КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории диалектикиЗакон отрицания отрицания – в процессе прогрессивного развития каждая ступень как результат двойного отрицания – снятия является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Первая касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: «Что первично, материя или дух (сознание?» или, как отмечал Ф. Энгельс, вопрос об отношении мышления к бытию». Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: «Познаваем ли мир?» Другими словами, «Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Основные определения к зачёту, экзамену по философии (канд. филос. наук, доцент Григоренко, Е.В.) Философия – особая форма общественного сознания и познания, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Функции философии: мировоззренческая – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке. Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека. Познавательная (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека. Логическая – связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления. Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества. Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод. Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания. Эстетическая – связана с изучением законов Красоты и её восприятием человеческим сознанием. Практическая – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека. Культуротранслирующая – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
Основной вопрос философии: в нём необходимо отметить две стороны: Гуманизм – от лат «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа. Особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нём самостоятельный источник творческих сил. Детерминизм – (от лат determinio – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей. Детерминизм в социальных науках – использование принципа причинно-следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. Одной из исторических форм детерминизма в социальных науках является географический детерминизм, т.е. концепции, утверждающие географическую среду в качестве детерминанты социального устройства и социально-исторического развития отдельных государств. Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности. Гносеология – (от греч. gnosis – знание, logos – учение – учение о познании, теория познания) – раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека. Аксиология – (от греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для личной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого. Этика – учение о морали; разбирает специфику понятий «нравственность», «мораль», а также принципы их формирования каждым человеком и обществом. Философская антропология – учение о человеке; рассматривает сущность и специфику человека, формирование его мировоззрения и роль в этом природы, общества, науки и религии. Социальная философия – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов. Диалектика – это учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также все формы отражения в сознании человека во взаимной связи и развитии. Метафизика – это учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные отражения вне их связи и развитии как застывшие, раз и навсегда данные. Изменение – категория в философии, которая характеризует состояние, альтернативное относительности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. Развитие – однонаправленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс – один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения. Принцип всеобщей связи отражает необходимость рассмотрения предмета в его взаимосвязи с другими предметами. Принцип рассмотрения предмета в его развитии, самодвижении и изменении. Для того чтобы познать материальное образование, необходимо рассматривать его в движении, а также проследить возникновение и развитие, переходы с одних стадий развития на другие. Закон в философии - это необходимая, существенная, внутренняя, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно выражает такую взаимосвязь характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Сущность закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что противоположные тенденции в любом предмете, вещи, исключая друг друга, не расходятся и не уничтожают друг друга, существуют вместе и находятся в органической связи – взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, представляя собой единство противоположностей. Совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет вещь, чем она является, составляет её качество, а совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину, составляет её количество. Эти категории неразрывно взаимосвязаны между собой и образуют меру. Мера есть количественные границы, в которых может существовать данное качество. Содержание есть совокупность всех элементов объекта, их взаимодействий и изменений. Формой является организация устойчивых связей между элементами в объекте. Система – это совокупность элементов. Часть – материальное образование, входящее в состав другого материального образования и выступает в качестве момента его содержания или формы. Целое – материальное образование, включающее в себя в виде взаимосвязанных элементов другие материальные образования и обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам составляющих его частей. Необходимыми являются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, они обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Возможность – это совокупность предпосылок изменения, становления новой действительности, а действительность есть ставшее. Сознание – это способность любого существа воспринимать, понимать, анализировать всё происходящее, запоминать, формировать новое, и, на основе всего вышеперечисленного, преобразовывать действительность и передавать на своём уровне существования и развития определённую информацию. Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное познание (как рассудок), но и на познание целостности, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Рассудок – психическая деятельность, дающая материал для разума путём образования понятий, суждений, путём умозаключений. Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил. Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Объект познания – это некая объективная реальность, являющаяся содержанием наших мыслей. Субъект познания – носитель целенаправленного действия, активно действующий, познающий субъект, обладающий сознанием и волей. Апологетика – имеет своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, философии и др. Её основополагающая категория – понятие Бога; главные мировоззренческие вопросы: методы познания Бога, взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека, греховность человека и возможность его спасения. Патристика – религиозно-философское направление средневековой философии, основная идея которого состоит в трактовке Священного Писания. Бога можно понять только с помощью истинной веры. Основной тезис Августина Блаженного «Верую, чтобы понимать». Схоластика – религиозно-философское направление философии средних веков, основная цель которого заключается в трактовке богословских текстов и вопросов о познании Бога. Представители этого направления утверждали, что познать сущность Бога можно только с помощью совмещения веры и разума (веры и знания).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |