Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дуализм




Основные философские направления. Материализм и идеализм

Вопросы человека

Вопросы функционирования и развития общества

Вопросы познания

Вопросы бытия

Под бытием понимается все существующее - природа, общество, человек, материальное и идеальное (нематериальное). При этом философию интересуют не сами вещи и явления, а то, благодаря чему они существуют, что является основой существования мира (вещей, явлений), есть ли закономерности его существования и развития.

Вопросы бытия изучает философская дисциплина - онтология (см. выше).

- Познаваем ли мир;

- Каковы возможности, методы и цели познания;

- В чем заключается само познание;

- Что такое истина, ее критерии;

- Каков субъект и объект познания и т.д.

Вопросы познания изучает гноселогия (см. выше).

- Как устроено общество и что заставляет его изменяться;

- Каков смысл этих изменений;

- Можно ли определить конкретные цели и перспективы общественного развития.

Вопросы общества изучает социальная философия (наряду с онтологией).

Изучает философская антропология.

Существует множество различных философских направлений и течений. Однако среди них выделяют несколько основополагающих, в основе которых лежит, как правило, то или иное определенное отношение к миру или к его первоосновам.

Монизм (греч. монос – один) – направление в философии, согласно которому мир имеет только одно начало (субстанцию): материальное или идеальное.

Например:

1. В основе мира лежит материя (материальные причины);

2. Основой мира является Бог, который все создал и всем руководит.

Соответственно, теории, утверждающие, что в основе мира лежит какое-либо одно начало, называют монистическими.

В отличие от монизма (монистической точки зрения) есть теории, полагающие в основе мира равноправное существование двух начал (дуализм) или даже множества независимых начал первоначал - плюрализм (атомизм, монадология, персонализм).

Дуализм (лат. дуа – два)– направление в философии, признающее наличие двухравноправных начал (причин).

Например:

- в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное, и идеальное (материя и сознание);

- в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности.

Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире.

Например:

- в онтологии: в основе мира лежит несколько самостоятельных начал (причин);

- в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания.

Среди монистических теорий уже со времен Древней Греции выделились в свою очередь два основных направления (течения): материализм и идеализм. Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами.

 

Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Все идеальное вторично и возникло благодаря материальному (например, сознание человека).

Например, природа возникла из вечно существующей материи, а развитие общества определяется в первую очередь развитием материальной основы общества – экономики.

Вариант: в основе мира лежат материальное начало (причины): например, материя, атом, земля, воздух, и т.п. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного).

Например,

- в природе материальной основой материалисты считают материю. В результате последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое сознание).

- в обществе материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную силу общества (экономику), которая определяет все остальное идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.

Исторические формы материализма:

1. Материализм древних: стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит)/

2. Метафизический (механистический) материализм: упрощенное понимание первичности материального на основе количественного, механического перемещения тел. (Новое время в Европе. 16-17 века).

3. Диалектический материализм: материализм и диалектика в органическом единстве. (19-й век. Маркс, Энгельс).

 

Кроме того, есть еще:

4. Последовательный материализм: принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм).

5. Непоследовательный материализм – признание материализма в природе и отрицание его в обществе и в истории (Фейербах)

6. Вульгарный материализм – все сводится к материальному, в т.ч. идеальное, сознание человека.(Бюхнер, Фогт, Моллешот).

 

Идеализм – направление в философии (в отнологии), полагающее, что в основе мира лежит идеальное начало (причины), которое являются главной движущей силой развития. Оно определяют и обеспечивают развитие материальной сферы.

Например, в природе идеальное начало – это Бог, абсолютный разум, понятия и т.п. В обществе – это идеи, культура, образование.

Какое значение имеет вера в материализм или идеализм? В соответствии с данным теоретическим выбором (веришь ты в материализм или в идеализм) могут быть и вполне конкретные практические последствия – усиленное внимание к материальным или идеальным факторам.

Например, если главной движущей силой считать материальные причины, то естественно главное внимание в политике государства будет уделяться развитию экономики, а если ты сторонник идеализма – то больше внимания достанется, скажем, науке, образованию, развитию в людях духовного.

Две разновидности (формы) идеализма:

Идеализм имеет дверазновидности: объективный и субъективный. Мы уже выше определили, что термин «объективный» означает в философии «независимый от человеческого сознания», следовательно «субъективный» означает как «зависимый от человеческого сознания».

И та, и другая разновидность идеализма (объективный и субъективный) признает наличие идеального начала в мире. Однако объективный идеализм говорит, что это начало не зависит от человеческого сознания, а субъективный – что зависит. Итак:

 

Объективный идеализм – точка зрения о том, что мир творит (создает) объективное идеальное начало (причина), не зависящая от человеческого сознания.

Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.

 

Субъективный идеализм – точка зрения, полагающая, что мир зависит от человеческого сознания, создается им.

При этом его сторонники даже утверждают (англ. философ 18 века Джордж Беркли, субъективный идеалист), что фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и мир не существует вне человеческого сознания (англ. Философ Дж.Беркли, 1685-1753).

Например: Вишня.

Если убрать все вкусовые, осязательные и другие ощущения вишни, то ее фактически не будет, она исчезнет.

Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений, он субъективен, как субъективно восприятие мира каждым человеком. Действительность есть результат духовного творчества субъекта.

Примером субъективно-идеалистического подхода на практике может служить мнение о том, что мир, общество изменяется и зависит от идей великих личностей. Идеи способны править миром. Это – точка зрения субъективного идеализма. (Пока мы не говорим, правильно это утверждение или нет).

Т.о. субъективный идеализм подчеркивает значимость человеческого сознания, идей, их способность преобразовывать мир, объявляет сознание человека главным фактором развития мира.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.