КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ознакомление со звуковым строением слова
В исследованиях Ф.А.Сохина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой и др., разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Используют методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач — доктор: смысл слов близкий, звучание разное); многозначных слов, омонимов (иголка; ключ — звучание одинаковое, а смысл разный). Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова — с интонационным, особо подчеркнутым выделением е нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению (дддом). При этом слово произносится слитно — нельзя отрывать один звук от другого. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра — шшш, насоса — ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными), предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука — жжжук, ножжжницы.
Необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Дети называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук. Дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Следующий этап работы — формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м—м', с—с') называют «братцами»; твердые— «сердитыми», мягкие — «добрыми» (Л.Е.Журова). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например, вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла — мальчик с сердитым нахмуренным лицом — одета в синий костюмчик, другая — улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле1.
Рекомендуется линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат — «звук». При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Звуковой анализ слов понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б.Эльконин). Дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности». Методику формирования звукового анализа разработал Д.Б.Эльконин на основе теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л.Е.Журова. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, под ней - графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета — серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков, а фишки являются заместителями (символами) звуков.
Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова на примере слова ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске — рисует квадрат. Выделяется второй звук — у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом. Далее воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту — ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.
Детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы методики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т. д.; игра «Назови слова» — дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука; дети называют слова по моделям их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков. Следующий этап работы — обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог, точно фиксируют на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета. В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимостъ в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. К концу года дети умеют анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям. З вуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: 1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; 2) дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; 3) дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове; 4) проведение звукового анализа без опоры на наглядность — графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане). В подготовительной группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |