Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западный тип ментальности




1. Трансгрессивность интеллекта и психики в целом является преимущественной особенностью западного человека. Проявляясь как устремленность ко всему новому, неизвестному, она наполняет творения европейской культуры и цивилизации духом страстной порывистости. Трансгрессивность определяющим образом сказывается на морально-психологическом облике западного человека, волевого, «военно-спортивного», авантюристичного, часто агрессивного. Она заставляет его стремиться к освоению, изменению, покорению действительности, считать себя хозяином мира.

2. От трансгрессивности производна жажда новизны, регулярных перемен, отсутствие сильной привязанности к прошлому и культа традиции.

3. «Осевое время» обнаружило такую особенность западного менталитета, как отзывчивость к чужому, готовность ассимилировать новые культурные ценности, чьими бы они ни были. В последующие века это проявится с еще большей силой, когда в европейскую культуру войдут религиозные откровения евреев, математические достижения арабов, технические открытия китайцев и многое другое.

4. Развитость личностного начала, стремление выделять свое индивидуальное «Я» из общего «Мы», умение ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нравственную независимость, бороться за гражданские права и свободы становятся неотъемлемыми признаками западного человека и его мироотношения.

5. Слабая развитость адаптивных способностей, отсутствие гибкости, желания и умения приспосабливаться к обстоятельствам, хрупкость внутренних структур индивидуального «Я».

6. Привязанность к своему самоценному, уникальному индивидуальному «Я» порождает в качестве постоянной экзистенциальной доминанты явно выраженный страх смерти как абсолютной гибели этого неповторимого «Я».

7. Преимущественно бинарно-оппозиционный характер констатации и оценок, стремление акцентировать внимание на выявлении противоположностей добра и зла, истины и лжи, рационального и иррационального и т. д. Повсеместные обнаружения


альтернативных логосов препятствовали восприятию реалий как моносистем и регулярно ставили европейское культурное, философское, моральное, правовое сознание в ситуации вынужденного выбора. Возникавшие при этом затруднения оценочно-избирательных предпочтений мобилизовали интеллектуальные резервы субъектов и тем самым стимулировали и ускоряли развитие европейской цивилизации.

8. Преобладание преимущественно рационалистических ориентации, превозношение разума в качестве высшего авторитета способствовало тому, что логика аналитического расчленения сущего на составные элементы довлела над попытками к целостному, синтетическому мировосприятию.

9. Практицизм ориентации, способность погружаться в практическую деятельность с головой и видеть в этом призвание и смысл жизни оборачиваются частым забвением высших духовных истин, превращают европейца в деятеля, чьи поступки легко приобретают имморальную и противоправную окрашенность.

10. Стремление расчленять единую поведенческую акцию на цели и средства, превращая те и другие в разные фрагменты атомарного мира, способствовало имморализации и криминализации социальной практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.