Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти




Тема: ПАМЯТЬ

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, про­являющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с гре­ческого — «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассо­циаций, невозможна нормальная психическая деятельность чело­века, в том числе деятельность памяти.


По ведущему анализатору: з рительная; слуховая; осязательная; обонятельная; вкусовая.

По предмету, материалу, деятельности: д вигательная; эмоциональная; образная; вербальная.

По продолжительности протекания процесса: кратковременная; долговременная; оперативная.

По форме психической активности: непроизвольная; произвольная.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с различными критериями:

по характеру психической активности; по виду и форме запоминаемой информации; по анализаторам; по характеру целей деятельности; по продолжительности закрепления и сохранения материала.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется двигательный тип памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий вызывавших в прошлом отрицательные переживания.

По предъявляемым стимулам – выделяют образную и словесно-логическую память.

По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.

Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.

Образная память — это запоминание, сохра­нение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся пред­метов и явлений действительности.

Словесно-логическая память вы­ражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обла­дают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

Двигательная (моторная) память. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем.

Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения.

Кратковременная, долговременная и оперативная память. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, от­дельного акта.

Узнавание — появление чув­ства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Под продуктивностью памяти понимают её объём, способность запоминать как можно больше материала. Главное из качеств определяющих продуктивность памяти, - умение быстро извлекать из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить.

 

Весьма поучителен в плане осознания эффективности психологических рекомендаций в совершенствовании учебной деятельности студентов простой опыт в теме «Память». Выдвинув положения о влиянии активной мыслительной деятельности (понимание материала, установление логических связей, сравнения и т.д.) на объем и прочность запоминания, можно провести простой опыт: написать на доске ряд цифр в такой последовательности: 1 4, 9, 1, 6, 2, 5, 3, 6, 4, 9, 6, 4, 8, 1, 1, 0, 0, 1, 2, 1, 1, 4, 4 – и попросить студентов после первого предъявления воспроизвести весь ряд цифр, не глядя на доску. Задача, как правило, оказывается невыполнимой. После этого лектор, не глядя на доску, быстро и безошибочно называет все цифры. Теперь надо объяснить причину «хорошего» запоминания как следствие опоры на скрытую логическую закономерность, имеющую место в данном ряду цифр, которая получается из ряда квадратов чисел от «1» до «12». (После опыта целесообразно назвать основные примеры работы по запоминанию учебного материала, раскрыть роль конспектирования лекций и первоисточников для запоминания).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.