Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное экологическое право от Викторианской эпохи до Международного союза охраны природы и природных ресурсов (1839 - 1948 гг.). 2 страница




 

Что касается других (помимо нефтяного) видов загрязнения Мирового океана, то среди многочисленных договоров, принятых в рассматриваемый период времени, следует прежде всего назвать Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенцию относительно гражданской ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1971 г.

Две из четырех Женевских конвенций 1958 г. по морскому праву запретили загрязнение Мирового океана нефтью и из трубопроводов, а также радиоактивными отходами, равно как и нанесение ущерба морской экосистеме в результате бурения на континентальном шельфе. Третья из конвенций была полностью посвящена рыболовству и сохранению морских живых ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

 

Проблематика сохранения морских живых ресурсов нашла свое развитие в этот период в двух международных договорах: Конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г. и Международной конвенции о сохранении атлантических тунцов 1966 г.

Конвенция 1957 г. преследует цель достижения максимально допустимой продуктивности котиковых ресурсов в северной части Тихого океана. Объектом регулирования Конвенции 1966 г. являются все виды тунцов и тунцовых рыб, а также другие виды рыб, добываемые при лове тунца, которые не изучаются другой международной рыбохозяйственной организацией.

Научно-технический прогресс, особенно в ракетно-ядерной области, привел к тому, что в договоры по более общим вопросам стали включаться экологические проблемы. Это в первую очередь относится к Московскому договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., к Договору о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и к Договору о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Латинской Америке 1967 г. (Договор Тлателолко).

К числу важнейших региональных достижений этого этапа развития международного экологического права можно с уверенностью отнести заключение 1 декабря 1959 г. на Вашингтонской конференции Договора об Антарктике (вступил в силу 23 июня 1961 г.) <1>, который заложил основу так называемой Системы Договора об Антарктике. В 1972 г. в Лондоне была принята Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (вступила в силу 11 марта 1978 г.).

--------------------------------

<1> См.: Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 31. Ст. 329.

 

В отношении космического пространства заключенный в 1967 г. Договор по космосу предусмотрел, что изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, должно осуществляться таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. IX).

В целях защиты и сохранения флоры 6 декабря 1951 г. принимается Международная конвенция по защите растений, целью которой является расширение сотрудничества в борьбе с вредителями растений и растительной продукции, предотвращение их проникновения на территорию стран-участниц.

Африка дает следующий пример, относящийся к сфере международного экологического права и отражающий широко распространенную в то время точку зрения, согласно которой ухудшение окружающей среды является прежде всего результатом промышленного загрязнения и, следовательно, имеет отношение к странам северного полушария. 15 сентября 1968 г. главы государств и правительств ОАЕ подписали Африканскую конвенцию о сохранении природы и природных ресурсов, которая заменила собой Лондонскую конвенцию 1933 г. Она явилась примером комплексного подхода к проблеме защиты окружающей среды. Африканская конвенция 1968 г. содержала два принципиально новых момента: признание необходимости защищать среду обитания находящихся под угрозой исчезновения видов наравне с защитой и самих таких видов и заявление об особой ответственности тех государств, чья территория является единственным местом обитания редких видов.

Наконец, в рассматриваемый период времени был принят первый универсальный международный договор, направленный на сохранение биологического разнообразия. Речь идет о принятой 2 февраля 1971 г. в Рамсаре (Иран) Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, подготовленной в рамках ЮНЕСКО.

В экономической сфере три мощные Бреттон-Вудские организации - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, которое в 1995 г. стало Всемирной торговой организацией (ВТО)) - способствовали развитию все более глобализирующейся мировой экономики. Напротив, существовавшие формы международного экологического управления были в зачаточном состоянии и раздроблены по многим крупным автономным ММПО <1>, для которых экологические проблемы стояли на втором месте в их главных задачах в таких секторах, как транспорт, трудовые отношения, погода, здравоохранение, ресурсы, энергия и наука.

--------------------------------

<1> См.: Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды. М., 2010.

 

Таким образом, на втором этапе развития международного экологического права продолжали формироваться элементы "кодекса" охраны окружающей среды. Этому в немалой степени способствовала и накопившаяся к тому времени судебная практика, которая содействовала становлению новых принципов международного экологического права либо уточнению содержания уже складывающихся.

Так, казус с японским рыболовецким траулером "Фукуру-Мару" ("Счастливый дракон"), имевший место 1 марта 1954 г., впервые привлек внимание мировой общественности к теме радиоактивного заражения местности и последствиям ядерных взрывов для планеты. Он внес уточнение в понимание принципа запрета трансграничного загрязнения окружающей среды, распространив трансграничность на ситуации, не связанные с перемещением поллютантов именно через государственные границы. Выплаченная США ex gratia компенсация в размере 2 млн. долларов США оставила без ответа вопрос о том, включала ли эта компенсация возмещение за ущерб морской среде или утрату биоразнообразия, за нарушение прав на благоприятную окружающую среду <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право. Практикум: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, М.Н. Копылова. С. 283 - 285.

 

Важность решения международного арбитража по делу "Озеро Лану" 1957 г. <1> заключается прежде всего в том, что оно подтвердило право государств, которым был нанесен ущерб загрязнением, предъявлять претензии к государству-нарушителю и указало на существование международно-правовой нормы, запрещающей одному государству так изменять естественные условия (в данном случае вод) на своей территории, чтобы этим причинялся вред другому государству, подтвердив тем самым выводы арбитража по делу "Трейл Смелтер".

--------------------------------

<1> См.: Lac Lanoux Arbitration (France v. Spain) // International Legal Materials. Vol. 24. 1957. P. 101.

 

Дело "Озеро Лану" - первый случай, когда арбитраж рассматривал вопрос экологического вреда в чистом виде. Арбитраж еще в 1957 г. подтвердил принцип ограничения прав государств при использовании общих водотоков, а также принцип необходимости сотрудничества. Арбитраж указал, что еще не сложился международный обычай или общий принцип права, обязывающий государство использовать международные водотоки для производства гидроэлектроэнергии только на условиях предварительного согласования с заинтересованными сторонами. Положения этого арбитражного решения нашли отражение в многосторонних международных договорах лишь через несколько десятилетий, когда были приняты региональная Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 17 марта 1992 г.) и универсальная Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право. Практикум: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, М.Н. Копылова. С. 328 - 330.

 

Американо-канадский арбитраж по делу о плотине Гат 1968 г. является примером международного третейского разбирательства о причинении ущерба в результате изменения естественных условий.

По согласованию с США Канада построила плотину Гат на реке Св. Лаврентия (канал Гат) как часть проекта с целью улучшения навигации в этом районе. Это сопровождалось повышением уровня воды в реке и в соседнем озере Онтарио.

Многочисленные жалобы граждан США (Oster v. Dominion of Canada, Clay v. Dominion of Canada и т.д.) заставили государства обратиться к услугам Международной совместной комиссии, учрежденной на основании Договора о пограничных водах между США и Канадой 1909 г. <1>, с целью установления действительных причин наводнения. Между тем Канада, не дожидаясь решения Комиссии, плотину демонтировала.

--------------------------------

<1> В настоящее время действует Соглашение об устойчивом использовании водных ресурсов бассейна Великих озер и реки Св. Лаврентия 2005 г.

 

В подготовленном Комиссией решении указывалось, что причин подъема уровня воды на 7 - 12 дюймов (17,78 - 30,48 см) было много, а плотина Гат была виновна в подъеме уровня воды на 4 дюйма (10,16 см).

В 1968 г. Канада и США на основании двустороннего соглашения учредили трибунал для окончательного разрешения дела о плотине Гат. По итогам состоявшихся в феврале 1968 г. переговоров Канада единовременно выплатила 350 тыс. долларов США из требуемых 653 тыс. 386,02 долларов США (230 жалоб от граждан США).

В конце сентября 1968 г. трибунал провел последнее заседание, зафиксировав, что Канада, не дожидаясь окончательного решения трибунала, выплатила США более половины требуемой суммы. Разрешение этого спора является примером возмещения трансграничного ущерба, нанесенного вмешательством человека в нормальное функционирование окружающей среды, изменение водной экосистемы.

В конце 1960-х годов благодаря научным предостережениям ученых общественность узнала о тех угрозах, которые нависли над биосферой. Как результат мобилизация общественного мнения не имела себе аналогов в истории по двум причинам: во-первых, это движение изначально зародилось в глубинных слоях общества и лишь гораздо позднее получило официальную поддержку нескольких государств, принявших экологические программы; во-вторых, это движение с самого начала было интернациональным. В итоге как ни по какому иному вопросу, требующему правового регулирования, национальные парламенты в различных частях света единогласно приняли многочисленные экологические законы.

Международное экологическое право "стокгольмской эры": от Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды до Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1972 - 1992 гг.).

Третий этап в истории развития международного экологического права, который может быть назван "стокгольмской эрой", берет свое начало в 1972 г., когда была проведена в Стокгольме первая универсальная конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Итогом Стокгольмской конференции явилось принятие Декларации принципов и Плана действий.

Из 26 принципов Стокгольмской декларации следующие три имели наиболее общее значение для всей отрасли международного экологического права: Принцип 21 (запрет трансграничного загрязнения окружающей среды), Принцип 22 (ответственность) и Принцип 24 (международное сотрудничество) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982. С. 37.

 

Наконец, важным решением Конференции явилась рекомендация Генеральной Ассамблее ООН учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, призванного координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения и перевести их на качественно новый уровень всей системы ООН.

С предложением провести Стокгольмскую конференцию выступила в 1968 г. Швеция, когда стало очевидным, что увеличение подкисления окружающей среды в южной части Скандинавии вызвано загрязнителями воздуха, исходящими из далеко расположенных Британских островов и стран континентальной Европы.

В своей Резолюции 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН определила, что главная цель конференции должна состоять в том, чтобы служить практическим средством поощрения и направления действий правительств и международных организаций по защите и улучшению окружающей человека среды, по восстановлению и предотвращению ее загрязнения с помощью международного сотрудничества, имея в виду, что это даст возможность развивающимся странам не допустить возникновения таких проблем.

Волна общественной озабоченности вопросами окружающей среды во главе с НПО в Европе и Северной Америке поднялась в конце 1960-х годов и достигла пика в начале 1970-х годов. Среди конкретных проблем, оказавшихся в центре внимания, были распространение ДДТ и других токсичных веществ через экосистемы, радиоактивное загрязнение в результате наземных испытаний ядерного оружия и нанесение ущерба лесам и водной флоре и фауне в результате кислотных осадков. Разрушительное воздействие войны на окружающую среду во Вьетнаме стало спорным вопросом на Стокгольмской конференции, на которой Швеция предложила термин "экоцид" по отношению к использованию США средств воздействия на окружающую среду в качестве тактики ведения войны, например, путем уничтожения растительности и вырубки лесов, являвшихся естественным укрытием для партизан. Впоследствии это привело к выделению из единой проблемы охраны окружающей среды ее военных аспектов, связанных с военным воздействием на окружающую среду, которое в конечном счете увенчалось оформлением в международном экологическом праве отраслевого принципа запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду <1>. Были приняты два международно-правовых акта: Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. <2> (вступила в силу 5 октября 1978 г.) и Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., который содержал специальные положения, запрещающие нанесение ущерба окружающей природной среде в ходе военных действий <3>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Учебное пособие. С. 215 - 226.

<2> См.: Кукушкина А.В. История разработки Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. // Московский журнал международного права. 1999. N 4. С. 68 - 82.

<3> Подробнее см.: Блищенко И.П. Запрещение воздействия на природную среду в военных и других враждебных целях // Международные организации и разоружение: Международный механизм рассмотрения вопросов ограничения вооружений и разоружения. М., 1984. С. 151 - 152.

 

В этот период, длившийся два десятилетия, расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права. К этому же периоду относится появление в международном экологическом праве такой новой предметной области, как отношения по обеспечению международной экологической безопасности.

Именно в этот период нарастает тенденция рассматривать окружающую среду более целостно, что было прежде всего связано с проведенным в 1957 - 1958 гг. Международным геофизическим годом. Этот целостный подход был также основан на фотографиях Луны и Земли, полученных со спутников, которые побудили Барбару Уорд ввести в оборот выражение "космический корабль Земля" <1>. В конце 1960-х годов наблюдалось растущее беспокойство по поводу перспективы того, что экспоненциальный рост и бум промышленного развития быстро разрушат природные ресурсы планеты и серьезно ухудшат ее окружающую среду.

--------------------------------

<1> См.: Ward B. Spaceship Earth. N.Y., 1966.

 

Стокгольмская конференция стала прототипом волны крупных международных конференций, иногда называемых "глобальными городскими совещаниями", сосредоточивающих внимание всего мира на важнейших международных вопросах. Среди таких конференций, имевших экологоориентированный предмет, были: Всемирная конференция по народонаселению в Бухаресте в 1974 г., Всемирная продовольственная конференция в Риме в 1974 г., Конференция ООН по населенным пунктам в Ванкувере в 1976 г., Конференция ООН по водным ресурсам в Мар-дель-Плата в 1977 г., Конференция ООН по борьбе с опустыниванием в Найроби в 1977 г. и Конференция по образованию в области охраны окружающей среды в Тбилиси в 1977 г. В каждом случае, включая и саму Стокгольмскую конференцию, проводился ряд подготовительных совещаний для выработки официальных документов, как правило, декларации принципов и плана действий, которые пересматривались и принимались к концу конференции. Большинство государств - членов ООН направляли своих представителей на эти конференции, как и специализированные учреждения ООН и другие межправительственные организации, заинтересованные в вопросах, выносимых на обсуждение. Многочисленные неправительственные организации, отдельным из которых были предоставлены ограниченные возможности для участия в официальных правительственных совещаниях, организовывали одновременно общественные форумы, обмен мнениями по рассматриваемым проблемам, на которых зачастую принимались более интересные решения.

Так, в рассматриваемый исторический период получила дальнейшее развитие идея сохранения биологического разнообразия. В 1972 г. в Париже ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Были также заключены: Вашингтонская конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. и Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г.

В начале 1970-х годов была продолжена работа по созданию международно-правовых инструментов, содействующих предотвращению загрязнения Мирового океана.

Так, в 1972 г. в Лондоне была созвана Международная конференция, которая 13 ноября 1972 г. приняла Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (вступила в силу в 1975 г.). 2 ноября 1973 г. в Лондоне был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть (вступил в силу 30 марта 1983 г.).

Следующим шагом в разработке проблематики загрязнения моря явился созыв 8 октября - 2 ноября 1973 г. в Лондоне Международной конференции по предотвращению загрязнения моря, которая завершилась принятием Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73). Конвенцию ратифицировали только три государства, и она не вступила в силу. Поэтому в феврале 1978 г. в Лондоне была созвана Международная конференция по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения на море, которая приняла Протокол к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (Протокол МАРПОЛ 78), который по отношению к Конвенции являлся самостоятельным документом и включал в себя все ее положения (вступил в силу 2 октября 1983 г.). В результате появился документ под названием Конвенция МАРПОЛ 73/78.

В 1974 г. ЮНЕП приступила к реализации своей Программы региональных морей <1>. В настоящее время она охватывает более 140 государств и 18 регионов: Антарктику, Арктику, регион Балтийского моря, Черное море, регион Средиземного моря, обширный Карибский регион, Каспийское море, Восточно-Африканский регион, регион Северо-Восточной Атлантики, регион северо-восточной части Тихого океана, регион северо-западной части Тихого океана, Тихоокеанский регион, регион Красного моря и Персидского залива, регион Арабского залива, регион юго-восточной части Тихого океана, регион Западной и Центральной Африки, регион Восточной Азии, регион Южной Азии. В 13 из этих регионов Программа осуществляется под эгидой ЮНЕП, а в пяти (Антарктика, Арктика, Балтийское и Каспийское моря, регион Северо-Восточной Атлантики) - в партнерстве с ЮНЕП.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н., Копылов С.М., Мохаммад С.А. Программа региональных морей ЮНЕП // Международное право - International Law. 2010. N 3 (43). С. 46 - 52.

 

По каждому региону заключается базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принимаются протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в том или ином конкретном регионе. При этом в качестве головного партнера по всем таким соглашениям выступает ФАО.

В 1990 г. ИМО приняла Международную конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Причиной ее выработки послужила авария танкера "Эксон Вальдез" у берегов Аляски в марте 1989 г. Ее политические последствия были таковы, что на заседании "Большой семерки", состоявшемся в Париже в июле того же года, была принята Декларация по защите окружающей среды, среди положений которой содержался призыв к ИМО предложить дополнительные меры по предотвращению загрязнения с судов.

Событием, имевшим важнейшее значение для кодификации норм международного права об охране и защите морской среды, стала III Конференция ООН по морскому праву, проходившая в период с 1973 по 1982 г. и завершившаяся принятием в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву, на природоохранные положения которой наложили свой "отпечаток" итоги работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды 1972 г. В свою очередь, положения Конвенции 1982 г. оказали влияние на ход разработки и принятия тех международно-правовых актов, образующих Программу региональных морей ЮНЕП, которые относятся к периоду после 1982 г.

Большое внимание в международном природоохранении в указанный период государства уделили формулированию отраслевых (специальных) принципов международного экологического права, что нашло свое отражение в следующих международных актах: Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Всемирной стратегии охраны природы от 5 марта 1980 г. и Всемирной хартии природы от 28 октября 1982 г.

Например, изложенные в Хартии принципы оказали существенное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития отрасли и, в частности, на формирование принципов устойчивого развития. Более того, они были восприняты многими конвенциями и нашли отражение в национальном законодательстве.

В рассматриваемый период времени принимается ряд международных договоров, направленных на предотвращение загрязнения атмосферы.

В 1979 г. была заключена Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (вступила в силу 16 марта 1983 г.). Она стала первым международным юридически обязательным инструментом, который имеет дело с проблемами загрязнения воздуха на широком региональном уровне, и создала необходимую структуру для контроля и снижения ущерба, наносимого человеческому здоровью и окружающей среде, вызванного трансграничным загрязнением воздуха. Конвенция, представляя собой рамочное по своей природе соглашение, сегодня насчитывает восемь дополнительных протоколов, являющихся ее неотъемлемыми частями.

22 марта 1985 г. в Вене была принята Конвенция об охране озонового слоя (вступила в силу 22 сентября 1988 г.). По состоянию на июль 2011 г. Конвенцию ратифицировали 195 государств и ЕС (СССР ратифицировал 18 июня 1986 г.). Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. (вступил в силу 1 января 1989 г.), является правовым механизмом реализации Венской конвенции. Он носит конкретный характер и в приложениях содержит перечень озоноразрушающих веществ, запрещенных или ограниченных для применения в странах, присоединившихся к Протоколу.

В связи с появлением новых озоноразрушающих веществ к Монреальскому протоколу были приняты поправки на совещаниях сторон: Лондонском 1990 г. (196 участников), Копенгагенском 1992 г. (194 участника), Монреальском 1997 г. (184 участника) и Пекинском 1999 г. (168 участников), которые также подлежат ратификации государствами, присоединившимися к Монреальскому протоколу.

Применительно к космической деятельности государства в 1979 г. заключили Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (вступило в силу 11 июля 1984 г.), которое конвенционно закрепило концепцию "общего наследия человечества" применительно к Луне, другим небесным телам и их ресурсам.

Полярная проблематика в рассматриваемый период получила дальнейшее развитие в трех международно-правовых актах: в Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. (не вступила в силу) и в Протоколе об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г.

1985 год ознаменовался принятием двух важных для формирования международного экологического права международно-правовых актов: Конвенции Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о сохранении природы и природных ресурсов и Договора о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) (вступил в силу в декабре 1986 г.). Конвенция 1985 г. получила известность за свой экосистемный подход, а Договор Раротонга - за запрет захоронения радиоактивных отходов и других радиоактивных веществ в пределах безъядерной зоны (ст. 7) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Проблема нераспространения ядерного оружия и развивающиеся страны // Освободившиеся страны и международное право: Учебник / Отв. ред. И.П. Блищенко. М., 1987. С. 224 - 237; Он же. Международно-правовые принципы построения безъядерных зон // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодных межвузовских научно-практических конференций кафедры международного права. Москва, 9 апреля 2003 г. - 10 апреля 2004 г. / Под ред. А.Я. Капустина, А.Х. Абашидзе. М., 2004. С. 166 - 179.

 

В 1980-е годы перед мировым сообществом во весь рост встала еще одна глобальная проблема - проблема кризиса внешней задолженности развивающихся государств. Поиск выхода из сложившейся тупиковой ситуации привел к появлению в практике международных отношений так называемых договоров об обмене части внешнего долга на экологические программы и проекты ("Debt-for-Nature Swaps"). Эти договоры, с одной стороны, пусть незначительно, но уменьшают внешнюю задолженность развивающихся государств, а с другой стороны, позволяют последним высвобождать финансовые ресурсы для решения наиболее острых экологических трудностей.

Начиная с 1987 г. Всемирный фонд дикой природы (ВФДП) стал практиковать заключение договоров об обмене с рядом стран Латинской Америки, Северной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Европы <1>, действуя через свои филиалы в США. Сегодня системой таких договоров охвачено около 40 государств мира. В 2001 г. с предложением заключить такой договор к Российской Федерации обратились США, но это предложение было отклонено.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. 25-летний опыт охраны окружающей среды в развивающихся странах в условиях кризиса внешней задолженности // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 10 - 11 апреля 2009 г. / Под ред. А.Я. Капустина, Ф.Р. Ананидзе. М., 2010. С. 298 - 304.

 

В целом практика выработала три типа договоров об обмене:

- коммерческие, или трехсторонние, договоры об обмене. В этом случае неправительственная природозащитная организация, выступая в роли донора, приобретает титул на долг коммерческого банка на вторичном рынке. В дальнейшем неправительственная организация передает титул на долг государству-должнику в обмен на обязательство последнего либо осуществлять конкретную экологическую политику, либо выпустить государственные облигации от имени природозащитной организации с целью финансирования природоохранных программ. Всего за период с конца 1980-х годов до 2010 г. с помощью таких трехсторонних договоров об обмене на цели охраны окружающей среды было высвобождено 140 млн. долларов США;

- двусторонние договоры об обмене. В этой схеме принимают участие два государства, одно из которых - государство-кредитор - прощает часть причитающегося ему публичного долга государства-должника в обмен на экологические обязательства последнего. Примером двустороннего договора об обмене может служить заключенный в октябре 1991 г. договор с Ямайкой, по которому правительство США простило часть официального долга Ямайки, разрешив направить эквивалентную сумму на счета национальных фондов, финансирующих природозащитные проекты. С помощью средств таких фондов на Ямайке в 1993 г. был учрежден Экологический благотворительный фонд Ямайки, призванный содействовать сохранению биоразнообразия;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.