Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5: Мирное урегулирование международных споров




1.Понятие и принципы мирного разрешения споров

2.Непосредственные переговоры

3.Международная согласительная (примирительная) процедура

4.Международное арбитражное (третейское) разбирательство

5.Международное судебное разбирательство

1. Принципы мирного разрешения споров является одним из тотально когентных принципов международного права.

Перечень видов мирных средств разрешения споров закреплен в Уставе ООН:

1. Переговоры;

2. Обследования;

3. Посредничество;

4. Примирение;

5. Арбитражные судебные разбирательства;

6. Обращения к региональным организациям.

Данный перечень не носит исчерпывающий характер, поэтому возможно применение любых мирных средств по выбору сторон. Единственное императивное требование государства – это мирный характер избранного средства.

В международном праве различаются спор и спорные ситуации.

Спор – это разногласие между государствами по поводу каких-либо норм права или факта сопровождающиеся взаимным предъявлением претензий.

Спорная ситуация – это столкновение интересов государств, не сопровождающихся предъявлением явных претензий, но порождающие трения и напряженность в отношениях между государствами.

Каждый спор - это спорная ситуация, но не каждая спорная ситуация является спором.

Различия между спором и спорной ситуации имеет юридическое значение в ООН:

1. При рассмотрении спора в совете безопасности спорящие государства обязаны воздержаться от голосования, а при спорной ситуации воздержания государств не требуется;

Споры делятся на:

1. Юридические – по общему правилу должны передаваться на рассмотрение международного суда ООН, юридические споры касаются толкования международного договора, любого вопроса международного права и нарушения международных обязательств;

2. Политические – это в основном споры территориальные, относительно границ.

2. Непосредственные переговоры – это основное средство разрешения международных споров.

Само согласие вступить в переговоры представляет собой соглашение государств, и эффективное начало мирного решения проблем. Принцип первоочередности непосредственных переговоров закреплен в декларации принципов международного права и Хельсинском акте.

Переговоры представляют собой двустороннее обсуждение спорной проблемы. Непосредственные переговоры это основы всех остальных мирных средств разрешения споров, т.к. они базируются на соглашение государств и содействуют их согласию. Это одно из самых гибких и эффективных средств урегулирования споров. Разновидностью переговоров являются взаимные консультации.

3. Международная согласительная (примирительная) процедура. По отношению к непосредственным переговорам согласительная процедура имеет вспомогательный характер. Ее назначение это содействовать вступлению в переговоры.

Примирительная процедура включает добрые услуги и посредничество (медиация), следственные и согласительные комиссии.

Добрые услуги и посредничество не представляют собой самостоятельного способа решения проблемы.

Добрые услуги – это деятельность третьего лица по организации и проведению переговоров между спорящими государствами.

Задача добрых услуг склонить спорящие государства к установлению прямых дипломатических контактов и началу переговоров. Добрые услуги могут быть оказаны третьим лицом по собственной инициативе по просьбе одной или обеих спорящих сторон. Они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. В любой форме добрых услуг предложение третьей стороны имеет характер совета и не обязательный для государства.

Посредничество (медиация) – это не только деятельность третьего лица по организации переговоров. Но и непосредственное участие в них с целью оказания помощи в решении споров по существу.

Посредник – это активный участник переговоров, который имеет право вносить предложения и рекомендации, предлагать собственные способы решения спора, при этом все действия посредника имеет характер только совета или рекомендации, и не в какой форме не обязателен для спорящих сторон.

Права и обязанности посредника определяются тем, что он от начала и до конца активно участвует в переговорах, иногда руководит ими.

Цель добрых услуг привести спорящие стороны к переговорам, но не участвовать в них, а цель посредничества напротив не только добиться начала переговоров, но и способствовать их проведению.

Приглашение посредника требует согласия обеих спорящих сторон. Посредник это не примиритель, но и не судья.

Различают два вида посредничества:

1. Испрашиваемая посредничество (осуществляется по просьбе спорящих сторон);

2. Предлагаемая посредничество (осуществляемое по инициативе третьей стороны).

