КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сто избранных
Не менее важным, чем соблюдение разного рода условий проведения холл-теста, является корректное формирование выборки. Если мы пригласим для тестирования элитного чая малообеспеченных пенсионеров, то, возможно, они будут восторгаться его вкусом. Но покупать такой чай они не будут, поскольку это им не по карману. То же самое можно сказать и про упаковку, и про цену, и про рекламу, и про концепцию. Бесполезно пытаться объяснять человеку, который привык пить дешевую водку, концепцию вина, которое приготовлено особым способом из винограда, собираемого только на солнечной стороне холмов. У него несколько другие проблемы в жизни. Трудно донести до холостого мужчины преимущества нового разрыхлителя для теста, который позволяет выпекать восхитительные кексики. Он, возможно, вообще с трудом представляет себе, как выглядит тесто, и ничего не слышал о разрыхлителях. Одним словом, проведению любого исследования предшествует скрининг. О необходимости и значимости этой предварительной процедуры специалисты-ресечеры напоминают автору так часто, что он стал подумывать, а не посвятить ли скринингам отдельную публикацию.
Функциональные эмоции На самом-то деле первый мой вопрос был не про рекламу вовсе, а про то, как мне правильно в этой самой вводной части написать название компании. «Какая разница - главное ведь люди, команда. Названия приходят и уходят. Пишите, как больше нравится - D'Arcy или Leo Burnett», - вот буквально так и сказал мне Михаил Кудашкин, креативный директор компании (читайте, как больше нравится).
Как вам российская реклама? Она производит на меня впечатление, скорее, удручающее. Впрочем, если сравнить то, что сейчас, и 10 лет назад, то ситуация несколько улучшилась.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Хорошо, допустим, нет технологий, но мозги-то имеются... Как раз в этом-то все и дело. Самая основная проблема заключается в том, как люди мыслят, как они придумывают. Основное, что делает хорошую рекламу, что мне нравится, - это когда одна простая вещь сказана максимально простым языком. Когда нет ничего лишнего. И нужен здравый смысл. Допустим, здравый смысл, а еще? Чтобы быть хорошим рекламистом, надо быть очень наблюдательным человеком. Потому что когда общаешься с людьми, то подмечаешь что-то в поведении, в их отношении с продуктом. Некие детали, которые для них, безусловно, релевантны, которые имеют отношение к их жизни. Хотя сами они могут того не замечать. Это именно то, что сегодня называют инсайтом. И если с определенной изобретательностью ты это обыграешь в рекламе, то все получится. Стоп. Хорошая реклама должна выполнять простую и, согласитесь, топорную задачу — продавать. Все довольно цинично на самом деле, стоит ли морочиться с креативом? Eсли есть огромный медийный вес, то не надо гоняться за креативностью. В свое время для Philips проводили эксперимент. Было протестировано два ролика. Один - красиво снятый, «с идеей», одним словом, креативный... Хронометраж 30 секунд. А другой - попроще, но трехминутный, где очень подробно рассказали о продукте, перечислили все функциональные возможности, В общем, такой «Магазин на диване» - никто за креативностью не гонялся. И вот этот-то ролик продавал товар - если не ошибаюсь, эпилятор - гораздо лучше! Конечно, реклама нужна для того. чтобы поднимать продажи - это одна сторона медали. С другой стороны реклама - это непрошеный гость, которого никто не звал. Салтыков-Щедрин в свое время говорил: «Есть в России такие газеты - когда их принесут, то кажется, что дурак вошел». Не хочется
такой рекламы. Уж коли она к тебе вламывается и не спрашивает, хочешь ты этого или нет, то она должна быть хотя бы интересной. Мне кажется, что большинство рекламистов не представляют себе, как нужно разговаривать с аудиторией. Их надо учить современному коммуникационному языку. Не знаю, вот возьмем дедушку из «Любимого сада». Бездарно, пошло, но ведь яркий же образ. Это разве не признак хорошей коммуникации? Он цепляет. Возможно, но я такую рекламу делать не хочу. Реклама должна быть смешной? Не обязательно, просто я люблю смешную рекламу. Реклама должна давать эмоции. Это может быть смех. Или страх. А может, когда внутри что-то сжимается. Она не должна быть такой, чтобы ты посмотрел и не вспомнил - был ролик или не был ролик, о чем это? Что такое креативность? Способность решать нестандартные задачи. Это функциональная вещь. К примеру, когда ты что-то делаешь, у тебя есть определенная технология. Ты ее используешь, используешь, а потом бац - и упираешься в стенку. Стандартная технология не работает. Вот здесь надо проявить креативность. Любой человек с этим сталкивается. Например, делаешь домашнюю уборку, а у тебя за шкаф провалилась ложка. Чтобы ее достать, не передвигая шкаф, надо применить креативность. Или если ты менеджер по персоналу, а у тебя проблемы с людьми. Тогда надо пытаться мыслить нетрадиционно, чтобы не остаться одному как перст. В этом заключается креативность. В рекламе востребован определенный тип креативности. Чтобы быть хорошим дизайнером, нужен один тип креативности, хорошим арт-директором – другой. Еще очень важный момент, связанный с рекламой, - должны быть свобода и дисциплинированность, потому что если не будет свободы, то не будет творчества. А если нет дисциплины, то творчество будет растекаться и ничего не получится. В основе любого творчества лежит такое понятие, как концепт - то, что называется идеей. Поэтому, на мой взгляд, хорошая современная реклама очень близка к современному концептуальному искусству. Когда смотришь на некоторые образцы современной рекламы, то думаешь, что это вполне могло бы висеть на Венецианском биеннале. Та же реклама для «Бенеттон», к примеру. Да уж, может, мы просто еще не поняли, что реклама — это и есть современное искусство...
Вообще это такая алхимия, надо, чтобы все сошлось. На самом деле, чтобы ролик получился, требуется совпадение очень многих моментов. Первое - хорошая идея, которая пройдет все этапы согласования и будет продана клиенту, при этом не пострадав как идея. Это уже немало, ведь сплошь и рядом бывают конфронтации с клиентом. Правда, случается, что бьешься, отстаиваешь свою точку зрения, но в какой-то момент понимаешь, что прав клиент. Тогда, если в тебе достаточно профессионализма, то надо отступить. Но чаще бывает другое - клиент явно не прав, но уперся. Тогда твоя задача - учесть его комментарий таким образом, чтобы идея не пострадала в результате. Но бесконечно учитывать комментарии тоже нельзя. Любая идея - как живой организм: нельзя отрезать голову от одного и приставить к другому. Это только борьба за идею. Дальше надо найти такого режиссера, который тебя поймет, сможет в нее что-то внести. Дальше кастинг - подбор актеров. Потом важно, чтобы все срослось на съемках, потом перегон, монтаж и прочее. Столько элементов, которые должны совпасть. Мистика - должны звезды сложиться. Мне часто приходится слышать в агентствах, что у нас нет хороших продакшнов? Не согласен. У нас есть production-houses, работающие на европейском уровне, и режиссеры хорошие есть. Думаю, человек пять точно наберется. Беда в том, что нет молодых режиссеров. Та же история с креативом. Самая большая проблема - никто не толпится под дверями агентств. Никто не говорит: «Попробуйте меня, дайте снять рекламу, и вы поймете, что я такой классный, возьмите меня»». Так уж и никто? Конечно, ко мне приходят люди. Но я не страдаю от того, что толпы желающих осаждают офис агентства. Наверное, их встречает суровый Human Capital Manager и первым делом строго спрашивает, знают ли они английский... Ничего подобного, со всеми людьми, которые приходят в креативный отдел, я всегда общаюсь сам. Так что все страждущие могут звонить на reception и спрашивать меня. Какая сейчас самая дефицитная профессия на предмет наличия специалистов?
Я все время задаю себе вопрос, откуда берутся хорошие копирайтеры? Если с арт-директорами все более-менее ясно, то где взять копирайтера - загадка. У нас нет системы профессиональной подготовки людей этой профессии. А почему нет проблем с арт-директорами, но есть — с копирайтерами? Дизайнерское образование у нас таково, что их учат концептуально мыслить. Вообще это интересный момент - ни в одном институте нет такого предмета, как концептуальное мышление. Во всяком случае, я не слышал о таком. Возьмем журналистов. Как дизайнер или арт-директор, хороший журналист - это особый тип креативности. Копирайтер - тоже, но это другая креативность. Это вовсе не значит, что журналисты бестолковые, а вот копирайтеры - наоборот, очень продвинутые. Кстати, я не знаю ни одного журналиста, который стал бы хорошим копирайтером. Лучшие копирайтеры, которых я знаю: один закончил МАИ, другой получил философское образование, третий – филолог. Точно могу сказать, что хороший журналист должен уметь внятно и интересно рассказывать, для этого требуется определенный культурный бэкграунд. Кроме того, должна быть логика, нужно мыслить системно. Кстати, среди хороших журналистов очень много выпускников технических вузов. Ну вот, а для хорошего копирайтера системное мышление не очень нужно. Требуется, чтобы человек был всесторонне эрудированным. Для этого нужно прочитать какое-то количество книг в своей жизни, посмотреть какое-то количество фильмов. Он должен обладать не исчерпывающими знаниями в какой-то области, а знать немножко о том, как устроен атом, немножко о том, что такое гемодиализ, что такое грандж и кто такой Джон Войт. Такое мироощущение позволяет, когда работаешь с брифом, находить разные ассоциации в разных областях, тогда ты можешь родить этот самый концепт, идею. Нужно знать немного обо всем. С какого года вы в агентстве? С 1991-го, практически с самого начала. А как вы попали в D'Arcy? Случайно. Ларошфуко говорил, что выбор профессии - один из самых важных в жизни человека, но и тут чаще всего все решает случай. С Коптевым были знакомы? Нет, но я знал Сашу Нижельского, мы с ним учились вместе. Он тогда был в D'Arcy медиадиректором. Как-то воскресным