Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы для самостоятельной работы. Невербальное общение и искусственные знаковые системы




Невербальное общение и искусственные знаковые системы.

Невербальное общение (от лат. verbus – слово), то есть несловесное, при котором системой знаков служит сочетание поз, жестов, мимики.

Жестикуляция (от фр. gesticuler) – это значимые телодвижения. Жесты делятся на эмоциональные, изобразительные, указательные, регулирующие, жесты-символы.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – это значимые движения мышц лица.

Наука, изучающая невербальные средства общения и связанную с ними невербальную коммуникацию, называется паралингвистикой.

Искусственные знаковые системы были специально созданы людьми для более удобной передачи информации в определенной сфере деятельности. К ним относятся символические языки науки (математики, химии, физики и др.); воинские знаки отличия; знаки дорожного движения и др.

В отличие от искусственных знаковых систем, слова языка могут передавать сообщения любых типов. Такое свойство языка называется универсальностью.

Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово ОГОНЬ, мы представляем себе эту стихию, со всеми её признаками, т.е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в это время, как мы говорим, мы и не видим огня; когда мы говорим слово ЛОШАДЬ, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т.е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя мы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...

 

* Что называет критик «условными знаками»?

* При помощи «условных знаков» опишите (подобно автору), что вы представляете, произнося слова «любовь», «русалка», «гнаться», «весёлый».

* Продолжите мысль: «Слова языка могут выступать знаками объектов реальной действительности...»

Задание 2. Проанализируйте тексты. Какие определения языка следуют из данных высказываний?

I. Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.

II. Язык по существу есть сам человек. Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает воздействие на внешний мир.

(М. Нордау).

 

Задание 3. Прочитайте стихотворение А. П. Сумарокова «Эпистола о русском языке», написанное в 1747 г. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Для общих благ мы то перед скотом имеем,

Что лучше, как они, друг друга разумеем

И помощию слов пространна языка

Всё можем изъяснить, как мысль ни глубока.

Описываем все, и чувствие, и страсти,

И мысли голосом делим на мелки части.

Приняв драгой сей дар от щедрого творца,

Изображением вселяемся в сердца.

То, что постигнем мы, друг другу сообщаем

И в письмах то своих потомкам оставляем.

* Объясните значение выделенных слов. Укажите в стихотворении обороты речи, которые сейчас не употребляются. Какой этап развития русского национального языка характеризует данная лексика? Какой пометой эти слова сопровождаются в словаре?

* Для чего служит язык?

* Какой заголовок вы бы дали стихотворению?

* Как вы понимаете строчки «мысли голосом делим на мелкие части»? Какие еще «части» (единицы языка) составляют его систему?

* О каком свойстве языка говорит строка «с помощию слов пространна языка все можем изъяснить, как мысль ни глубока»?

* О реализации каких функций языка говорится в этом стихотворении? Подтвердите свои предположения текстом.

Задание 4. Выразите при помощи невербальных средств общения следующие значения. Какие виды жестов вы при этом используете?

Проходите сюда; говорите тише; этого делать нельзя; который час; уходите; позвоните мне; запишите; пора заканчивать; до свидания; привет; сыт по горло; подвезите меня; подумайте; он болтун; дайте мне слово; дайте мне; сдаюсь; я не знаю; дайте поесть; ненормальный; дайте закурить; отлично; это пустяк; это явление распространенное; ничего не поделаешь.

Тестовые задания

1. Укажите неверный вариант ответа. Словесный язык – это…

1) вербальное средство общения

2) универсальная система

3) явление, существующее вне сознания человека

4) система знаков

2. Функция языка, позволяющая людям общаться друг с другом, называется…

1) аккумулятивной

2) познавательной

3) мыслительной

4) коммуникативной

3. В системе языка выделяют уровни (однородные единицы, связанные друг с другом)…

1) лексический

2) коммуникативный

3) речевой

4) фонетический

4. В понятие «искусственные знаковые системы»не входят…

1) нотные знаки

2) вербальные средства общения

3) знаки физических формул

4) знаки дорожного движения

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое словесный язык и чем он отличается от невербальных средств общения?

2. При помощи каких функций языка удовлетворяются социальные потребности человека?

3. Какие уровни выделяются в системе языка?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.