные занятия; не допускать шумных, подвижных игр, перегрузок занятиями. В задачи тренировочного периода входит овладение •ребенком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях.
В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Следующий шаг в логопедической работе с ребенком — этап вопросо-ответной речи. В этот период ребенок постепенно освобождается от дублирования фраз по образцам и делает первые успехи в самостоятельном речевом общении. После того как ребенок научится свободно отвечать на несложные вопросы, на занятиях используются пересказ и рассказ. Соответственно усложнению форм речи усложняется и обстановка занятий. Занятия проводятся не только в кабинете или дома, но и вне их. В задачи закрепительного периода входит автоматизация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой» деятельности. Постепенно меняется степень участия логопеда в речевых занятиях с заикающимся ребенком. Принцип последовательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной. 3. Сознательность и активность детей. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях. Понимание заикающимися цели логопедических занятий — одно из необходимых условий коррекции заикания. Владение логопедическими приемами преодоления проявлений заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет заикающемуся активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и связанных с ним недостатков. 4. Наглядность и технические средства обучения. На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи. К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр. К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АЙР), аппарат звукоусиления, магнитофон.
Алалия. Спорные вопросы в изучении а. Механизмы и симптоматика а. Классификация а. Диагностика а. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть врачей прежних веков и до начала нынешнего соединяла все формы потери речи под именем алалии и говорила о них наряду с афонией, но постепенно эти формы стали разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводит И.Франк, который рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования. В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами. В работах фониатра Р. Коэна термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты. К 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад. Механизмы и симптоматика а. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной.
Классификация а. Имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием. Р. Е. Левина предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности. В. К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи. М. Зееман подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детского возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей нарушения не столь частые и постоянные. По В. А. Ковшикову, встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Е. Ф. Соботович выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. Возникновение и динамику развития алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, вследствие чего у ребенка возникает тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на формы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших исследований это деление проводится в терминах экспрессивной и рецептивной алалии. Этими терминами подчеркивается не физиологический, а психологический подход к квалификации нарушения. Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Диагностика а. При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция. Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности. Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования. Уточняется состояние слуха и понимания. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз. Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |