Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные определения к зачёту, экзамену по философии




Государство– политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определённой территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок.

Бытие– одна из главных тем и проблем философии, представленная в постоянных попытках дать понятие о всеобщем процессе, объемлющем человеческое существование, выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В обычном употреблении понятия о бытии обычно совпадают с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни.

Материя: основные значения: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная; 2) бесконечно делимый континуум, пространство, «то, в чём (Платон), или протяжение (Декарт); 3) принцип индивидуации, т.е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц); 4) вещество или тело, обладающее инертностью, т.е. массой, и непроницаемостью, т.е. упругостью или твёрдостью (античные стоики, новоевропейские материалисты). Материя противопоставляется духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию, или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие.

Движение – переход явлений из одного состояния в другое, т.е. всякое изменение вообще.

Материализм – философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, ни прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом Духе (Боге, Абсолютной Идее). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.

Идеализм – философское направление, в котором мир отождествляется с содержанием сознания (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного бытия, универсального сознания, Абсолюта (объективный идеализм).

Агностицизм – философское учение, отрицающее попытку познания мира.

Скептицизм – философское учение, утверждающее идею сомнения в возможности истинно познавать мир.

Сциентизм – философское направление философии науки ХХ века, утверждающее, что любые вопросы необходимо решать с помощью основных критериев науки.

Антисциентизм – философское направление ХХ века появляется как противоположность сциентизму, развенчивающее культ науки, утверждающее, что не только она является основным критерием обоснования знания, но и философия и религия.

Эмпиризм – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт.

Рационализм – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума.

Истина – это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Наука – это форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

Метод – это совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, организованной определённым образом. Метод – в переводе с древнегреческого – путь исследования, познания, теория, учение – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определённой деятельности, решения некоторых задач. Метод в науке – это заданный сопряжённой гипотезой путь учёного к постижению предмета изучения.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определённых систем обозначения, принятых в науке.

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза – совершенно новое образование.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Он создаётся для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Моделирование – метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристики на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютное тело»). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заключающийся в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путём вывода из них.

Картина мира – система представлений о мире, выраженная в понятиях, принципах, законах, гипотезах.

Научная картина мира – это исторически обусловленная система образно-модельных представлений о мире, выработанная научным познанием и выраженная в общенаучных понятиях, принципах, законах, гипотезах.

Философская картина мира – это система представлений человека о мире, выраженная в гипотезах, теориях, доказанная и обоснованная рациональным способом.

Религиозная картина мира – это система представлений человека о мире, выраженная в религиозных догматах.

Классы – это социальные группы, главные признаки которых – наличие или отсутствие частной собственности; определённый образ жизни; принадлежность к определённой профессии; к властным структурам.

Социальная сфера – структура, включающая индивидов с их статусом и социальными ролями, объединения этих индивидов в социальные группы (классы), социально-территориальные, этнические и другие общности.

Духовность – стремление людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. Духовность – это есть добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинение своей жизни их требованиям. Духовная сфера включает в себя следующие формы общественного сознания: философское, религиозное, научное, моральное (нравственное), эстетическое, политическое и правосознание.

Политическая система общества – это совокупность политических и государственных организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

Общество – это демографическая, производственная, социальная и духовная общность составляющих его индивидов.

Культура – форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты. Культура – процесс идеалообразования (процесс формирования культурных ценностей и идеалов каждым человеком и обществом); культура – нормы и принципы поведения каждого отдельного человека и общества.

Цивилизация – это духовная формация общества, представляющая собой и наднациональную общность людей, и духовно-культурную интеграцию сфер общества и определённый образ жизни индивидов.

Индивидуальность – это не только автономное и независимое отдельное Я, это и самоценное создание, неповторимое творение природы, которое может порадовать мир своими необычными и уникальными проявлениями.

Личностьиндивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также – своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений.

Глобальные проблемы современности – это комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны.

Футурология – в широком смысле: совокупность представлений о будущем человечества; в узком: область научных знаний (теоретических, эмпирических и методологических) относительно перспектив социальных процессов).

 

 

(канд. филос. наук, доцент Григоренко, Е.В.)

Философия – особая форма общественного сознания и познания, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Функции философии:

Мировоззренческая – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке.

Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

Познавательная (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека.

Логическая – связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.

Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод.

Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания.

Эстетическая – связана с изучением законов Красоты и её восприятием человеческим сознанием.

Практическая – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

Культуротранслирующая – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

 

 

Основной вопрос философии: в нём необходимо отметить две стороны:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.