утром он позвонил и спросил, не хочу ли я поменять работу. Я подумал - почему бы нет? Пришел, сделал тестовое задание - нарисовал какую-то раскадровку. Так и стал креативным директором и креативным отделом в одном лице. Сначала были адаптации? Да, безусловно. А первые оригинальные работы? Хорошие - ролики, снятые для «Марса». Один - про мальчика, который старушке помогал, он был придуман конкретно здесь. Второй - про человека, который сам построил магазин. Сценарий пришел из Лондона, остальное делали в России. Но самый первый ролик был снят для Промстройбанка. Это было нечто, Я бы дорого отдал сейчас за эту кассету. Изменилось что-то принципиально с того времени? Сейчас маркетинговые войны все больше и больше уходят в поле креатива. Именно там строятся бренды. Клиент понимает, что ему нужен бренд? Клиент - не абстрактное понятие, это всегда некий человек. Есть клиент, который понимает, а есть, который не понимает. Тогда мы учим их. Что такое бренд? Бренд - это образ, который рождается у тебя в голове, когда ты думаешь о продукте. К примеру, возьмем «Вольво». О чем вы думаете, когда видите эту машину или думаете о ней? Ну, это что-то дорогое и шведское... Стало быть, в России этот бренд еще не построен, потому что «Вольво» - это безопасность. Именно так бренд позиционируется во всем мире, тема безопасности настолько закреплена за «Вольво», что никакой другой автомобиль их в этом не догонит. С какими категориями продуктов интереснее всего работать? Мне кажется, с любым товаром, если ты сможешь найти интересный акцент. Я, например, не очень хорошо ориентируюсь в аудите или каких-то банковских делах. Поэтому не чувствую это так, как если мне доводится рекламировать чай, который я люблю и понимаю. Тем не менее, вовсе не обязательно быть любителем продукта, для которого создаешь рекламу. У нас вот есть два замечательных человека мужеского пола, которые делают хорошую рекламу для AIlways. но вряд ли они могут быть ценителями этого продукта. Можно предположить, что если они им и пользуются, то нетрадиционно - стол, к примеру, протирают, когда проливают кофе... Как насчет пива, это ведь очень высококонкурентный рынок, где невозможно выскочить за счет особых свойств продукта? Кстати, что происходит со «Старым мельником»? Сейчас все сместилось в сторону «душевно поработать - душевно отдохнуть». Вообще-то я считаю, что лучшее, что было сделано по «Старому мельнику» - это самая первая кампания - с огородом и с обоями, которую Наташа Богомолова придумала. Это была суперкампания. Согласна. Почему отказались от этого? Были проведены исследования, из них выяснилось, что наш герой просто алкоголик какой-то. Я уверен, что исследования были проведены топорно. Но также я знаю, что стоили они двенадцать квинтиллионов долларов. Это было веским аргументом. Все говорят, что реклама хорошая, но ведь исследования стоили двенадцать квинтиллионов долларов. Отчего так происходит? Все упирается в конкретных людей. Наши лучшие ролики про «Твикс» были сделаны во времена того человека в «Марсе», который настолько нам доверял, что говорил: «Делайте все, что считаете нужным». И не вмешивался. Почему вы взяли для Twix идею KitKat? Это было сделано из исключительно маркетинговых cooбражений, чтобы не позволить конкурирующему продукт выйти на рынок. Это было решение клиента, и мы его поддержали. Кто адаптировал фразу «Сделай паузу, скушай «Твикс»? Практически Сергей Иванович Коптев. Я был очень протэтого копилайна. ??? Это был абсолютно дословный перевод «Have a break, have a KitKat». Я бы сделал по-другому. Мне нравится, к примеру, слово «скушай». Вернемся к началу разговора, к удручающему впечатлению. Какой процент рекламы в эфире вас устраивает? С точки зрения наличия в эфире фестивальных работ – мизер. Что такое фестивальные работы? Это когда ты смотришь и думаешь: «Блин, вот это роли! Это фестивальная работа». Я не могу сказать, что наш эфир ими переполнен. Разве на Западе не та же самая картина? Конечно, у них на телевидении не идет сплошь фестивальная реклама. Но общий телевизионный уровень, мягко говоря, заметно выше. У нас же часто видишь такое... ужас просто. Подобного нет на Западе в принципе.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |