КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Дж. Тойнби 4 страница
______________________________ 78 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 51. 79 См.: Там же. - С. 38-39. 80 Вот как он кратко излагает точки соприкосновения и разногласия во взглядах его самого и сторонников свода законов: «Мы едины в постановке цели: мы хотим создать основу для права, которое охраняло бы нас от любых проявлений произвола и несправедливости, основу для единства нации и концентрации ее научных устремлений. Для этой цели вы требуете свода законов, который, однако, создаст желаемое единство только для половины Германии, другая же половина еще больше, чем прежде, будет стремиться к отделению. Я же вижу единственно верное средство в органичном развитии правовой науки, которая должна быть общей для всей нации. Наши взгляды совпадают и в оценке современного положения. Мы признаем его недостатки. Но вы видите корень зла в источниках права и думаете улучшить положение, создав свод законов, я же вижу его скорее в нас самих и считаю, что мы именно поэтому не доросли до создания свода законов (курсив мой. -М.Д.)» (Савинъи Ф.К. О призвании нашего времени к законодательству и правоведению // Антология мировой правовой мысли. - В 5 т. - М., 1999. -ТЛИ.-С. 289). Согласно Савиньи, современное ему германское право находилось на второй стадии; в это время в Германии еще не было единого юридического сословия подготовленных ученых, способных на проведение общегерманской кодификации, изучивших правовой науки судей, которые необходимы для его применения. По этой причине, как считал Савиньи, время для кодификации еще не пришло81. Главная заслуга исторической школы права в лице Савиньи состояла в непрестанном и последовательном отстаивании идеи о том, что научно-познавательная деятельность юриста должна вестись на почве исторического анализа. Содержание науки, как считал Савиньи, не есть «вопрос вкуса»; весь правовой материал, относящийся как к прошлому, так и к настоящему, необходимо рассматривать в историческом аспекте, поскольку прошлое влияет на настоящее82. Савиньи особо подчеркивал, что в исторических исследованиях должны выходить на первый план освещение специфических особенностей каждой эпохи и установление связи между ними. Право как продукт национальной жизни было поставлено немецким ученым в связь со всеми другими элементами культурной жизни народа и, следовательно, историческое изучение права должно было учитывать эту связь.
Савиньи рекомендовал изучать право с точки зрения его национального характера. В этом плане имеет значение, по Савиньи, изучение права только известных народов - «виртуозов права», таких, как германцы и римляне. При подобном подходе изучение истории права других народов отвергалось. Таким образом, ограничением изучения права только народов - «виртуозов права» отрицается польза изучения права как всемирно-исторического явления, т.е. «всеобщей истории права». Согласно подобным идейным установкам, должно отрицаться также само существование международного права. То обстоятельство, что каждый народ вносит что-то свое в дело общечеловеческого развития права и в этой связи становится необходимым изучение права всех народов, опровергает эти идеи Савиньи83. Выделение в качестве народов - «виртуозов права» германцев и римлян было связано, по всей вероятности, с идеологией национализма, ставившей национальное превыше всего. Что касается подобной оценки римского права (неслучайно, что Савиньи, да и Пухта, уделяли большое внимание в своем творчестве изучению римского права), то это связывалось с римским происхождением национального (германского) права; ведь изучение римского права здесь было подчинено поиску и установлению живых элементов римского права в правовой системе германского народа84.
Тем не менее, следует отметить, что у позднего Савиньи (после работы «Система современного римского права», 1840), разумеется, под влиянием Гегеля, обнаруживаются определенные отступления от узконациональных воззрений, смягчения некоторых положений его теории. Так, в уже указанной работе Савиньи высказывается идея о непротиворечивости друг другу национального и общечеловеческого элементов, о необходимости взаимодействия обоих элементов «как важнейших мотивов в прогрессе народного права», и следовательно, об учете обоих этих элементов при исследовании права. Здесь Савиньи также допускает в необходимых случаях вмешательство законодателя в ход развития права. Как мы увидим ниже, дух гегелевской философии у Пухты чувствуется еще сильнее. В произведениях типичного представителя исторической школы права Георга Фридриха Пухты (1798-1846) идеи этой школы получили свое дальнейшее развитие. У него же находим более последовательное преодоление принципа разума в его философско-просветительском или естественно-правовом выражении. Право, по его мнению, основано на свободе, а не на разуме. Субъектом права человек становится в силу наличия у него свободы. Из нее (свободы) как фундамента права вытекают и все юридические отношения. Таким образом, «философы, выводящие право из разума, находятся вне своего предмета; они или вовсе не доходят до понятия права или доходят, делая скачки»85. __________________________ 81 Кстати, история подтвердила верность суждений Савиньи об особых путях кодификации гражданского права в Германии; первый единый германский ГК, принятый в 1896 г., стал результатом длительных научных разработок в сфере современного римского (пандектного) права. 82 См.: Савиньи Ф.К. Обязательственное право. - М., 1876. - С. XXV, XXVII. 83 Критику этих идей давал в свое время еще В.Г. Щеглов. Подробно об этом см.: Щеглов В.Г. Указ. соч. - С. 2-5. 84 «Не только в правах всех народов, имеющих германское происхождение, заключается нечто общее, устанавливающее связь и в науке права, но, еще в большей степени, все европейские нации и их разветвления вне этой части света имеют в духовном наследии от древности общее достояние, связывающее их научную деятельность, и этим достоянием для юриспруденции является римское право. Влияние, которое оно посредственно и непосредственно оказало на права всех нынешних народов, представляется элементом, более всего связывающим их юриспруденцию... Истинная обработка римского права для нынешней юриспруденции должна соответствовать двоякому его значению, как праву отдельного народа, в котором оно реципировано, и как всеобщему праву цивилизованных народов... Но всякий, кто полагал бы достигнуть этой свободной науки без исследования римского права у самих римлян, не избежал бы заблуждений, только кто занимался этим правом в его первоначальной родине, тот в состоянии идти с ним далее этой ограниченной почвы» (Пухта Г.Ф. Из работы «Энциклопедия права» // История философии права. - СПб., 1998. - С 383-384).
85 Пухта Г.Ф. Указ. соч. - С. 327. Здесь он отличается от Савиньи, согласно которому, история как необходимое органическое развитие исключает понятие свободы. Оставаясь верным стержневой идее исторической школы права, Пухта считал, что «только вместе с народами начинается собственная история права». Право как ветвь народной жизни, как сам народ с течением времени изменяется во всей своей жизни, развивается вместе с народом, принимая его характер на различных ступенях и приспосабливаясь к его изменяющимся потребностям. Как полагает Пухта, «не только юридические положения, заключающиеся одновременно в праве народа, являются членами одного организма, но это органическое качество право сохраняет и в своем дальнейшем развитии; даже преемственное отношение юридических положений является органическим. Все это можно выразить одним словом: право имеет историю»86. Возникнув из «народного духа» как основного правообразующего фактора, право, по мнению Пухты, не сводится к законам. При возникновении оно может иметь троякий вид: во-первых, как непосредственное убеждение народа, во-вторых, как закон, в-третьих, как продукт научной дедукции. Им соответствуют следующие формы выражения права: обычное право, законное (или промульгированное) право и право науки или право юристов.
Для целей настоящего исследования особый интерес представляют во многом актуальные и сегодня взгляды Пухты на предмет, задачи, структуры и метод истории права, ее соотношение с другими разделами правоведения, в частности с философией права. Исходным пунктом при этом является определение предмета правоведения: «предмет правоведения (юриспруденции) как особой науки есть право как особый организм, независимо от его качества как члена целого»87. Право одновременно является и предметом особенной науки (юриспруденции), и общей (философии). Тем самым различается положительное (или особенное) и философское правоведение (философия права); первое занимается существующим правом, а второе - правом, которое должно быть. В отличие от философии права, правовая наука, по Пухте, занимается правом собственного народа, она переступает национальные границы настолько, насколько переходит их само право. Следовательно, она может быть немецкой, французской и т.д. Для изучения права обе они (правовая наука и философия права) важны и нужны друг для друга: если юрист изучает все внутреннее богатство права в его изолированности, т.е. право какого-то конкретного народа, то задача философа - изучение права как составной части высшего организма, связь права с общим духом человечества, для чего юрист не имеет средств и должен обращаться к общей для него науке - философии права. Любопытно отметить, что у Пухты мы обнаруживаем применение впервые системного подхода к познанию права. В его понимании система - это не простой агрегат элементов (куча камней не может считаться системой), а их внутренняя связь. При этом он оперирует такими категориями, как «целое», «часть», «элемент», «генеалогия» и т.д. Системное познание есть «познание внутренней связи, соединяющей части; оно рассматривает отдельное в смысле члена целого, а целое - как тело, распадающееся на отдельные органы»88. В своей «Энциклопедии права» автор настойчиво проводит мысль о том, что одно лишь системное познание позволит создать полную и объемную картину изучаемого явления. П]раво представляет собой систему и, следовательно, только тот вполне сможет постигать его природу, кто признает его таковым89. По характеристике Пухты, право как живой организм имеет, во-первых, синхронное разнообразие, поскольку его содержание состоит из органических частей, т.е. из элементов, друг друга предполагающих и обусловливающих, во-вторых, преемственное, поскольку оно изменяется в целом и в своих элементах. Следовательно, правоведение имеет две стороны: систематическую и историческую. Подлинное правоведение имеет задачу постижения и понимания обеих этих сторон в равной степени. Однако этим вовсе не исключается выбор для исследования той или другой стороны целого; «предпочтение одной стороны целого не есть односторонний способ исследования; того только следует называть односторонним, кто рассматривает одну сторону как целое»90.
__________________________ 86 Там же. - С. 348-349. 87 Там же. - С. 379. 88 Там же. - С. 380. 89 Как мне кажется, здесь вероятно влияние воззрений французских философов XVIII в. П.А. Гольбаха и Э.Б.де Кондильяка. Оба эти автора, используя системный подход, даже вынесли слово «система» в заголовки своих сочинений: «Трактат о системах» (1749) Э.Б.де Кондильяка и «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного» (1770) П.А. Гольбаха. Первый под системой понимал определенную упорядоченность, где части «взаимно поддерживают друг друга» и «последние части объясняются первыми» (Кондилъяк Э.Б.де. Трактат о системах // Кондиль-як Э.Б.де. Соч. В 3-х т.- Т. 2. - М., 1982. - С. 6). Кондильяк системный подход применял к политике. Гольбах под системой имел в виду «объединения сходных веществ, способных в силу своей сущности собраться вместе и образовать одно целое» (Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Гольбах П.А. Избр. произв. В 2-х т. - Т.1. -С. 67). Затрагивая вопрос о соотношении истории права и философии права, Пухта отмечает: «право как член целого имеет в нем и с ним свою историю. Эта история права в одном целом человеческого духа составляет для философии другую часть ее задачи»91, а именно задачу изучения возникновения права и его дальнейшее развитие при посредстве истории человечества. «Истинный философ есть пророк, озирающий прошедшее, исчезнувшее для историка, наблюдающий будущее, скрытое от нас, и вследствие этого приобретающий высшую точку зрения для промежуточного времени»92. История права, по мнению Пухты, показывая преемственное разнообразие права, в свою очередь, имеет двоякое направление. «Организм развивается и изменяется частью в целом, частью в своих членах, так что каждый член, обладая своей, ему свойственной жизнью, существенно и неразрывно связанною с жизнью целого, имеет также свою собственную историю, но тесно соединенную с историей целого»93. Следовательно, Пухта различает две части в истории права: «историю права в целом» и «историю отдельных членов права». Первая часть занимается изучением преемственного движения права, держа в «фокусе» такие моменты целого, как возникновение права, его жизнь в сознании народа, характер его как права данного народа, учреждение для его обеспечения, деление права на частное, публичное и т.д. право и отношение этих частей, вид и функционирование источников права. Не разделяя традиционное деление истории права на внешнюю и внутреннюю, Пухта эти последние выражения считает обескураживающими и по сути их трактует по-новому: «будто бы внешняя история права имеет дело с внешним и случайным элементом права и только внутренняя занимается внутренней и существенной стороной его. Сверх того, для внешней истории права употребляется еще название „история источников права", но это слишком уж ограниченное выражение ее содержания»94. В представлении Пухты также ошибочно старое деление Ы$1опа ]ип5 и ап&}ш1а!е$ ]ипз, особенно тогда, когда под первым подразумевали внешнюю историю права, а под вторым - внутреннюю. Во-первых, при таком раскладе «первое выражение соединяло с собою неправильное значение, как будто бы была только первая часть истории права (т.е. внешняя) истинной историей», во-вторых, «антикварное исследование так далеко отстоит от совпадения с историей, что оно, скорее, образует противоположность последней». Поскольку антикварное исследование (юридические древности) рассматривает право какого-либо прошедшего времени в состоянии покоя, а не в движении, что и составляет задачу истории права, оно не может считаться историей; оно всего лишь необходимое вспомогательное средство для истории. В результате непонимания вот этого его значения и подмены исторического изучения права с юридическими древностями, как полагал Пухта, «нашей науке некоторое время не доставало вовсе истории, без которой она обойтись не может»95. В отличие от Савиньи, у Пухты признание идеи всеобщей истории обнаруживается еще отчетливее. Он пишет: «Сами народы представляют собою различные индивидуальности различного рода и направления. Эта индивидуальность составляет то, что мы называем характером народа, поэтому права народов различны; особенность народа проявляется в его праве точно так же, как в его языке и нравах. Различие прав может быть отчасти одновременное (между правами существующих народов), отчасти последовательное во времени. Уже у отдельного народа замечается это последовательное различие, право его переживает исторические периоды развития; такой же процесс развития права бывает и в человечестве, в котором каждый народ имеет свое особенное участие. Каждый народ есть звено великой цепи, простирающейся от сокрытого во мраке начала до его грядущего конца. Право отдельного какого-либо народа не есть право, исключительно принадлежащее этой народной индивидуальности, оно таковым кажется, когда мы ограничиваемся одновременностью народов, в преемстве же народов оно одинаково принадлежит всему человечеству (курсив мой. - М.Д.)»96. Здесь налицо безусловное влияние соответствующих философско-исторических воззрений. При всех своих недостатках, в частности консервативности по своему социально-политическому содержанию, историческая школа права внесла в правовую науку определенный вклад. Оценивая роль исторической школы права в развитии теоретического правоведения, заслуживает быть упомянутым такой немаловажный факт, как ее влияние на социологическое изучение права, на возникновение социологии права в Западной Европе. Именно ее наиболее принципиальные научные положения лежали в основе будущей социологии права. Опыт исторической школы права весьма существенное влияние оказал, как отмечают исследователи, также на «возрождение» естественного права97. _______________________________ 90 Пухта Г.Ф. Указ. соч. - С. 379-380. 91 Там же. - С. 378. 92 Там же. 93 Там же.-С 381. 94 Там же. 95 Там же. - С. 382. 96 Там же. - С. 335. 97 См.: Поляков А.В. «Возрождение естественного права» в России (критический анализ основных концепций) // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Л., 1987. В известной мере историческая школа права была той подлинной правовой теорией, в которой впервые историчность права получила свой «высший полет». Квинтэссенцией в доктрине исторической школы права для историко-правового познания стала идея закономерного развития права. С этого времени данная идея «стала незыблемым достоянием юриспруденции»98. Признанием права продуктом исторического развития был заложен тот фундамент, над которым в скором времени возвысилось здание самостоятельной историко-правовой науки. Думаю, не будет преувеличением утверждение, что период господства исторической школы права был знаменателен становлением историко-правовой науки, во всяком случае в этом несомненна роль исторической школы права. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо обратить внимание на некоторые моменты. Прежде всего, примечательно то, что представители историко-правовой школы были не только теоретиками этой школы, но дали конкретные примеры исследования в области истории права. Более того, немалая роль в изучении истории права других народов принадлежит также немецким ученым - правоведам исторической ориентации. Это отметил в свое время А.Н. Стоянов: «Лучшая история даже французского законодательства принадлежит перу немецких ученых Шефнера и Варнкенига; история английского права - Филипсу. Далее и в России историческая школа германских ученых имела своих адептов: Эверса, Рейца, Морошкина и некоторых других»99. Она оказала большое влияние также на историко-правовые разработки ученых других стран. Таким образом, под влиянием исторической школы права в первой половине XIX в. в области истории права появляется обширная литература. Другая заслуга представителей исторической школы права выразилась в создании институциональной базы исторического изучения права. В частности, появились специальные журналы: сначала «СшЦзйзсЬез Ма§агт» («Цивилистический журнал»), основанный Гуго, затем с 1815 г. «ТейзсЬгШ: Шг ^езсЫсЪШсЬе КесЬ^мззешсаЙ:» («Журнал исторического правоведения»), основанный Савиньи вместе с немецкими учеными Эйхгорном (1781-1854) и Гешеном (1778-1837). В первой половине XIX столетия, да и еще на несколько десятилетие, прогресс в историко-правовом познании трудно представить без учета влияния исторической школы права. Именно под ее влиянием интерес к изучению истории права получил невиданный дотоле размах. Историческая школа права стимулировала возникновение одного из основных направлений по изучению истории права - германизма. С этого времени исследование истории права проистекало в двух направлениях: германизм и романизм. Представители первого направления как верные последователи исторической школы права и сторонники возрождения национального в праве (К. Эйхгорн, Я. Гримм, О. Гирке и др.) уделяли колоссальное внимание изучению национального (германского) права, благодаря чему оно превратилось в специальную отрасль исторических исследований. Весомый вклад в это внесли труды К. Эйхгорна «Немецкая государственная и правовая история (в 4-х томах, 1808-1823) и Я. Гримма «Древности германского права» (1828). В начальном периоде германизм не носил столь враждебного научного характера в отношении другого крыла - романизма. В последующие десятилетия своей деятельности германисты рецепцию римского права считали огромным историческим несчастьем немецкого народа100. По их мнению, германскому праву присущ такой же высокий технический уровень, как и римскому. Следовательно, они, в отличие от романистов, для которых самое важное в римском праве - это его система, понятия и общие положения, стремились найти соответствующие общие «германские» понятия и положения в различных старых германских источниках101. В развитии историко-правового познания немалую роль сыграли и критики исторической школы права. Первым критиком идей исторической школы права был немецкий юрист, основоположник «классической» школы в уголовном праве Ансельм фон Фейербах (1775-1833). Вскоре после первого выступления Савиньи он высказался в защиту законодательной деятельности. Критически отнесясь к воззрениям представителей исторической школы права, Фейербах задается вопросами: «Неужели право является тем, чему учит историческая школа права, действительно исконно народным и живым?... что из иностранного стало отечественным? Как оно, перемешавшись с немецкой кровью и плотью, преобразовалось? В какой форме оно сейчас здесь находится, живет и действует?» По мнению ученого, историческая школа на эти вопросы может дать или ограниченный ответ, или вообще никакого ответа. Тем не менее Фейербах в своей работе «Немецкое законодательство и историческое правоведение» историческому исследованию права придавал особое значение, считая его «не только абсолютно необходи- ____________________________ 98 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 101 99 Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательства. - С. 605. 100 См.: Покровский ИЛ. Основные проблемы гражданского права. - М., 1998. - С 56 101 См.: Анкере Э. Указ. соч. - С. 304.
мым для законодателя, но и более достойным для любого возведенного до высоты духа предметом знания»102. Однако вызов Фейербаха не нашел отклика среди современников, ибо ученый не смог выявить слабые точки теоретической программы исторической школы права. На это способным могло быть лишь то идейно-теоретическое течение, основные положения которого в определенных пунктах шли вразрез с теоретическим кредо исторической школы права. Таковым в известной мере явилось философско-историческое учение Гегеля. Поэтому и неслучайно, что первыми серьезными критиками исторической школы права являлись Гегель и его последователи. По этому поводу Новгородцев пишет: «Этих возражений легко было ожидать. Если Савиньи и полагал в основу своих взглядов ту же идею развития, которая являлась и душою Гегелевой философии, то понимал он ее - по крайней мере, первоначально - совершенно иначе. Для Гегеля развитие представлялось тяжелой и бесконечной внутренней борьбой, для Савиньи - безмятежным органическим самораскрытием. По учению первого, прогресс совершается через противоречия, и настоящее утверждается на развалинах прошлого; по теории второго, каждая эпохи создает свой мир в неразрывной органической связи с прошлым. Это последнее утверждение и послужило главным пунктом для нападений противников из лагеря гегельянцев»103. Первым в этом ряду был Э. Ганс, выступивший с критикой исторической школы права только через десять лет после объявления Савиньи своей программы. Поскольку этот вопрос (критика исторической школы права и Гансом и другими учеными) более или менее обстоятельно рассмотрен в уже упомянутом сочинении Новгородцева104, специально на нем не буду останавливаться. Здесь только отмечу один немаловажный для настоящего исследования пункт критики Гансом исторической школы, основная суть которого сводилась к защите идеи всеобщей истории права. Для Ганса основным двигателем развития является не национальный дух, как у Савиньи, а общий божественный разум, и история призвана раскрыть его. Божественный разум - это объединяющая основа развития, одно целое, где частными моментами его выражения являются отдельные национальные духи. Следовательно, эти последние могут быть поняты в общей связи, изучение которых входит в задачу всеобщей истории. Исходя из указанных предпосылок, последователи Гегеля, представляющие рационалистическое направление в Германии, в своих исследованиях рассматривали право в его всемирно-историческом развитии, что и имело немаловажное значение для становления всеобщей истории права. Изучаемый период знаменателен также удлинением взоров человечества в отношении истории права в ее онтологическом смысле. В частности, в 1816 г. в библиотеке Веронского собора в Италии немецким историком Б.Г. Нибуром был найден основной текст Институции Гая. Развертывается специальная работа по изучению памятников древнего права. Начинают выходить периодические издания исторических памятников: «Памятники германской истории», выпускаемый с 1826 г., «Неизданные документы об истории Франции» - с 1835 г., «Памятники истории отечества» в Италии - с 1836 г., «Государственные документы Америки» - с 1832 г. Важно отметить, что в изучаемый период наряду с обширной специальной историко-правовой литературой мы находим более или менее разработанные определения не только предмета правоведения в целом, но и его исторического раздела в частности; появляются также отдельные разработки по методологическим проблемам историко-правовой науки. Таким образом, все изложенное позволяет с полной уверенностью констатировать наличие механизмов и когнитивной, и социальной институциализации105 историко-правовой науки, иначе говоря, факт ее окончательного становления в первой поло» вине XIX в. При этом следует особо подчеркнуть, что отцы-основатели исторической школы права сделали примерно то же в становлении историко-правовой науки, что, скажем, например, О. Конт и А. Кетле сделали для превращения социологии в определенную научную систему, или же Л. фон Берталанфи и К. Боулдинг - для теории систем. Господство исторической школы права продолжалось до 50-х годов XIX в. Новый период связывается с именем Рудольфа фон Иврита (1818-1892), разделявшего до 60-х годов XIX в. взгляды представителей исторической школы права и отвергшего впоследствии идеи этой школы о непроизвольном происхождении права из народного духа. ______________________________ 102 Фейербах А, Немецкое законодательство и историческое правоведение // Антология мировой правовой мысли. - В 5 т. - М., 1999. - Т. III. - С. 353. 103 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 101-102. 104 См.: Там же. - С 101-108. 105 Характеристика когнитивной и социальной институциализации дана в английской социологии наук Р. Уитли, согласно которому когнитивная институциализация - это четкость проведения границ научных специальностей и областей исследования, существование организующего принципа, структурирующего деятельность ученых (исследовательская программа, определенный инструментарий, методы исследования и т.п.), а социальная институциализация - это разделение труда между учеными, регулярность контактов их, возникновение и сохранение формальных структур (объединений, журналов) и т.д. (см.: Уитли Р. Когнитивная и социальная институ циализации научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: Иеринг считается виднейшим представителем критического отношения к исторической школе права, нанесшим ей сокрушительный удар. Учению исторической школы о естественном, органическом саморазвитии права он противопоставил свой взгляд на право как результат борьбы разнообразных общественных интересов, групп и классов. «Учение о бессознательном образовании права, - пишет он, - чистая фантазия, совсем не отвечающая истории, и я противополагаю ему учение о сознательном созидании права»106. Теоретические установки Иеринга относительно развития права помогли поставить историческое изучение права на прочную социологическую основу. И это неслучайно, что его причисляют к представителям социологической школы права. Взгляды Иеринга впоследствии оказали большое влияние на формирование и развитие социологического направления в правоведении. «Право вплетено в повседневную жизнь... Социологическая заслуга Иеринга в том, что он нащупал эту сторону права»,107 - так оценивает его Ж. Карбонье. Соответственно, у Иеринга изменяется отношение и к естественному праву, отрицание основных положений которого было исходной точкой для исторической школы права. Говоря словами Новгородцева, «в недрах самой исторической школы возникло учение, возродившее основные элементы того направления, от полемики с которым она отправлялась»108. С учением естественного права Иеринга сближали некоторые положения его доктрины. Так, право, по Иерингу, нуждаясь в постоянном обновлении, развивается путем борьбы старого с новым, не всегда находясь в согласии с идеей права, и поэтому поиски лучших устоев права, того идеала, который должен осуществляться в истории, составляет требование жизни. Правда, воспитавшись на традициях органической теории, Иеринг продолжает упрекать учение естественного права за пренебрежение к истории 109.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |