Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние радиационного загрязнения на личностное развитие подростков




За двадцать лет, прошедших после чернобыльской катастрофы влияние радиационного загрязнения на психосоматическое состояние человека не потеряло своей актуальности. Особенную значимость приобретает эта проблема для развития детей и подростков.

С начала 90-х гг. стали уделять большое внимание психологической помощи детям из регионов «Чернобыльского следа» в рамках государственной программы «Помощь». Однако полученные данные об особенностях психических нарушений у детей и физического состояния были противоречивы. У всех них отмечались различные формы социально-психологической дезадаптации, нарушение гомеостаза эмоционально-личностной сферы, ослабление жизненного тонуса и т.д. Однако однозначных научных данных о воздействии радиации на психические нарушения у детей и подростков не имеется.

Особенно обострилось внимание к психологическим аспектам здоровья подростков после Чернобыльской катастрофы. В коллективной монографии А.Д. Андреева и др. «Руководство практического психолога» указывается, что обследование старшеклассников из зоны Чернобыльской аварии обнаружило изменения волевой саморегуляции от прямого воздействия радиации на психику, а также изменения на личностном и социально-психологическом уровнях поведения детей.

С.С. Алексанин обнаружил у лиц, длительно проживающих на территории загрязненной радионуклидами, дисбактериоз кожных покровов, увеличение частоты заболеваний кожи и подкожной клетчатки, что связывает со снижением резистентности организма [92].

В.К. Юрьев и А.З. Лихтшангоф подтверждают данные отечественных и зарубежных авторов, что ведущими определяющими влияниями катастрофы на здоровье людей являются социально-психологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Авторы считают, что воздействие экологической катастрофы на здоровье ребенка осуществляется тремя путями: непосредственное воздействие антропогенных загрязнений на организм, психосоматические последствия хронического стресса и через изменения условий и образа жизни семьи. Причем последний может оказаться основным [165].

В ряде работ (Богданова Е.Н., Иванов Г.Я., Чекалов Н.А.) отмечалось снижение уровня интеллектуального развития, повышение тревожности, озабоченности, что может расцениваться как опосредованное спецификой социальных и культурных влияний на формирование личности и сознания подростков. Этому способствовали и средства массовой информации, где высказывались неопределенность и неуверенность в будущем этих детей, возможных ограничениях, связанных с проживанием в радиоактивно загрязненной зоне [92].

Л.Ф. Шестопалова, А.В. Кукуруза отмечают, что дети, эвакуированные из зоны аварии Чернобыльской АЭС, страдают пограничными нервно-психическими расстройствами. У них отмечается высокая тревожность, высокий уровень диссоциации мотивационной сферы, снижение уровня самопрезентации, поверхностное упрощенное представление о себе, что является источником внутренних конфликтов и внутрисемейных отношений [92].

А.Л. Гусов, Е.М. Мушер посвящают специальное исследование формализации психологических аспектов группового психосоматического воздействия на больных в условиях санатория, где прогнозируют вероятность успеха группового психосоматического воздействия на больных в санатории [35].

Актуальным вопросом становится руководство группами подростков в условиях санатория. Общие принципы этого руководства со стороны психологов и воспитателей использовались в разработанной концепции А.Г. Ковалева. В любых условиях, в том числе и в санатории, важно, чтобы воспитатели не односторонне рассматривали проблему развития коллектива, а обращали внимание на создание условий проявления в деятельности каждого индивида [57; 92].

Отдельные работы были посвящены реабилитации детей, проживающих на территории, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии ЧАЭС в условиях санатория [18].

На базе санатория им. Дзержинского осуществляется регулярная работа по реабилитации детей и подростков, пострадавших от радиации. Ежегодно из одиннадцати регионов Российской Федерации пребывают дети и подростки для восстановления здоровья. По мнению ряда исследователей (Почевалов А.В., Платонова В.А., Шеменева М.А., Звягин А.А., Лопатина Т.И., Почевалова Е.А.), длительное воздействие на растущий организм радиации способствует формированию патологических состояний экологической дезадаптации и заболеванию детей []. По их мнению, благоприятное воздействие на реабилитацию детей оказывает применение физических факторов с учетом характера и степени выраженности функциональных нарушений, психоэмоционального состояния и индивидуальной переносимости процедур. Санаторно-курортное лечение является важным этапом в восстановлении здоровья. Отмечается, что санаторно-курортное лечение способствует повышению резистентности организма, формированию саногенетических процессов, уменьшению выраженности функциональных нарушений органов и систем [18].

Согласно приказу Минздрава РФ, с 1996 года реабилитация детей из регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, проводится на базе пансионата с санаторно-курортным лечением им. Дзержинского, который с июля 2002 года приобрел статус санатория. В течение года проводится оздоровление до пяти тысяч детей и подростков из Воронежской, Белгородской, Брянской, Липецкой областей. У детей обнаруживалось увеличение щитовидной железы от 46 до 76%, заболевания желудочно-кишечного тракта - 21 % и более, синдромы вегетативной дизрегуляции - более 15%, хронический тонзиллит - более 9% и др. Причем отмечалось, что в условиях санатория 27% детей испытывали дезадаптацию, преимущественно у девочек. У них отмечалась эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, различного характера страхи и общего состояния дискомфорта, что поставило вопрос об организации психолого-психотерапевтической службы. Проведенное санаторно-курортное лечение уменьшило частоту обострений у детей в 2-3 раза [111].

С 2000 года руководство санатория им. Дзержинского стало особое внимание обращать на психологическую реабилитацию детей и подростков [123]. Результаты исследований показали, что у большинства детей, приезжающих в санаторий из зон радиоактивного загрязнения, отмечаются отклонения в психическом состоянии, проявляющиеся в раздражительности, повышенной нервозности, признаках переутомления и перенапряжения, снижении жизненного тонуса, подавленности, нарушении сна, вялость. Причем, анкетирование показало, что 30% детей хотели бы снять психологическое напряжение.

А.С. Чернышев в 1993-1996 годах осуществил серию социально-психологических исследований в рамках Федеральной целевой программы «Помощь», по результатам которых сопоставил психическое состояние школьников из зон радиоактивного загрязнения и «чистых» зон. Он отметил, что у первых отмечались факты затруднения и искажения процесса самосознания, ослабление психологического единства в школьных классах, что приводило к конфликтности. Все это давало основание автору для создания соответствующего психологического климата, «социального оазиса» для психологической помощи им. Это создавало возможности воздействия на личность практически безгранично, ибо исключалась или сводилась к минимуму нежелательная информация извне. Все это приводило к личностному росту подростков за очень короткий срок (18-20 дней). На основе осознания личностных изменений происходили позитивные сдвиги в их поведении. Автор утверждает, что «социальный оазис» актуализирует зону «ближайшего развития» личности. Все это способствовало социальной реабилитации подростков [151].

С.А. Игумнов, обобщая данные ряда авторов, отмечает недостаточную готовность детей к школьному обучению, говорит о психических, психосоматических расстройствах в форме астении, фобии, ипохондрии, депрессии на фоне вегетативной дистонии. На основании собственных исследований, у детей, подвергшихся в перинатальном периоде воздействию патогенных радиоэкологических факторов, отмечал задержку развития речи, школьных навыков, эмоциональных расстройств, чему так же способствовал низкий образовательный уровень родителей и неблагоприятные микросоциальные условия. Автором разработана программа дифференцированной психотерапевтической реабилитации детей и подростков, осуществление которой приводило к улучшению социально-психологической адаптации детей [54].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.