Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы ранней диагностики задержки психического развития у детей




Задержка психического развития психогенного происхождения

Задержка психического развития соматогенного происхождения

Задержка психического развития конституционального происхождения у детей с наследственно обусловленным психическим и психофизическим инфантилизмом.

Задержка психического развития у ребенка, причины и классификация.

Классификация ЗПР К.С.Лебединской

n Эти дети отстают в росте и весе, сохраняют черты лица, характерные для младшего возраста.

n Для них особенно характерно выраженное отставание в развитии эмоциональной сферы: при большей выраженности и яркости эмоций наблюдается их неустойчивость и лабильность.

n У детей этой группы очень выражены игровые интересы, преобладающие даже в школьном возрасте.

n Это действительно временная задержка психического развития, наиболее благоприятная по прогнозу.

n Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте.

n Психическое развитие таких детей тормозится стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На этом фоне развивается неуверенность, робость и безынициативность.

n Нередко возникает вторичная инфантилизация, которая приводит к нарушению работоспособности.

n Перспективы развития таких детей связаны с определением содержания лечебно-профилактических мероприятий и гармонизацией отношения к ребенку со стороны членов его семьи.

n Связана с неблагоприятными условиями воспитания, с психотравмирующим влиянием окружающей ребенка среды.

n Этот тип ЗПР может вызываться негативными переживаниями матери во время беременности, социальным сиротством и безнадзорностью.

n Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата.

· Органический инфантилизм»,

· «Синдром Гиперактивность и дефицита внимания»,

· «Минимальная мозговая дисфункция»,- «Гиперкинетические расстройства»

Категория детей с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента характеризуется в дошкольном возрасте «задержкой речевого развития» Эти дети имеют невысокую речевую активность, сопровождающуюся и спецификой развития, в первую очередь, крупной моторики.

Среди особенностей развития когнитивной сферы психологи отмечают значительно более успешное выполнение заданий невербальною характера по сравнению с заданиями вербального и вербально-логического плана.

Затруднено понимание сложных речевых конструкций, все виды словообразования, активный словарь невелик, затруднен поиск обобщающих слов.

Дети могут проявлять неуверенность в себе, тревожность, по-видимому, компенсаторно обусловленные сложившимся стереотипом неуспешности.

Дети данной категории характеризуется в первую очередь, выраженной несформированностью пространственных представлений.

Формирование произвольных механизмов деятельности могут отставать во времени, не совпадать с онтогенетической программой развития в целом и иметь ту или иную неярко выраженную специфику. Дети имеют трудности регуляции собственного поведения на фоне утомления или в стрессогенной ситуации.

Основными диагнозами являются:

· в первую очередь - логопедический диагноз (преимущественно «общее недоразвитие речи» различной степени выраженности);

· медицинский диагноз — «задержка психоречевого развития на резидуально-органическом фоне» и др.

Парциальная несформированность смешанного типа часто представляет из себя промежуточный (пограничный между парциальной несформированностью ВПФ и тотальным недоразвитием) вариант развития.

Для детей данного типа развития, характерны достаточно низкий уровень адаптационных возможностей, общее снижение активности, ориентировочных реакций.

Часто на фоне утомления (даже неярко выраженного) появляется импульсивность как в общем рисунке поведения, так и при выполнении предлагаемых заданий.

К этому типу развития относятся и такие смешанные варианты, при которых в равной степени отмечается как несформированность регуляторного характера, так и недостаточность овладения пространственными представлениями.

Диагнозы других специалистов:

· "Задержка психоречевого развития",

· "ЗПР церебрально-органического генеза и др.

Нейропсихологические исследования И. Ф. Марковской. В. В. Лебединского и О. С. Никольской обнаружили, что дети с преобладанием явлений органического инфантилизма имеют мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций, обусловленный низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий, импульсивностью.

Регуляторные функции у таких детей нарушены в звене контроля, но они могут правильно повторить инструкцию, верно оценить свои ошибки

А. Р. Лурия. К. Д. Хомская. В. В. Лебединский и Л. Д. Кошелева, доказали, что у таких детей нейродинамические трудности снимались при усилении речевой регуляции (проговаривании в громкой речи выполняемого действия).

У детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза нейропсихологические исследования позволили выявить нарушения регуляции не только в звене контроля, но и программирования.

Однако у этих детей недоразвитие регуляторных корковых систем в значительной мере вторично и находится в связи с большей выраженностью и грубостью нейродинамических расстройств, недостаточностью речи и других отдельных корковых функций.

В более легких случаях в ее основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций.

Однако при большей тяжести органического поражения мозга к более грубым нейродинамическим расстройствам, выражающимся в инертности психических процессов, присоединяется первичная дефицитарность отдельных корково-подкорковых и подкорковых функций:

праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т. д.

Парциальная недостаточность корковых функций, в свою очередь, приводит к вторичному недоразвитию наиболее сложных психических новообразований, включая произвольную регуляцию, по отношению к которым выше перечисленные нарушения выступают как базальные.

Эти психологические данные подтверждают, что иерархия нарушений психических функций при задержке психического развития церебрально-органического генеза обратна той, которая имеется при олигофрении, где больше страдает само мышление, а не его предпосылки.

клинико-психологические синдромы).

А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма:

· преобладание игровых интересов над познавательными;

· эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;

· неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;

· отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):

· повышенная утомляемость;

· по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти;

· немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;

· повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;

· неравномерность учебных достижений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.