Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Реализация норм права

План:

1. Действие норм права в пространстве, во времени, по кругу лиц;

2. Понятие реализации норм права и её формы;

3. Применение норм права, как особая форма их реализации;

4. Акты применения норм права, понятие, виды;

5. Особенности применения норм права при их коллизии и пробелах в позитивном праве;

6. Понятие и виды толкования норм права;

7. Эффективность действия юридических норм.

1. Действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц:

 

Правовое регулирование – стадия действия юридических норм. Пределы правового регулирования – ограничивает вопрос.

Юридические нормы имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

Временные рамки действия правовых норм:

В учебниках:

1) Как действия нормативно правовых актов, но это только один источник, то, что справедливо для них то и для всех;

2) Правовые акты могут «действовать во времени».

 

Действие юридических норм во времени, вопросы:

1. Вступление нормы в силу;

2. Прекращение действия юридических норм.

 

Осуществляются по двум направлениям, способам:

 

1. Они могут вступать в силу согласно общему правилу предусмотренного для данного вида источников юридических норм. (Пример: ФЗ, нормы вступают в силу по истечению 10 дней после официального опубликования, законы субъектов Федерации, другие общие правила);

2. Юридические нормы вступают в силу с момента предусмотренного самим актом правотворчества и совпадающим с общим правилом. (Пример: 1 часть ГК 8.12.1994 г., по общему правилу она должна вступить 18.12., нормы вступили в действие с 1. 01.1995 г.).

Но! Момент вступления в силу может определяться как конкретной даты, так и указания на вступление юридического факта, точные временные границы в отношении которого не установлены.

(Пример: Глава 17 1 часть ГК - это глава вступит в силу после принятия Земельного кодекса РФ).

Обычно акты правотворчества до вступления в силу подлежат обязательному опубликованию, его источником является: СМИ, которое официально определено (Российская газета, Собрание законодательства РФ) – опубликование Федеральных актов в иных источниках – неофициально – не приводят к последствию о вступлении в силу. Эти источники официально установлены.

Нормативно правовой акт опубликован, он вступает в силу, но, как правило, в большинстве случаем между официальным опубликованием и вступления в силу, проходит определённое время.

Необходимо:

а) Адресаты юридических норм должны в полном объёме с ним ознакомиться;

б) Для того чтобы принятые нормы начали действовать, от публичной власти требуется «приготовление». (Пример: в ФЗ содержатся указания на то, что юридические факты должны быть оформлены юридическими документами, устанавливается срок для разработки (бланки деклараций)).

После начала действия норм они порождают юридические последствия. Но они могут действовать неодинаково.

 

Принципы действия юридических норм после принятия:

 

1. Перспективное действие юридических норм;

2. Немедленное действие;

3. Обратное действие;

4. Ультра (переживание) действие.

 

1. Перспективные – они распространяются только на те правовые отношения, возникающие после вступления нормы в действие;

2. Немедленное действие – нормы права распространяются не только на те правоотношения, которые возникнут после вступления норм в силу, но также на те правоотношения, возникшие раньше, но в части тех прав и обязанностей участников правоотношения, которые возникли после вступления нормы в силу;

3. Обратное действие – когда юридические нормы распространяются на те правоотношения, которые возникли до их вступления в силу, но при этом пересматривают, ревизуют права и обязанности участников правоотношений с момента возникновения.

(Пример: Уголовное право. Обратная сила при смягчении наказания).

Как правило, обратную силу юридических норм не принимают, т.к. возникает неуверенность.

(Пример: Не правовое придание правовой силы: дела Рокотовых, финансовые преступления. Хрущёв ввёл смертную казнь и применил обратную силу).

4. Ультра действие юридических норм – тогда, когда норма права перестаёт действовать на те правоотношения, которые возникнут в будущем, но продолжают регулировать длящиеся правоотношения.

(Пример: если уголовный закон усиливает наказание, то тон распространяется на деяния, которые будут в будущем. Поэтому в РФ два кодекса: РФ; РСФСР.

 

Момент прекращения действия:

Способами:

1. Истечение срока (на которое было рассчитано действие правовой нормы).

(Пример: ФЗ о бюджете);

2. Прямое прекращение действия юридических норм, пряма отмена (уполномоченные субъекты принимают специальные акты, которые прекращают действие (т.е. императивная норма – действует опосредовано).

(Пример: ГК, ФЗ о введении в действие ГК; статья 2 признать утратившим силу кодекс РСФСР).

3. Фактическая отмена правовых норм. (Тогда, когда нормы прямо не отменяются, но норма утрачивает свою силу в силу принятия новых нормы или такой же или высокой силы, которая по другому регулирует эти правоотношения.

(Пример: ФЗ о введении в действие ГК статья 2 часть 4 (или наоборот).

Осуществление (действие) в пространстве:

 

Варианты:

 

1) Нормы распространяют своё действие на всю территорию, на которой осуществляется правовое регулирование).

(В учебниках приоритет отдаётся национальному праву, а не международному).

2) Норма действует только на части территории, на которой осуществляется правовое регулирование.

(Пример: РФ нормы, распространяющие на части федерации – это такие, которые создаются субъектами федерации).

 

Действие норм по кругу лиц:

Тесно связано с пространством.

 

 

Варианты:

 

1. Юридические нормы распространяются на всех лиц территории.

(Пример: земной шар – нормы международного права);

2. Юридические нормы распространяют своё действие лишь на определённую группу субъектов.

(Пример: нормы, регулирующие правовое положение государственных служащих).

(Сложность – то, что надо брать исходную единицу). Это территориальное действие юридических норм, означает, что определённый круг субъектов наделяется полным или частичным иммунитетом.

 

2. Понятие реализации норм права и её формы:

 

1. Первый этап действия – это вступление в силу, а реализация это – завершающий этап их действия.

Действие (вступление в силу) - реализация (это воплощение их предписаний в правомерном поведении субъектов; необходимо: юридические факты).

 

Формы реализации:

 

1. По характеру и направленности правореализуещего поведения:

а) Использование права;

б) Исполнение;

в) Соблюдение;

г) Применение юридических норм.

 

а) Использование – это такая форма их реализации по средствам, которых осуществляются субъектом, юридические права участников правоотношений;

б) Исполнение – это такая форма реализации, когда осуществляются активные юридические обязанности (Пример: купля – продажа);

в) Соблюдение - это форма, когда осуществляются пассивные юридические обязанности, которые требуют воздерживаться. (Пример: юридический запрет);

г) Рассматриваются отдельно.

 

Проблема понятия и форм реализации норм – дискуссионная.

 

Проблемы:

1. Можно ли считать реализацию норм права, правомерное поведение норм, которые руководствуются здравым смыслом, поступает правильно, но не знает о юридических нормах.

Формы реализации:

 

Возможны ли реализации юридических норм вне правоотношений?

По субъекту осуществляемой реализацией: физические, юридическим лицам. Форм много. Их рассматривают в теме правомерного поведения.

 

Эта форма характеризуется рядом специальных особенностей, когда другие формы.

 

Особенности:

 

1) Наличие у субъектов, которые применяют нормы права (правоприменители) публично - властных полномочий, т.е. государственно-властные. (Одна из разновидностей публичной власти, вторая – органы государственного управления. Но если они не входят в государство, то лучше говорить публично властные отношения);

2) Эти публично властные полномочия используются для разрешения конкретных юридических дел, т.е. они обеспечивают реализацию субъектов прав и обязанностей участниками правоотношения), изменение норм права имеет организационный, управленческий характер);

3) Оно осуществляется в особых процедурно – процессуальных нормах (процедура регламентирована, следовательно, позволяет свести к минимуму ошибки, произвол правоприменителя);

4) Её результатом является властные индивидуально юридические предписания (акты применения норм права). Они обязательны для участников правоотношений, которым они адресованы).

 

3. Применение норм права, как особая форма их реализации:

 

Применение норм права – это осуществление в процедурно – процессуальной форме организующую деятельность компетентных субъектов, наделённых публично – гласными полномочиями, но разрешений конкретных юридических дел и вынесению индивидуальных властных предписаний (акты применения норм права), обязательных для их адресатов.

 

Причины в потребности правоприменения:

 

1. Когда между субъектом правоотношений возникает (юридический) спор, который они не могут разрешить самостоятельно.

Субъект принимает акты, спор разрешается;

2. Когда определяется и реализуется мера государственного принуждения. (Пример: совершил человек преступление, необходимо установить меру наказания, суд принимает правоприменительный акт);

3. Для официального установления определённых юридических фактов (факт смерти, заключение брака);

4. Когда органам публичной власти необходимо возникновение, изменение правоотношений. (Пример: военнослужащий претендует на получение звания, факты существуют. Необходимо решение Министерства Обороны).

Фактов применения много. Юридические дела всегда уникальны, но, несмотря на огромное количество, факты объединяются тем, что правоприменение проходит общие стадии.

Стадии:

(В литературе – разное количество).

1. Стадия определения фактических обстоятельств рассматриваемого дела (устанавливаются юридические факты);

2. Стадия выбора юридической нормы регулирующее данное дело. «Стадия юридической квалификации».

На этой стадии правоприменитель выбирает норму, содержание мыслительная операция, т.е. критика норм:

а) Низшую;

б) Высшая критика.

а) Низшая критика – заключается в проверке словесно – документального изложения нормы (опечатки, ошибки), (источники официальной публикации);

б) Высшая критика охватывает:

1) Проверка подлинности нормы (правоприменитель определяет, действительно ли полный, действующий пакет на момент её применения);

2) Проверка правомерности юридического акта, содержащей норму;

3) Правоприменитель проверяет действие нормы во времени, пространстве, кругу лиц.

3. Стадия принятия решения по рассматриваемому делу. Перевод правил изложенных в юридических нормах в индивидуализированное предписание (акт применения норм права), (очерчиваются права (обязанности)).

Пример: акт государственной регистрации прав купли-продажи недвижимости, влечёт прекращение у собственника и возникновение у покупателя.

 

4. Акты применения норм права, понятие, виды:

 

Акты применения норм права (правоприменительный акт). Акты применения норм права – это издаваемое правоприменителем индивидуальное, властное предписание обращения конкретным участникам правоприменения и для них обязательное.

Юридически обязательны, следовательно, за нарушение государственное принуждение. Сходство юридических норм и правоприменительных актов.

 

Отличие:

1. Индивидуально - применительные акты рассчитаны на урегулирование конкретной ситуации, а юридическая норма – все типичные ситуации;

2. Индивидуальный акт образует к конкретным, персонифицированным адресатам, а юридическая норма – нет;

3. индивидуально правовой акт распространяется на конкретную ситуацию и прекращается когда совершится.

 

Акты применения норм права квалифицируют по:

1) Взависимости от характера властных полномочий правоприменителя:

а) Акты органов публичной власти;

б) Акты иных правоприменителей, которым властные полномочия делегированы органами публичной власти. (Пример: третейские суды (не органы публичной власти, но могут принимать решения)).

 

1. Органы государственного аппарата:

1) От функции:

а) Законодательные власти;

б) Исполнительные;

в) Судебные.

2) По порядку принятия выделяют:

а) Акты коллегиальных органов (коллегиально судьями; решения Государственной Думы о снятии неприкосновенности). Правоприменению решения необходимо: кворум, количество субъектов;

б) Единоличные правоприменительные акты (Пример: решение мирового судьи по гражданскому делу).

3) По форме изложения акта:

а) Устные правоприменительные акты (Пример: предупреждение инспектора, взимание административного штрафа за безбилетный проезд);

б) Письменные (Судебные решения);

в) Конклюдентные (знаковые) правоприменительные акты, которые выражаются определёнными символами. (Пример: светофор, пограничные суда подают сигналы);

а), б) – некоторые учёные отрицают вообще. Но: устные акты менее предназначительны, но бывают случаи, когда без устного правоохранительного акта обойтись нельзя. (Решение суда письменного – провозглашаются устно (обязательно).

Конклюдентные:

Основания: в силу причин (Пример: оперативно даётся адресату, но он отдалён (шумовые помехи)). Их законность проконтролировать. (Свидетели). Дальнейшее решение фиксируется в письменной форме. (Капитан подал звуковой сигнал, следовательно, зафиксировали в журнале, значит, контроль возможен).

Устная – дополнительная для письменной формы. Правоприменения устных актов нет, если гаишник остановил и сказал предписание, юридических последствий это не несёт, а правоприменительные акты всегда вызывают. Световые сигналы светофора не правоприменительные акты т.к. не мыслит, когда он в автоматическом режиме.

Штраф устного правоприменения нет т.к. всегда выписывается квитанция.

4. По характеру воздействия на правоотношения:

1. Регулятивные правоприменительные акты с помощью, которых реализуются регулятивные нормы.

(Пример: регистрация брака);

2. Правоохранительные – с помощью которых, реализуются охранительные нормы предписания (решения суда).

Любой акт применения норм права должен быть законным, для реализации норм принципов и не противоречить: его содержание должны учитывать обстоятельства дела.

Правоприменительный акт имеет подзаконный характер. (В форме законов могут приниматься индивидуальный властный характер).

 

5. Особенности применения норм права при их коллизии и пробелах в позитивном праве:

 

Особенности правореализации:

Правоприменитель может столкнуться с проблемами:

Первая проблема:

 

Коллизия юридических норм – это столкновение, противоречия между действующими нормами права по-разному регулирующее одно и тоже правоотношение.

Причины:

1. Объективные – регулируемые правоотношения имеют определённую продолжительность существования во времени. Одно и тоже правоотношение может подпадать под действия норм, принятых в разные времена – вытянутость во времени.

Пространство может подпадать под юрисдикцию нескольких органов публичной власти – вытянутость в пространстве;

2. Субъективные: изъяны юридической техники правотворчества (правотворец не согласовал их друг с другом).

По характеру коллизии:

а) Иерархические;

б) Содержательные;

в) Темпаральные (temp с латинского – время);

г) Пространственные.

Обнаружив коллизии правоприменитель должен преодолеть, для этого выработаны особые коллизионные нормы (нормы «аналоги»):

а) Иерархические коллизионные нормы. Они имеют место тогда, когда между собой сталкиваются, конкурируют правовые нормы, обладающие разной юридической силой. (Пример: международное право; часть 3 статья 76 Конституции (в том случае если противоречие ФЗ и ФКЗ – принимают ФКЗ: часть 5 статьи 76 Конституции; часть 6 статьи 76 Конституции РФ, статья 2,4 Земельного кодекса РФ)).

Содержательные коллизионные нормы. При которых сталкиваются общие, специальные и исключительные правовые нормы;

Общие нормы – заключающие единый порядок правового регулирования в данной сфере общественных отношений;

Специальные нормы – это такие, которые устанавливают определённые изъятия из общего из общего порядка правового регулирования;

Исключительные – это такие, которые устанавливают изъятия из общего и специального порядка правового регулирования. (Пример: общий правовой статус граждан).

Специальные нормы – предусматривающие отраслевой правовой статус субъектов правоотношений.

Правила коллизионные:

а) В случае коллизии между общим субъектом и исключительными нормами, исключительные нормы обладают приоритетом перед общими и специальными; а специальные перед общими;

б) В случае конкуренции между общими, специальными и исключительными нормами, приоритету реализации подлежат общие нормы, следовательно, нужно устанавливать какое - а), б) действует в конкретном случае, т.е. какая из норм закреплена в источнике, которые он будет применять:

а) Она проста тогда, когда конкуренция в одном и том же источнике, но когда конкуренция между различными источниками, то действует следующее правило:

Не действовать, а «б».

Кодифицированные нормативно правовые акты, кодексы – придают большую юридическую силу. (В Гражданском праве, кроме Конституции, главный источник ГК).

Во всех случаях, кроме иерархических, сталкиваются нормы, обладающие одинаковой юридической силой.

1. Темпаральные коллизии - когда между собой конкурируют нормы, вступившие в силу в разное время.

(Норма) Правило:

1. Применению подлежат те юридические нормы, которые вступили в силу позднее.

(Пример: часть 2 статья 12, так как закон или иной нормативный акт прекращает своё действие в связи с вступлением в силу правовой нормы; декабрь 1990 года: Верховный совет РСФСР – закон «О собственности», «О предпринимательстве», так было по-разному определено право/обязанность смешанных товариществ. (Собственность (имущество) долевая собственность) эти законы были приняты вместе. Какой принимать? Принимали, какой хотели, следовательно, коррупция).

2. Пространственные коллизии – это когда конкурируют нормы регулирования правоотношения, подпадающие под юрисдикцию разных субъектов правотворчества.

(Пример: преступления начато на одном, совершено в другом УП: РФ нормы, Международные договоры).

Они возникают либо в международном праве, либо в сложной Федерации (Т.е. каждый субъект обладает своей юрисдикцией в Гражданском праве, у нас было в Советском союзе).

Правоприменитель выявил такой вид коллизий.

Средство борьбы: пространственные – не преодолеют правотворчество.

3. Пробелы в позитивном праве.

Пробел - это отсутствие у правовых норм необходимых регулированию возникшего правоотношения.

В литературе говорят: пробелы в позитивном праве, а вообще «пробелы права». Это связано с нормативным правоотношением, т.к. нет норм, следовательно, нет права.

Причины пробелов:

 

1) Объективные: правовые правоотношения динамично развиваются, а система законодательно статична;

2) Субъективные: ошибки в процессе правотворчества, прямой умысел (не собирается регулировать пробелы правоприменитель).

 

Виды пробелов:

1. По времени возникновения:

а) Предварительные пробелы – это такие, которые существовали до издания юридических норм, но там и не восполненные ими;

б) Последующие – это те, которые возникают в позитивном праве после вступления норм в силу. (Появляется акт, система законодательства развивается, не может регулировать появившиеся правоотношения).

2. От воли (умысла) субъекта правотворчества:

а) Непреднамеренные;

б) Умышленные.

Непреднамеренные - это такие, которые субъект правотворчества заранее не предполагается;

Умышленные – это те, которые возникают в результате стремления, воли субъектов правотворчества.

2. От масштабов пробела:

а) Полные пробелы – это когда вообще отсутствуют какие-либо нормы регулирующие вид общественных отношений;
б) Частичные пробелы – когда отсутствует группа норм необходимых для регулирования общественных отношений.
(Пример: полный пробел – нормы, регулирующие нормотворческую продукцию, альтернативная служба в армии).

Частичная – регулирование авторских прав.

Правоприменитель не может отказаться от удаления нормы. Суд не может от дела пробела. Пробел в законе равен пробелу в праве.

 

Преодоление пробелов:

Самый главный вариант – правотворческая деятельность, но она требует время, следовательно, не всегда получается, чтобы преодолеть на практике пробел, следовательно, два способа преодоления пробелов даёт правоприменитель:

1) Аналогия закона;

Аналогия закона – это способ преодоления пробелов, когда для регулирования (преодоление пробелов) правоприменитель использует нормы схожие, похожие (т.к. сходные правоотношения – презумпция – должны регулироваться одинаковыми нормами).

Аналогия закона закреплена во всех правовых системах, даже в России.

Часть 1 статьи 6 ГК закрепляет использование аналогии (гражданского) закона при пробелах;

Часть 3 статьи 23 ГК к предпринимательской деятельности лиц принимаются нормы, которые принимаются к юридическим лицам.

Можно воспользоваться не всегда, (например, при отсутствие норм регулирующих похожие ситуации).

Аналогия права – это способ преодоления пробелов, когда правоприменитель для регулирования правоотношения, которые правоприменитель для регулирования правоотношения, которые не закреплены в юридических нормах, он отражается на принципах права.

Использование аналогии права требует высокой правовой культуры, юридической техники, чем к аналогии права (т.к. правоприменитель редко принимает, т.к. боятся, что решения могут отменить).

Часть 2 статья 6 ГК возможность применения аналогии права существует.

Это способы практического устранения пробелов.

Применение права по аналогии (в некоторых сферах законодательства есть запрет на применение аналогии при пробелах.

(В отраслях публичного права – Уголовное право). Запрет там и тогда, когда речь идёт о применение мер государственного принуждения применения аналогии запрещается. (Например: нет преступления, если оно не указано в законе).

(Исключение, пример: применение в законе аналогии, УК 1922 года – допускал применение норм по аналогии).

Но всё же в науках существуют дискуссии, что аналогия применима к институтам общей части, смягчающее наказание.

 

6. Понятие и виды толкования норм права:

 

Вторая стадия правоприменительной деятельности – толкование.

Толкование (обычно) – это мыслительная деятельность по их уяснению (юридических норм), а в необходимых случаях и по их разъяснению содержания для их субъектов.

Это важная сфера деятельности т.к. вся сфера деятельности подвергается толкованию, из-за чего это?

Причины потребностей толкования:

 

1) Юридические нормы – общие абстрактные правила поведения, они фиксируют в своём содержании наиболее типичные важные особенности правоотношения (т.е. устанавливаются общие модели поведения). Любое правоотношение неповторимо – так как содержат массу индивидуальных особенностей.

Цель: а подпадает ли правоотношение под содержание правового отношения, под действия тех или иных норм. В какой части распространяются?

2) Юридические нормы, позитивные право – это системное образование, следовательно, взаимодействуют друг с другом. Чтобы правильно применить норму, необходимо выяснить её положение в системе. Это невозможно без толкования;

3) В процессе создания юридических норм используется многозначные слова, выражения, термины. В каком значении использованы категории, (субъектом правотворчества), какое значение их правоприменитель вложил. Без этого нельзя обойтись, без толкования.

(Пример: понятие «потребитель» в различных сферах законодательства разные понятия. Потребитель (по закону о защите прав) – это то, что не является предпринимательством.

В другой сфере потребитель – это юридические лица (а не физические).

4) Из-за изъянов (недостатков) юридической техники субъекты правотворчества, следовательно, формулировки имеют расплывчатый характер.

(Пример: статья 3 так как – запрещение дискриминации в труде).

Никто не может быть ограничен, независимо от пола…

- Воспитание ребёнка это права или обязанности.

 

Виды толкования:

 

1. В зависимости от того к кому обращён результат толкования.

а) Толкование – уяснение. Субъект толкует норму для себя (пример: сам читаешь, уясняешь норму);

б) Толкование – разъяснение. Субъект толкует норму для иных лиц, субъектов. (Пример: когда обращаются с просьбой объяснить норму).

2. По объёму результатов толкования:

а) Буквальное;

б) Расширительное;

в) Ограничительное.

Буквальное – это тогда, где результат толкования полностью соответствует словесной формулировки (конституционные нормы).

(Пример: глава РФ – президент).

По общему правилу принадлежат «закрытые перечни» толкуются буквально.

(Статья 105 УП «Ответственность за умышленное убийство».

Предусматривает перечень смягчающих обстоятельств, расширить формулировку нельзя). Закрытые когда есть.

Расширительное – это когда результат, смысл толкуемой нормы шире, чем её словесная формулировка.

(Пример: все равны перед законом и судом, когда люди взаимодействуют с органами государственной власти – они равны. Расширительно толкуем тогда, когда есть открытые перечни); (статья 61 УК определяет смягчающие обстоятельства, часть 2 статья 11 Конституции РФ, не только органы субъектов, но и другие органы: Федеральные).

2. Ограничительное толкование тогда, когда смысл нормы уже, чем её словесная формулировка.

(Пример: статья 151 УК вовлечение несовершеннолетних в совершение систематического употребления алкоголя, занятие проституцией).

Каждый субъект может быть привлечён к ответственности даже несовершеннолетний, привлекаемый другого несовершеннолетнего. Мы можем толковать ограничительно, так как только совершеннолетний.

 

3. В зависимости от юридической силы результатов толкования:

1) Юридически обязательное (официальное) толкование, которое даётся специально уполномоченными субъектом и результаты которого обязательны для использования субъектами, которыми эти результаты адресованы.

 

В зависимости, на какой круг субъектов распространяется результаты:

а) Нормативное официальное толкование;

б) Казуальное официальное толкование.

Официальное нормативное толкование, оно распространяется на неперсонифицированный круг субъектов, рассчитано на заранее неограниченное число случаев их использовании.

(Пример: конституционный суд даёт толкование, обязательное для всех субъектов).

Официальное казуальное толкование - это, когда результаты обязательны лишь для конкретного юридического дела и для персонифицированных субъектов).

(Пример: суд, рассматривающий конкретное гражданское дело).

2) Юридически необязательное (неофициальное) толкование. Этот вид деятельности могут занимать любые субъекты без наличия полномочий, поручения. Результат юридической силы не образуют.

1. В зависимости от точности, адекватности толкования:

а) Объединенное;

б) Компетентное;

в) Доктринальное толкование.

Объединенное даётся лицами, не обладающими специальными юридическими значениями;

Компетентное даётся субъектами, у которых есть (обладающими) специальными юридическими знаниями, обычно занимающиеся профессиональной юридической деятельностью.

(Пример: толкование адвокатов).

Доктринальное толкование даётся юристами учёными. Имеет высокий авторитет, несмотря на его юридическую необязательность, к ним обращаются.

Способы толкования (использование приёмов, правил).

В литературе нет единства мнения.

1. Грамматический способ;

2. Систематический способ;

3. Исторический способ;

4. Теологический (целевой) способ (теология – учение о цели);

5. Специальный юридический способ;

6. Логический способ.

1. Грамматический способ – содержание юридической нормы, смысл уясняется в результате анализа словесной структуры текста. (Любая норма всегда выражается словесно). Толкователь анализирует структуру.

(Пример: союз «и» соединительный/разделительный, статья 8);

2. Систематический способ, когда смысл юридической нормы выясняется путём (выяснение места) определения места функций в системе других юридических норм).

(Пример: статья 151 УК – ограничительное толкование.

3. Исторический, когда уяснение смысла юридической нормы происходит уяснением причин и условий, которые породили данную норму, сопоставления её текста с текстом ранее действующих норм этому вопросу.

(Пример: вчера законодательное собрание Омской области. О прекращении полномочий депутата, ФЗ «об общих принципах организации, 7 мая 2003 г. были внесены изменения: пункт 1 статья 12 депутат законодательного органа субъекта федерации не может быть депутатом, если совмещается государственная должность.

Но: статья 2 ФЗ, который внёс изменения, настоящий закон вступает в силу после опубликования (в мае), следовательно, депутаты, которые были избраны до срока – не попадают под увольнение. С такой формулировкой выступил один из депутатов. До момента вступления закона, эти ограничения действовали.

 

7. Эффективность действия юридических норм:

Правое регулирование – целенаправленная деятельность на упорядочение, эффективность действия рассматривается как соотношение цели и результата.

 

Чтобы реально устанавливать, нужно:

 

1) Та цель, которую ставит субъект при правотворчестве, должны быть реальной.

(Пример: собственник имущества при краже в СССР «получал» возможность получить полную комплектацию).

Те социальные затраты (издержки), которые необходимы в процессе создания норм.

(Пример: норма, цель достигнута, но на это ушло много затрат).

1. В зависимости от характера получения результата:

а) Фактическая эффективность – это реальное изменение в общественном отношении, которое планировал субъект;

б) Юридическая эффективность – это те изменения о правовой сфере. (Реальность прав и свобод).

На практике эффективность рассчитывают формулами.

 

На эффективность реализации правовых норм, влияют следующие факторы:

 

1) Правильный выбор необходимых юридических средств. (Определения способа, методов, типов правового регулирования);

2) Состояние позитивного права (т.е. оно должно быть без пробелов);

3) Их непротиворечивость с иными регуляторами (социальным нормам);

4) Информированность, надлежащая адресату (т.е. информированность).

Вывод: эффективность действия правовых норм – это практическая проблема.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Орытынды | С 26 июля 2014 года открывается Большой турнир Манчкин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.