КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Конституция Российской Федерации, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует охрану труда в Российской Федерации, право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы местного самоуправления, к ведению которых Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения также составляют: Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.)*, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.**, Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.***, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г.****, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.*****, а также другие законодательные акты.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915. ** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872. *** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198. **** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168. ***** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
Функции социальной защиты, социального обслуживания населения в Российской Федерации осуществляют прежде всего специальные государственные органы и службы: Федеральная государственная служба занятости, территориальные органы которой не являются структурными подразделениями органов местного самоуправления; государственная система социальных служб, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, и др. В законодательном порядке устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правительством Российской Федерации, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», утверждаются государственные стандарты социального обслуживания, которые обязательны для социальных служб, независимо от форм собственности, на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения. Органы местного самоуправления из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям. Органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения - одного из направлений деятельности по социальной защите населения, содействуют развитию сети учреждений социального обслуживания, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.), иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Значительная часть этих учреждений входит в государственную систему социальных служб, управление которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Вместе с тем действующее законодательство о социальном обслуживании населения предполагает формирование и развитие муниципального сектора социального обслуживания населения, также деятельность в этой сфере предприятий и учреждений иных форм собственности. Муниципальный сектор социального обслуживания населения должен включать местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделять площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.
Организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг должны осуществлять муниципальные центры социального обслуживания. Они являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания и создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях. Муниципальные центры социального обслуживания призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д. Органы местного самоуправления должны создавать муниципальный жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания. Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Размер дотаций должен ежегодно определяться при утверждении соответствующих бюджетов Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*. Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания - как муниципальные, так и иные - пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.
Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самостоятельно. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Важное место в деятельности органов местного самоуправления по социальному обслуживанию населения занимает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» к числу основных принципов деятельности в этой сфере относит ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти) за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается в соответствии с Законом возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. Он включает: а) услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и др.); б) услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и др.); в) дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально-медицинское обслуживание на дому); г) услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемые при органах социальной защиты населения или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке - содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и др.); д) услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства (услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и др.)*. Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением от 8 июня 1996 г. Примерное положение об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий**, которым предусмотрено, что расходы на содержание данных учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 4798. ** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3025.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» органы местного самоуправления: сохраняют за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, занимаемые ими по договору найма или аренды, в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении; обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору (ст. 12). Деятельность органов местного самоуправления в области социальной защиты ветеранов и инвалидов определяется также в Федеральном законе «О ветеранах», Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», хотя расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых этими законами ветеранам и инвалидам, производятся в первую очередь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов. В соответствии с законом органы местного самоуправления: определяют условия капитального ремонта жилых помещений, принадлежащих инвалидам Великой Отечественной войны, за счет средств местных бюджетов; определяют условия первоочередного получения местных строительных материалов инвалидам Великой Отечественной войны для жилищного строительства; бесплатно предоставляют жилые помещения в муниципальном жилищном фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди), а также обеспечивают реализацию других мер социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов. Меры социальной защиты инвалидов, осуществляемые органами местного самоуправления, предусмотрены также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом, инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании; они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации*. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов, а также предпринимают иные меры, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». * Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 10. Ст. 947.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в социальной поддержке семьи, материнства и Детства, которые находятся под защитой государства. В последние годы на федеральном уровне были приняты законодательные, иные нормативные правовые акты, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере. Указами Президента Российской Федерации были утверждены: Основные направления государственной семейной политики от 14 мая 1996г.*, Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) от 14 сентября 1995г.** Правительство Российской Федерации постановлением от 8 января 1996г. утвердило Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации. Кроме того, на федеральном уровне приняты и реализуются целевые программы, направленные на решение задач в сфере охраны семьи, материнства и детства. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2460. ** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.
Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следующих общегосударственных задач: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; улучшение охраны здоровья семьи; увеличение помощи семье в воспитании детей; содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда; поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций; развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В целях координации муниципальной деятельности в сфере охраны семьи, материнства и детства в структуре органов местного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, семьи и детей. Органы местного самоуправления вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства. Органы местного самоуправления создают условия и оказывают поддержку развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости. Они стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей. В последние годы наметились негативные тенденции, отражающие кризисные явления в семье, обществе: возрождение детской беспризорности как социального явления, обострение проблем социального сиротства, угрожающий рост детской и подростковой преступности, которые также должны учитываться органами местного самоуправления в их практической деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. утвержден Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей*, в соответствии с которым органы местного самоуправления (выполняющие функции органов опеки и попечительства) осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Данный учет необходим в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. * Российская газета. 1996 г. 15 авг.
Одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996г.* Согласно данному Положению орган опеки и попечительства заключает договор с приемными родителями и выдает им удостоверение установленного образца. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3721.
Органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Органы местного самоуправления осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг,по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г*. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст. 3936.
Органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий, закрепляемых Семейным кодексом Российской Федерации*. Органы местного самоуправления, при наличии уважительных причин, вправе разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечительства, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
Переход к рыночной экономике, осуществляемый в нашем государстве, выдвинул перед органами местного самоуправления проблемы обеспечения социальной защиты в области занятости населения. Эту функцию органы местного самоуправления осуществляют, основываясь на Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.), в тесной связи с органами государственной службы занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения*. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе: в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов; принимать решения, предусматривающие иные, не противоречащие закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации и другие меры, направленные на усиление социальной защищенности граждан; организовывать по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.
Кодекс законов о труде Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления осуществлять квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. В соответствии со статьей 181 КЗоТа Российской Федерации работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот, выпускников детских домов и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами местного самоуправления.
Глава 23. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяют в качестве одной из функций органов местного самоуправления охрану общественного порядка. Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории муниципальных образований режима законности, который обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства. Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте, в иных общественных местах. Уголовный кодекс Российской Федерации (раздел IX) предусматривает уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, относя к данному виду следующие преступления: а) преступления против общественной безопасности (массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, нарушение правил пожарной безопасности и др.); б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, организация объединения, посягающего на личность и права граждан, организация или содержание притонов для занятий проституцией и др.); в) экологические преступления (загрязнение вод, атмосферы, незаконная охота и др.). Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г., указывает на тревожные процессы, которые наблюдаются в динамике уличной преступности. На улицах и в других общественных местах совершается каждое десятое преступление, отмечается рост совершенных здесь убийств и изнасилований. Происходят негативные изменения в демографической структуре и ценностных ориентаций лиц, совершивших преступления, что находит свое отражение в интенсивном пополнении преступной среды несовершеннолетними, женщинами, лицами, не имеющими постоянного источника дохода. Пока еще не получила развития практика создания домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий, не создана сеть и материально-техническая база специальных учебно-воспитательных учреждений. Вместе с тем увеличена плотность сил обеспечения порядка на улицах и в других общественных местах, а также на объектах транспорта. В 53 регионах созданы центры психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних*. Основные задачи по охране общественного порядка на территории муниципальных образований призвана решать милиция общественной безопасности (местная милиция). Она была сформирована на основе Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. * См.: Российская газета. 1996. 24 июля.
В соответствии с этим Законом милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную, основными задачами которой являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от правосудия, и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям*. Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. было утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации**. Милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. В районах, городах милиция общественной безопасности (местная милиция) создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) согласно Положению о ней входят: дежурные части; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственной автомобильной инспекции и другие подразделения. Эти подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции) содержаться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с нарушениями общественного порядка вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), а также для укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан. * См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 563. ** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.
Однако следует учитывать, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Таким образом, Закон предполагает формирование и функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка. В целях создания правовых, организационных и материальных основ реализации положений Закона Президент Российской Федерации издал Указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 г. * * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2755.
Предполагается разработка и принятие законов, предусматривающих комплексный подход к решению задач, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел, с учетом определения условий и порядка контроля со стороны государства за реализацией муниципальными органами охраны общественного порядка своих полномочий, форм и методов их взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации. Органам местного самоуправления рекомендуется предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка*. В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, которые создаются при органах местного самоуправления (при местной администрации). * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2755.
Административная комиссия образуется для рассмотрения дел о совершении административных проступков и наложения на виновных лиц взысканий в административном порядке. Административные комиссии рассматривают дела об административных проступках, отнесенные к их ведению Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Главными задачами комиссии по делам несовершеннолетних являются организация работ по предупреждению безнадзорности, правонарушений; устройство и охрана прав несовершеннолетних; координация усилий всех заинтересованных органов, организаций, учреждений по решению указанных вопросов. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих (в случаях, указанных в законе). Наблюдательные комиссии участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи. Представительные органы местного самоуправления вправе формировать постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, которые не наделены какими-либо властными полномочиями: они осуществляют подготовку к рассмотрению представительным органом проектов решений, предложений по проблемам общественной безопасности на территории муниципального образования. Для обеспечения охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные организационно-правовые формы. Одной из таких форм являются народные дружины, получившие в прежние годы широкое развитие в городах, поселках, селах. Используется эта форма участия граждан в охране общественного порядка и сегодня. Более того, в ряде случаев деятельность народных дружин стимулируется государством. Так, Правительство Российской Федерации приняло специальное постановление «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», которым был утвержден Порядок привлечения граждан к охране государственной границы*. В соответствии с этим постановлением в районе, городе решениями соответствующих органов местного самоуправления могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, командиров народных дружин, структурных подразделений Пограничных войск Российской Федерации. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1545.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования. Правоохранительные органы осуществляют подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам местного самоуправления. Координацию деятельности правоохранительных органов на территории городов, районов осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»* соответствующие прокуроры. Руководители органов местного самоуправления могут приглашаться на координационные совещания, которые созываются прокурорами городов, районов**. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472. ** См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № Ст. 1958.
Охрана общественного порядка предполагает неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, пресечение любых действий, направленных на их нарушение. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления по вопросам реализации и защиты своих конституционных прав и свобод. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан и давать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) предоставляет органам местного самоуправления обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца или организаций, выполняющих функции продавцов, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий*. Органы местного самоуправления муниципальных образований, не имеющих органов внутренних дел, являются органами регистрации учета граждан, которые реализуют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства**. Органы местного самоуправления решают организационно-правовые и иные вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. * См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.140. ** См.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2939.
Трудовые арбитражи, рассматривающие в соответствии с законом* коллективные трудовые споры, информируют в случае необходимости органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного спора, ибо работники в целях защиты своих трудовых прав вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, а также право на забастовку. Органы местного самоуправления обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка. В тех случаях, когда остановка работы в организациях и на предприятиях связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Он определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом местного самоуправления. * См.: Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4558.
Органы местного самоуправления принимают в пределах своей компетенции меры по обеспечению безопасности дорожного движения, самостоятельно решая в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.* эти вопросы. Органы местного самоуправления принимают меры к обустройству дорог, которые находятся в их ведении; вводят временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом обеспечивают противопожарную безопасность в муниципальном образовании. К их ведению относится организация муниципальной пожарной службы. В настоящее время, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г., действуют государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана. Муниципальную пожарную службу еще предстоит сформировать. Федеральный закон «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности: организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; участие ввыполнении федеральных и региональных целевых программ; выделение в местных бюджетах расходовна пожарную безопасность; создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной пожарной службы); установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Органы местного самоуправления предоставляют добровольным пожарным социальные гарантии, определяют предельную численность добровольных пожарных и график дежурств населения службы в подразделениях пожарной охраны. Закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности. Органы местного самоуправления могут входить в состав учредителей фонда пожарной безопасности - не имеющей членства некоммерческой организации, создаваемой в целях реализации мер пожарной безопасности. Типовой устав фонда пожарной безопасности утверждает постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. * * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 3653.
В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные законодательством действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав. До недавнего времени руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами на территории муниципальных образований, осуществляли штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являвшиеся подразделениями органов местного самоуправления. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996г. * признал необходимым реорганизовать эти штабы в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления. Порядок реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям устанавливается Председателем Правительства Российской Федерации, являющимся по должности Начальником гражданской обороны Российской Федерации. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2671.
По согласованию с органами местного самоуправления устанавливается численность военнослужащих Войск гражданской обороны, проходящих военную службу в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с военными комиссариатами организуют воинский учет и призыв граждан на военную службу*. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г.**, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный учет граждан осуществляют органы местного самоуправления. * См.: Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 326; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597. ** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1152.
Первоначальная постановка гражданина мужского пола на воинский учет осуществляется районной или городской комиссией по постановке граждан на воинский учет в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Состав комиссии утверждается соответствующим органом местного самоуправления. Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование гражданина в целях определения его категории годности к военной службе и принять решение о постановке гражданина на воинский учет или об освобождении его от воинской обязанности по состоянию здоровья. Порядок освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу утвержден постановлением Правительства от 20 апреля 1995 г.* Согласно этому постановлению персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала утверждается соответствующим органом местного самоуправления. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19. Ст. 1758.
Призыв граждан на военную службу организует соответствующий орган местного самоуправления (местная администрация) совместно с военным комиссаром.
Раздел V. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 24. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |