Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковый возраст




Младший школьный возраст.

Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Основным новообразованием младшего школьного возраста яв­ляется отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.

Другими важными новообразованиями этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа способствует самостоятельности ребенка, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающе­го его мира - как физического, так и социального.

Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения ин­теллектуальных и физических возможностей, начинается бурное раз­витие самооценки.

3. ОТРОЧЕСТВО включает 2 периода:

а) подростковый, или пубертатный (с 10—11 лет до 13-14 лет) период — соответствует половому созреванию, под влиянием конституционных сдвигов у подростков формируется новое пред­ставление о себе;

б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).

Важнейшими процессами переходно­го возраста является расширение жизненного мира личности, кру­га ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на кото­рых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внут­ренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.

Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:

1) поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисцип­линирован);

2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - агрес­сивен, на первом месте - удовольствие и т.п.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людь­ми, что сопровождается значительными психологическим трудно­стями для самого человека и его социального окружения.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет).

В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

4. ЮНОШЕСКИЙ, ИЛИ ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД (с 17 до 20-23 лет).

Представляет переход к зрелости; с биологической точки зре­ния уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.

Юность - это период принятия ответственных решений, опре­деляющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Юношеский возраст - этап человеческой близости, когда цен­ности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепен­ными.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеоб­разный эгоцентризм мышления.

Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрос­лой жизни.

Важнейший психологический процесс юноше­ского возраста — становление самосознания и устойчивого обра­за своей личности, своего «Я»

Формирование отношения к любви, своих ожиданий и устано­вок, выбор спутника жизни - важнейшие проявления юношеского самосознания.

5. ЗРЕЛОСТЬ разделяют на ряд стадий и кризисов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, карьере, семье, обществе.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20—23 лет до примерно 30 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и сво­ей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодос­ти наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно раскрываются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 лет большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливают­ся ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Он знаменуют переход от молодости к зрелости.

Зрелость — самый длительный для большинства людей пери­од жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зре­лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни.

В зрелости, как и молодости, главные стороны жизни - про­фессиональная деятельность и семейные отношения, реализация себя, пол­ное раскрытие своего потенциала.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла. Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Кризис 40 лет нередко вызывается и обостре­нием семейных отношений. Дети вырастают и начина­ют жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата участия в жизни детей способствует окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супру­гов ничто значимое для них обоих не связывает. Человеку вновь приходится перестраи­вать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я-концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое деся­тилетие (45—55 лет). Человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуж­дение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Прихо­дит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви. Возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от кото­рых человек прячется либо в мечтах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет - пери­од физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от актив­ной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости.

После 75 лет возраст считается преклонным - человек переос­мысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных разду­мьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как не­повторимую судьбу, которую не надо переделывать», либо осоз­нает, что жизнь прошла, наверное, зря.

Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством являются целеустремлен­ность и направленность на реализацию, и воплощение своих за­мыслов и идей на практике.

После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческого слабоумия. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психическо­го и биологического долголетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.