КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Штраф Штраф — это денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, предусмотренных УК (ст. 46 УК). По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. По самостоятельности назначения его можно отнести к подсистеме наказаний, которые могуу быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов. В качестве основного наказания штраф может быть назначен а) в случаях, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК; б) в случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК); в) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК). Глава XVIII. Система и виды наказаний Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление. При назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно. Поскольку в ст. 32 УИК предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказания в виде штрафа, то при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного наказания за одно из совершенных лицом преступлений, и штрафа в качестве дополнительного вида наказания за другое преступление. При назначении штрафа за каждое из входящих в совокупность преступлений небольшой или средней тяжести суд может применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. При применении принципа сложения наказаний окончательный размер штрафа назначается исходя из правил, установленных ч. 2 ст. 69 УК.
Штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн руб. (ч. 2 ст. 46 УК). Минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений ст. 64 УК, не может быть ниже 5000 тыс. руб., а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного — за период менее 2 недель. К «иному доходу» в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»1 следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством. Российская газета. 2007. 24 янв. Раздел четвертый. Наказание Минимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может быть ниже 1 тыс. руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период менее 2 недель (ч. 2 ст. 88 УК). Максимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может превышать 50 тыс. руб. или размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за 6 месяцев.
Штраф широко применяется в уголовном праве многих стран мира: это первое по распространенности уголовное наказание в Англии и США, во Франции он находится на первом месте среди имущественных наказаний, а законодательство ФРГ признает его вторым основным видом наказания1. В уголовно-правовой литературе отмечается, что возрастание роли материальной заинтересованности в условиях современного общества, повышения значения имущественных ценностей в жизни человека и необходимость использования экономических стимулов в борьбе с преступностью создают социальные предпосылки для расширения применения штрафа как вида наказания2. Штраф как вид уголовного наказания существовал и в дореволюционной России. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало 2 вида штрафов: поступающие в казну и поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения пени. В Уголовном уложении 1903 г. также упоминались 2 разновидности штрафа: денежная пеня и денежное взыскание. Пеня (от лат. poena — наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий3. В первые годы советской власти штраф назначался часто. Так, в первой половине 1918 г. московские народные суды назначили штраф 54% осужденных, а во второй половине того же года - 56,9%4. УК 1922, 1926 и 1960 гг. предусматривали санкции в виде штрафа за совершение значительного числа преступлений. Например, в УК 1960 г. штраф содер- 1 Архипенко ТВ. Уголовное наказание в виде штрафа в законодательстве зарубежных стран // Российский следователь. 2(Ю8. № 1. С.35. См., напр.: КурцА.В. Штраф как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ижевск, 2001; Уткин С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Томск, 2004.
См. подробнее: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 268-270. См.: История советского уголовного права (1917-1947 гг.) / Научн. ред. А.А. Гер-цензон. М., 1948. С. 132. Глава XVIII. Система и виды наказаний жался в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в редких случаях. В действующем УК штраф предусмотрен в санкциях более чем 40% норм Особенной части УК1. Штраф чаще всего предусматривается законодателем в главах преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (93,9%), экологических преступлений (72,2%), преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях (70%), реже всего — в главе преступлений против военной службы (6,7%)2. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению применения штрафа как основного вида наказания. Так, удельный вес осужденных к штрафу составил: в 2005 г. - 10,3%, в 2006 г. - 10,83, в 2007 г. - 12,8, в 2008 г. - 14,4\ в 2009 г. - 14,7%5. Для сравнения: в 1999 г. штраф был назначен всего лишь 4,8% осужденных6. Назначение же штрафа в качестве дополнительного вида наказания в 2009 г. увеличилось на 25%: с 8 тыс. осужденных (около 1% от общего числа осужденных) в 2008 г. до 10 тыс. осужденных в 2009 г. (1%)7. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет. Назначение штрафа с рассрочкой выплаты определенными частями должно быть мотивировано в приговоре суда с указанием конкретных сроков выплат частями и суммы (размер) выплат в пределах установленного судом срока рассрочки (ч. 3 ст. 46 УК, ст. 31 УИК). См.: Уголовное право России: Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. См.: Лопашенко НА. Уголовное наказание в России: состояние и проблемы закона, практики и уголовной политики: Сборник статей второго международного форума «Преступность и уголовное право в эпоху глобализации». Пекин, 2010. С. 408.
Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/ statistics.asp 4 Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/ statistics.asp Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 2000. С. 160. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/ statistics.asp Раздел четвертый. Наказание В отличие от указанного положения применение рассрочки и отсрочки выплаты штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК и на основании ч. 2 ст. 398 УПК возможно на стадии исполнения приговора. Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. В случае, если осужденный не уплачивает штраф в этот срок (а в случае рассрочки — пропускает срок очередного платежа), он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа). Штраф, назначенный в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения от его уплаты может быть заменен иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные ст. 204, 290, 291, 2911 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 46 УК). В ст. 47 УК предусмотрены два вида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Регламентация этих видов наказания в одной статье определяется наличием значительного числа общих признаков. В отношении несовершеннолетних может быть применено только лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК). Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, т.е. конкретные должности государственных или муниципальных служащих1. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении заниматься огхределенной профессиональной или иной деятельностью лицу, совершившему преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Например, запрещение заниматься педагогической, врачебной деятельностью, управлять транспортом и т.д. См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Глава XVIII. Система и виды наказаний Применение этого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива со стороны лиц, преступления которых были связаны с их профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания они могут быть назначены в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, а также если не предусмотрены, но назначаются в порядке ст. 64 или ст. 80 УК. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в дореволюционной России являлось одним из элементов поражения в правах. В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. поражение в правах носило сословный характер. Так, можно было лишиться права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а равно поступать на таковую; состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые; участвовать в выборах сословных собраний и быть избранным в земские, городские или общественные собрания; быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении; быть третейским судьей, присяжным поверенным (адвокатом) и др.1 Эти поражения в правах, служившие, как правило, дополнительными наказаниями, исполнялись в течение определенного срока после отбытия основного вида наказания. Для приговоренных к каторге или ссылке на поселение, отбыванию наказания в исправительном доме этот срок составлял 10 лет, а для приговоренных к тюрьме — 5 лет после освобождения из заключения. В Уголовном уложении 1903 г. предусматривалось только лишение прав состояния, однако применение одной лишь этой меры ставило приговоренного к ней по существу в тяжелое экономическое положение. В УК 1922 г. лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью включались в перечень видов наказаний и считались разновидностями поражения отдельных прав осужденного (ст. 40 УК). Эти наказания были известны и Основным началам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (ст. 13), а также Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст. 26). Основы уголовного законодательства, воспроизводя эти виды наказания, вместе с тем устанавливали, в каких случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом. Такого указания не содержалось в Основных на- ем.: Таганцев КС. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. С. 150-152. Раздел четвертый. Наказание чалах уголовного законодательства 1924 г., которые определяли лишь максимальный срок этих наказаний. Отдельные указания об условиях их применения имелись в ст. 38 УК 1926 г. В настоящее время, к сожалению, на протяжении ряда лет отмечается снижение назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основных видов наказания. В 2005 г. к данным наказаниям были осуждены 2,7 тыс. человек, в 2007 г. — 410 человек, в 2008 г. — 246 человек, а в 2009 г. — всего 250 человек. При этом увеличилось на 39% назначение судами лишения права как дополнительной меры в 2009 г.: с 5 тыс. осужденных в 2008 г. до 7 тыс. осужденных в 2009 г.1 В качестве одной из причин низкой эффективности рассматриваемого наказания в литературе указывается отсутствие четкой регламентации их исполнения и действенной системы контроля за их отбыванием2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данные виды наказаний устанавливаются на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК). Повышение срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью было связано с установлением дополнительных мер по защите несовершеннолетних. По мысли законодателя, этот вид наказания предназначается для представителей тех профессий, чья работа связана с детьми, — воспитателей, врачей, педагогов, в случае совершения ими преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, повышенный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до 20 лет) также предусмотрен за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок данного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из-под ареста, из Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/ statistics.asp 2 Полный курс уголовного права. В 5 т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. СПб., 2008. С. 777. Глава XVIII. Система и виды наказаний дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). В случае же назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Кроме того, в литературе высказывалось мнение о необходимости увеличения срока лишения соответствующих прав со ссылкой на Модельный УК для стран СНГ, УК Испании, УК Польши и т.д.1 А некоторые исследователи предлагали предусмотреть в законодательстве возможность бессрочного назначения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение тяжких или особо тяжких преступлений с использованием должности2. Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда они не предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида наказания в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя санкцией данной статьи оно предусмотрено в качестве основного вида наказания. В отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует общее правило, в соответствии с которым осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью. См.: Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 34—35. См.: Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис.... к.ю.н. Саратов, 2002. С. 8. Раздел четвертый. Наказание Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве наказания и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица, либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления1. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данные наказания2. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен указывать не какую-либо конкретную должность (напр., главы органа местного самоуправления или начальника штаба воинской части), а категорию должностей, определенную конкретными признаками (напр., должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций). При этом суд должен четко указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст. 38 УИК представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность по ст. 315 УК «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |