КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наблюдаемая модель местного самоуправления, ее типы
В отличие от модели автономного местного самоуправления, в рамках наблюдаемой муниципальной модели, являющейся практическим воплощением идей «государственной» муниципальной теории, основной акцент делается на главенствующей роли центра в отношениях с местными органами власти. Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Данная модель сформировалась в странах, в которых государство традиционно сохранило за собой значительные рычаги воздействия на организацию и деятельность местного самоуправления (Франция, Италия, Дания, Бельгия и др.). В государствах с подобным типом муниципальных систем на местном уровне одновременно с системой самоуправления действуют также органы государственной власти или должностные лица, осуществляющие прямое государственное управление на местах. Основной задачей данных органов является обеспечение нормального функционирования муниципальных образований, выполнение отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень, а также осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления. В прошлом подобный контроль осуществлялся преимущественно посредством так называемой «административной опеки», предполагавшей вступление в силу решений местных властей лишь после их одобрения соответствующими государственными надзорными инстанциями. В таком одобрении могло быть отказано по соображениям как законности, так и целесообразности. В настоящее время административная опека практически повсеместно уступила место административному контролю, в рамках которого решения местных органов по вопросам их собственной компетенции могут быть оспорены вышестоящими структурами лишь по мотивам законности в судебном порядке.
Следует отметить, что органы государственной власти, контролирующие деятельность органов местного самоуправления, могут функционировать как преимущественно на региональном уровне (что характерно для некоторых раз витых стран континентальной Европы), так и во всех административно-территориальных единицах (что типично для многих развивающихся стран французской Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока)[43]. В зависимости от того, на каком уровне управления функционирует наблюдатель центрального правительства и в какой форме он взаимодействует с органами местного самоуправления, можно выделить несколько типов рассматриваемой модели. Для первого типа характерно наличие внешнего по отношению к местным сообществам наблюдателя национального правительства. Данный наблюдатель (государственный орган или должностное лицо) обычно размещается на региональном уровне. К его компетенции, как правило, относится руководство региональными государственными службами, поддержание общественного порядка в регионе, благоустройство территории, социальное обеспечение населения, а также административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. В своей работе он подотчетен только вышестоящим органам государственной власти. Подобный тип модели наблюдаемого местного самоуправления существует в Дании, Франции, Италии и некоторых других, государствах континентальной Европы. Например, в Дании на региональном уровне имеется 14 окружных префектур. Префект назначается государством и возглавляет комитет, в состав которого входят четыре члена окружного Совета, избираемого на общих выборах. Данный комитет осуществляет контрольные функции за муниципалитетами. Он вправе отменить решения муниципальных органов либо по собственной инициативе, либо по просьбе граждан, либо по требованию большинства муниципального Совета, если окажется, что решения эти не соответствуют законодательству как по форме, так и по содержанию.
Во Франции представителем государства в департаменте и регионе, осуществляющим административный контроль за деятельностью местных органов власти, является комиссар Республики (префект). Он наблюдает за законностью принимаемых коммунами решений и в необходимых случаях имеет право направлять эти решения по мотивам незаконности в административный суд для аннулирования[44]. Отличительной особенностью второго типа рассматриваемой модели является наличие внутреннего (действующего в границах муниципального образования) наблюдателя центрального правительства. Данный наблюдатель обычно входит в состав местного исполнительного органа качестве его высшего должностного лица. При этом он имеет двойную подотчетность: перед национальным правительством в качестве назначенного государством наблюдателя, выполняющего определенные государственные функции, и перед представительным органом местного самоуправления (местным Советом) в качестве главы местной администрации, выполняющего функции местного характера. Данному типу модели наблюдаемого местного самоуправления свойственно четкое соблюдение принципа «разделения властей». Поэтому в качестве противовеса назначенному главе местной администрации здесь формируется сильный представительный орган, возглавляемый одним из депутатов местного Совета. Подобная модель используется, например, в Нидерландах. Председателем исполнительного органа муниципалитета там является бургомистр, назначаемый на должность королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной провинции. Муниципальный Совет избирает собственного главу и контролирует бургомистра по всем вопросам, не отнесенным к сфере контроля центрального правительства[45]. В рамках третьей разновидности модели наблюдаемого местного самоуправления внутренний наблюдатель возглавляет деятельность местной администрации, одновременно выступая в роли главы муниципального Совета. В этой модели, как и в предыдущей, наблюдатель обладает двойной подотчетностью: перед национальным правительством и перед местным представительным органом. Однако, поскольку глава администрации здесь является также главой Совета, его возможности влиять на решения последнего существенно возрастают.
Данная модель функционирует, например, в Бельгии. Меры муниципалитетов в этой стране назначаются на должность королем из числа членов коммунальных советов и в одном лице совмещают функции глав исполнительной и представительной ветвей власти
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |