КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. Сравнительная характеристика дис и диз. Лечебно- педагогические мероприятия
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Выделяют 2 основные формы д.: функциональную и механическую. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной д. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, говорят о механической дислалии. Функциональная д. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. 1.Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. 2. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). 3. Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Это явление называется искажением звуков.
Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод). В литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. С учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяются формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая. О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоздевым. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточность ю иннервации речевого аппарата. В едущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую. На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, с пастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую. Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей: первая, самая легкая степень, когда нарушения звуко-произношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка, вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих, третья — речь понятна только близким ребенка частично для окружающих, четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Классификация дизартрии по симптоматике. Паретическая – расслабление мышц. Расслаблен по всему типу, приопущены плечи, голова, ноги полусогнуты, амимичность лица, но в большинстве случаев интеллект сохранен. Рот открыт, слюна бежит. Проба: с бумагой, с бинтом.
Спастическая – напряженность мышц. Голова прямая, спина прямая, руки слегка согнуты, ноги прямые, не разгибаются или согнуты в коленях. Лицо амимично, приподняты уголки бровей, глаз, хищное выражение лица, не м широко открыть рот, губы растянуты. Гиперкинетическая – человек делает преувеличенные движения, не м делать мелкие движения.
2) если внутр-яя речь сохранна а) контроль за речью сохранен (тахилалия) б) контроль за речью нарушен (бормот-ие. Нек-ые случаи полтерна) Голос слабо модулиров-й, монотонный, м б нозальнный оттенок-небная занавеска неуспев-т подниматься-нозальность. Звукопроизношение- м б искажение т.к. реб-к спешит и инеосозн-т арт уклады. Словарь-м б речь скандированная, есть трудности отбора слов, возмож-ти параартрий -ощибки на фоне слова(неправ-ое употр-ие звуков или слов). Парафразия- неправ-ое употреб-ие суфф-в, приставок, оконч. Монологич речь- отсут-ет детализация (нет время рассматрив детали), соскок на другую тему, рыхлость изложения. Письменная речь-чтение, нет затруднен в скорости чтения, страдает правильность читаемого. Письмо-ошибочное, не те ошибки, что при чтении, м б повторы слогов, букв, лучше пишут под диктовку т.к. спешить некуда, много ошибок при списывании, много ошиб при выполнени-и творческ-х работ т.к реб торопится. Речевое поведение-оно зависит от речевого матер-а(короткий, простой), от коммуникантов, если люди неприятные, авторитарные то тахилал повыш-ся, от обстановки в кот наход реб.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |