Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок литературы в школе. Типы и виды уроков литературы. Структура урока

В с(вкл) А

А с(вкл) В

Пределом обобщения понятия является универсальные понятия

А - студенты 1 курса ВАГС

В - студенты 1 курса

С - студент

Ограничить непустое понятие и неединичное понятие А - значит перейти от него к такому понятию В, что для их объемов будет справедливо

А - учащиеся

В - студенты

С - студенты 1 курса

Пределом ограничения понятия является единичные понятия.

Не следует отождествлять операции ограничения и обобщения понятия с операцией перехода от понятий, обозначающих целое к понятием, обозначающих часть.

 

 

Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения.

Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения – воспитательного индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

 

Типы уроков:

1. Вводный урок (ко всему курсу)

2. Урок по изучению конкретного художественного произведения.Диалогическая форма работы. Преодолевается разрыв м/д читательским восприятием и авторским замыслом. Анализ м.б. целостным (вслед за автором), прообразным или проблемно-тематическим. В центре анализа пр-я – 1 компонент (композиция в «Герое нашего времени»).

3. Урок по изучению творческой биографии писателя

4. Урок по изучению литературно-критической статьи (например, Добролюбова, Писарева)

5. Урок по изучению монографической темы (связан с одним писателем или поэтом)

6. Урок по изучению обзорной темы (ряд произведений, авторов, объединенных лейтмотивом)

7. Урок по развитию речи

8. Обобщающий урок (в конце пройденной темы): анализ текста + задания по нему + то, что необходимо запомнить по курсу

9. Контрольный урок (сочинение или другая форма)

10. комбинированный урок. В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.

 

Комбинированный урок включает:

 

1. организационную и содержательную установку 2-3 мин.

2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся (проверка д/з, может быть индивидуально, фронтальный опрос в конце изучения большой темы)

Переход к изучению нового материала -1-2 мин.

3. Изучение нового материала – основная часть.

4. закрепление изученного материала и упражнения

5. диагностику прочности усвоения знаний

6. инструктаж по выполнению дом. задания

 

Если комб.тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблон и формализм.

 

Виды уроков:

1. традиционные

2. нетрадиционные (игровые, уроки-праздники):

· урок-метафора (основан на 1 цитате)

· урок-путешествие

· урок-исповедь

· педагогическая мастерская

Пед.маст. – форма обучения пришла из Франции, подходит и для детей, и для взрослых. Условия для восхождения ученика к новому знанию путём самостоятельного или коллективного открытия. Алгоритм: индуктор (мотивация), создание, социализация, промежуточная рефлексия, обращение к новой информации, исправление, итоговая социализация. Принципы маст.: равенство учащихся, право каждого на ошибку, безоценочность, полная свобода в рамках принятых в начале занятия правил, интегрированная деятельность, перестройка реального простр-ва кабинета, психологическая насыщенность.

1. Урок-семинар (обсуждение заранее заданной темы)

2. Урок-диспут (более эмоциональное начало спора; например, дано литературное произведение, а проблема поставлена шире)

3. Контрольный урок – сочинение (как контрольная работа или обучающее сочинение, которое дается с целью научить писать сочинения)

4. Урок-зачет (чаще всего письменная форма, например, тест)

5. Срезовая работа (письменная работа, проводимая без предупреждения, - проверка как знаний учеников, так и мастерства учителя)

6. Урок комментированного чтения

7. Регламентирующий урок (от частного к общему); например, опросить всех, объединить учеников в группы по приверженности к тому или иному ответу (например, кто главный герой в “Войне и мире”?), а затем пусть каждая группа докажет свою точку зрения.

8. Урок литературной конференции (тематический урок – по творчеству писателя).

9. Игровые уроки:

· Заочные экскурсии (например, по карте проследить перемещения Пушкина, ориентируясь на даты), цель – воссоздать обстановку, культурный контекст (с помощью художественных альбомов, музыки)

· Ролевая беседа (например, Пушкина с Гоголем на какую-то литературную тему) и фабульный урок (например, путешествие в страну сказок) – в младших классах

10. Урок-коллоквиум (культурно-игровой контекст, например, рисунки на полях в соотношении с текстами Пушкина – зачем они?) – даны два образных параллельных друг другу плана

11. Интегрирующий урок (в основе – межпредметные связи, в контексте культуры в целом); такой урок успешен в изучении теории литературы, например, связать портрет и пейзаж в литературе – в чем разница между ними?

12. Урок-концерт (внеклассная работа)

13. Урок-консультация (классу дается самостоятельная письменная работа, во время которой каждый ученик имеет возможность подойти к учителю и проконсультироваться, как лучше сделать что-то)

 

Структура урока:

Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

1. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний. Организационные моменты (установить дисциплину в классе, дать установку на урок)

2. Проверка домашнего задания

· Индивидуальный способ (опрос кого-то одного)

· Фронтальный способ – проверка выполнения у всего класса (чаще всего письменная работа): либо ученики заранее предупреждаются, либо не предупреждаются.

3. Усвоение нового материала (каждый урок – это урок в системе того, что пройдено, и тем, что будет пройдено) – его нужно связать с предыдущим и с будущим материалом (работа с классом обязательна)

4. Закрепление нового материала (задание должно быть конкретным!). Пример. Даны 4 отрывка – 2 символистских и 2 акмеистских => установить по центральному образу (например, небо) к какому направлению принадлежат: акмеисты – фактурность, материальность, заполненность; символисты – пустотность, бестелесность.

Домашнее задание (должно подаваться с ориентиром на следующую тему). Конспект урока Самоанализ

 

 

Вспомогательные формы обучения

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие и вспомогательные формы обучения.

Среди ведущих – школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широко испльзовать лекцию в старшем звене школы.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепления полученных на уроке знаний, умений, навыков, а так же усвоению доступного материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

В ряду ведущих форм – школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, т.к. требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

Ведущей формой обучения является также экзамен, который предполагает систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен – форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия. (природа, музей, выставка). Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не только дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы.

К сопутствующим формам так же относится школьная учебная конференция. Докладчики получают консультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течении 1-2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.

К соп.формам относится консультация, которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

К вспомогательным формам обучения школьников относятся группы выравнивания и репетиторство. Целью этих форм обучения является подтягивание учащихся до уровня требований стандартной программы.

Факультативные занятия помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уравнение Гиббса для абсорбции | Отпускайте людей и ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 12093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.