Следственные и согласительные комиссии создаются из представителей спорящих сторон на паритетных началах для урегулирования спора.

Цель следственных комиссий – это установление факта лежащих в основе спора.

Согласительные комиссии предлагают условия разрешения спора по существу.

Выводы комиссии имеют рекомендательный характер и не обязательны для государств.

4. Международное арбитражное (третейское) разбирательство – это передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которой окончательно и обязательно для спорящих сторон.

Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным.

Международный арбитраж по рассмотрению межгосударственных споров имеет в основном разовый характер. Учреждается он по соглашению сторон для рассмотрения конкретного дела и после разрешения спора прекращает свое существование.

Международный арбитраж может быть предусмотрен в качестве средства разрешения споров в международном договоре. Арбитраж учреждается в соответствии с нормами международных соглашений. Особый вид международного арбитража это постоянная палата третейского суда в Гааге, ее решения обязательны и окончательны.

Арбитраж в рамках Хельсинского процесса: это обязательное приглашение третьей стороны, если спор не может быть урегулирован другими мирными средствами. Между сторонами – членами ОБСЕ действует Стокгольмская по примирению и арбитражу от 15.12.1992 г.

В международной практике и доктрине отмечаются преимущества арбитража перед судебным разбирательством: стороны пользуются практически неограниченной свободой в выборе судей и установления правил арбитражного разбирательства; спорящей стороной может быть не только государство, но и другой субъект международного права.

5. Международное судебное разбирательство осуществляется постоянными международными судебными органами. Особенности правового положения международных судов заключаются в том, что они создаются в соответствии с нормами международного права, являются постоянно действующими, функционируют на основе международного договора.

Международный суд ООН – это наиболее авторитетный, международный судебный орган, главный судебный орган ООН, он действует на основе статута являющего частью устава ООН. Государство члены ООН по факту являются участниками статута международного суда. Участниками статута могут быть и государство не члены ООН (Лихтенштейн и Сан-Марино). Члены суда должны представлять все правовые системы мира. Основная компетенция суда это разрешение споров между государствами. Стороной по делу в международном суде может быть только государство. Международный суд основан на принципе добровольной юрисдикции, т.е. не одно государство не может принудить другое государство к рассмотрению спора, если государство это не желает. Многие многосторонние соглашения содержат нормы об обязательной юрисдикции международного суда (например, конвенция по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него от 09.12.1948 г. и др.)

Решение суда обязательно и окончательно для спорящих сторон. Оно не подлежит обжалованию. По желанию сторон суд вправе решать спор не на основе международного права, а на основе справедливости и доброй совести. Не выполнение решения суда одной стороной, дает другой стороне право обратиться в совет безопасности ООН, который вправе принять меры для обеспечения выполнения решения суда.

Важная функция международного суда состоит в том, что он дает консультативное заключение по любым юридическим вопросам. Консультативное заключение суда имеет характер совета по юридическому вопросу.

Суд Европейского союза - Европейский суд был учрежден в 1957 г., он обладает функциями не только межгосударственного, но и административно-конституционного суда. Основан он на принципе обязательной юрисдикции. Все государства члены европейского союза (ЕС) обязаны признавать юрисдикцию Европейского суда, т.к. это основополагающее условие членства ЕС. Решение европейского суда обязательны, как решение национальных судов окончательны и не подлежат обжалованию.

Европейский суд решает межгосударственные споры; аннулирует действия нормативных актов, изданные другими органами Евросоюза, может обязать государство выполнять его международное обязательство.

Принципиальная особенность европейского суда – это то, что истцами могут выступать все субъекты европейского права, а именно органы ЕС, государственные члены ЕС, национальные правоприменительные органы, национальные юридические и физические лица и т.д.

Европейский суд по правам человека – был создан в 1959 г., на основе европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Это главный судебный орган совета Европы. Решение обязательны и окончательны для государств, обжалованию и апелляции не подлежат. С 1994 г. в этот суд могут обращаться физические лица и группы лиц с жалобами на нарушения прав человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.