Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И лиц без гражданства 2 страница




9. К лицам без гражданства, т.е. с учетом абз. 3 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, к лицам, не являющимся гражданами РФ и не имеющим доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, применение общего правила, установленного п. 2 комментируемой статьи, невозможно в силу отсутствия у них гражданства. При таких обстоятельствах обращение к праву государства, в котором лицо без гражданства имеет постоянное место жительства, является единственным надежным основанием выбора права государства, с которым данное лицо имеет достаточно устойчивую связь. Поэтому п. 4 комментируемой статьи коллизионный вопрос о праве государства, подлежащего применению к условиям заключения на территории РФ брака лицом без гражданства, разрешает в пользу законодательства государства, в котором указанное лицо имеет постоянное место жительства. Этот в общем целесообразный и апробированный в мировой практике способ решения такого коллизионного вопроса принят во многих странах мира <1>.

--------------------------------

<1> Такой способ традиционен и для российского законодательства. В частности, при решении вопросов личного статуса лиц без гражданства аналогичный способ предусматривала ст. 123.1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525) в отношении гражданской дееспособности таких лиц, и в настоящее время данный способ применен для определения личного статуса указанных в ст. 1195 ГК РФ лиц.

 

Для практической реализации п. 4 комментируемой статьи существенное значение имеет определение критериев установления постоянного места жительства лица без гражданства. Представляется, что основным способом установления постоянного места жительства такого лица может стать выявление его намерения рассматривать свое место нахождения в том или ином государстве как постоянное, а не временное. Данное намерение такого лица может быть выражено в получении им официального документа, разрешающего его проживание в конкретном государстве, к примеру, в Российской Федерации - разрешения на временное проживание <1> или вида на жительство <2>. Нельзя рассматривать факт получения визы какого-либо государства или регистрации по месту пребывания как намерение лица без гражданства рассматривать свое пребывание в конкретном государстве в качестве постоянного места жительства <3>.

--------------------------------

<1> Вопрос об отнесении факта наличия разрешения на временное проживание к фактам, подтверждающим постоянное место жительства лица без гражданства на территории РФ, достаточно спорен. Однако представляется, что в целях обеспечения разрешения коллизионного вопроса о выборе права, подлежащего применению, в отдельных ситуациях, к примеру когда у лица без гражданства нет постоянного места жительства в других государствах, следует опираться не на формальные признаки, а на оценку в совокупности разных факторов, позволяющих установить реальную связь такого лица с Российским государством. Следует учитывать, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ разрешение на временное проживание подтверждает право лиц без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, т.е., кроме как предварительно получив разрешение на временное проживание, лицо без гражданства не сможет формализовать закрепление своей правовой связи с российским государством путем получения вида на жительство. При этом данное разрешение может быть оформлено не только в виде отметки в документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, но и в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

<2> Вид на жительство подтверждает право лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории РФ, так как только в течение срока действия указанного разрешения и при наличии законных оснований лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

<3> Как правило, трудностей по определению намерения лиц без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию по российским визам, не возникает, так как при оформлении этих виз подтверждается временный характер их пребывания на территории РФ. В частности, с учетом п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ временно пребывающее в Российскую Федерацию лицо без гражданства обязано выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

 

10. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи не устанавливают требования о соблюдении ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 комментируемой статьи содержит нормы общего характера, имеющие первичное значение по отношению к нормам п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, которые устанавливают особенности определения подлежащего применению права относительно конкретных ситуаций. При этом в п. 2 комментируемой статьи непосредственно подчеркивается, что для каждого лица (т.е. независимо от наличия того или иного гражданства либо его отсутствия), вступающего в брак, условия заключения брака на территории РФ определяются с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Поэтому заключение на территории РФ брака лицом, являющимся гражданином нескольких иностранных государств, или лицом без гражданства, имеющим постоянное место жительства в иностранном государстве, должно допускаться только при условии отсутствия перечисленных в ст. 14 СК РФ обстоятельств, препятствующих заключению такого брака.

11. Коллизионные нормы об условиях заключения брака содержат многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша, Исламской Республикой Иран, Финляндской Республикой и другими государствами <1>. При этом в отличие от содержащихся в таких международных договорах коллизионных норм о форме заключения брака коллизионные нормы об условиях заключения брака в некоторых международных договорах РФ отличаются от норм, содержащихся в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского семейного права и должны применяться правила соответствующего международного договора РФ (см. комментарий к ст. 6 СК).

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.

 

Например, в п. 2 ст. 22 Договора с Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам <1> указано, что условия заключения брака для граждан РФ и граждан Финляндской Республики определяются законодательством государства - участника данного Договора, на территории которого заключается брак, если хотя бы один из вступающих в брак является гражданином этого государства или имеет на его территории место жительства. Поэтому при заключении в России браков между гражданами РФ и гражданами Финляндской Республики условия заключения брака для последних будут определяться не в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, а в соответствии с п. 2 ст. 22 названного Договора (т.е. не по законодательству Финляндской Республики, а по законодательству РФ).

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 487 - 495.

 

Статья 157. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

 

Комментарий к статье 157

 

1. Комментируемая статья регулирует отношения, возникающие в связи с заключением так называемых консульских браков <1>, т.е. браков, заключаемых в дипломатических представительствах или консульских учреждениях одного государства на территории другого государства.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

 

<1> Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 299.

 

2. Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений (посольство или миссия), которое находится на территории другого государства. Этот орган внешних сношений учреждается на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого государства для поддержания постоянных официальных контактов и выступает от имени учредившего его государства. Деятельность дипломатических представительств большинства государств, в том числе России, определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. <1>, а в части выполнения такими представительствами консульских функций - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. <2> (ст. 3). При этом деятельность дипломатических представительств РФ регулируется также Положением о посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 <3>, а в части деятельности консульских отделов дипломатических представительств - Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <4>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

<2> Сборник международных договоров СССР. М., 1991. Вып. XLV. С. 124 - 147. Данная Конвенция вступила в силу для Российской Федерации в 1989 г.

<3> СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.

<4> СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

 

Если основная деятельность дипломатических представительств направлена на обеспечение дипломатических отношений между государствами, которые носят представительный, политический характер, являются формой взаимодействия государств, то консульские учреждения непосредственно предназначены для обеспечения защиты прав и интересов граждан одного государства на территории другого <1>. Деятельность консульских учреждений регламентируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., а деятельность консульских учреждений РФ <2> наряду с данной Конвенцией определяется также Положением о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <3>, Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации". Полномочия консульских учреждений РФ на государственную регистрацию за пределами территории РФ актов гражданского состояния, включая регистрацию заключения браков, закреплены дополнительно в ст. 5 Закона об актах гражданского состояния.

--------------------------------

<1> В частности, консульские учреждения совершают в отношении граждан своего государства акты бесспорной юрисдикции (нотариальные действия и регистрацию актов гражданского состояния), охраняют интересы своих граждан на случай смерти, интересы несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства.

<2> В данном случае под "учреждением РФ" понимается не организационно-правовая форма юридического лица в смысле ст. 120 ГК РФ, а общее название для различных форм консульских учреждений, как это следует из п. 1 ст. 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. ("консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство).

<3> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

 

Следует иметь в виду, что консульские отношения, предусматривающие учреждение консульств, могут быть установлены и в отсутствие дипломатических отношений. При этом согласно п. 3 ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. непосредственный разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва отношений консульских <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о дипломатических представительствах и консульских учреждениях см.: Лукашук И.И.

 

Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" <1> представительства субъектов Федерации на территориях иностранных государств, а равно представительства субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств на территориях субъектов Федерации, учрежденные в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (так называемые торговые представительства) <2>, не обладают статусом дипломатических представительств и не могут осуществлять консульские или дипломатические функции, в том числе связанные с заключением и регистрацией браков.

--------------------------------

<1> Международное право. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 1998. С. 46 - 60.

<2> В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с МИД России пользуются правом открывать свои представительства за пределами РФ. При этом органы государственной власти субъекта Федерации по согласованию с МИД России вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств.

 

3. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет право гражданам РФ, проживающим за пределами территории РФ, заключать между собой браки в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Заключенные подобным образом браки не требуют дополнительной их легализации на территории РФ, к примеру, путем их государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Допуская заключение таких браков, п. 1 комментируемой статьи тем самым приравнивает их по режиму законности к бракам, заключенным на территории РФ.

При этом следует обратить внимание на то, что данным пунктом не конкретизируется, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должны определяться форма, порядок и условия заключения таких браков <1>.

--------------------------------

<1> В отличие от ст. 162 Кодекса о браке и семье РСФСР, которая предусматривала регистрацию таких браков в соответствии с российским законодательством.

 

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (п. "f" ст. 5) предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству <1> право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и брака, при условии что в этом случае "ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания". С учетом данной Конвенции в абз. 9 п. 8 Положения о консульском учреждении РФ подчеркивается, что консульское учреждение осуществляет государственную регистрацию актов гражданского состояния с соблюдением законодательства государства пребывания. При этом согласно п. 2 данного Положения консульское учреждение РФ осуществляет свою деятельность с учетом законодательства государства пребывания и в соответствии с законодательством РФ <2>, а также с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и иными международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права. Данное правило дополнительно закреплено Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", ст. 2 которого непосредственно устанавливает, что консульская деятельность должна осуществляться консульскими учреждениями РФ и консульскими отделами дипломатических представительств РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ с учетом законодательства государства пребывания. Поэтому государственная регистрация браков между российскими гражданами, проживающими за пределами территории РФ, может быть произведена с соблюдением формы, порядка и условий заключения брака, установленных законодательством РФ, в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении в конкретном иностранном государстве, если законодательство данного государства допускает заключение подобных браков <3>, в том числе несмотря на то, что в этом государстве установлены иная форма и порядок заключения браков, и не распространяет на такие браки установленные в этом государстве более строгие по сравнению с законодательством РФ требования об условиях заключения браков. При этом распространение данных более строгих требований на такие браки не означает, что в указанном иностранном государстве брак между российскими гражданами не может быть заключен в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ. Это предполагает только то, что наряду с условиями заключения брака, установленными законодательством РФ, при заключении данного брака должны также быть учтены более строгие требования законодательства государства пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, в котором регистрируется брак.

--------------------------------

<1> Здесь и далее имеется в виду, что консульские функции, в том числе связанные с регистрацией браков, дипломатическим представительством осуществляются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. (ст. 3).

<2> Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о МИД России, Положением о Посольстве РФ, Положением о консульском учреждении РФ, нормативными актами и указаниями МИД России.

<3> К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 13 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии брак в пределах страны может быть заключен только в форме, предусмотренной германским правом. При этом одновременно уточняется, что "брак между помолвленными лицами, ни одно из которых не является немцем (немец - гражданин Германии в соответствии со ст. 16 Основного Закона ФРГ. - Авт.; см.: Основной Закон Федеративной Республики Германия. 2-е изд. Берлин, 1999. С. 21), тем не менее может быть заключен перед лицом, надлежащим образом управомоченным правительством государства, гражданином которого является одно из вступающих в брак лиц, в форме, предусмотренной правом этого государства" (Гражданское уложение Германии / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. С. 595).

 

В большинстве случаев при заключении брака между российскими гражданами, проживающими за пределами территории РФ, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ будет применяться только законодательство РФ (т.е. ст. ст. 10 - 15 СК). Это связано с тем, что в соответствии с законодательством большинства государств и многочисленными международными договорами условия заключения брака для лица, вступающего в брак, подчиняются праву государства, гражданином которого оно является <1>, а форма, порядок заключения брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях - законодательству государства принадлежности соответствующего представительства или учреждения.

--------------------------------

<1> К примеру, см. п. 1 ст. 13 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии (Гражданское уложение Германии / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. С. 594), а также комментарий к ст. 156 СК РФ.

 

Кроме того, возможность регистрации заключения консульских браков в соответствии с законодательством государства принадлежности посольства или консульства между гражданами такого государства предусмотрена многими консульскими конвенциями РФ <1>. Коллизионный принцип, закрепленный в таких конвенциях, выражается в осуществлении регистрации "консульских браков" "согласно законодательству представляемого государства" <2>.

--------------------------------

<1> Большинство из данных конвенций были заключены СССР. Это было связано с тем, что СССР до 1989 г. не присоединялся к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

<2> См., например: подп. 3 п. 1 ст. 33 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1515); подп. "d" п. 1 ст. 43 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Португальской Республикой (СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3948); подп. "b" п. 1 ст. 45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1691).

 

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи браки между иностранными гражданами, заключенные в Российской Федерации в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в России.

Таким образом, можно выделить три основных условия, при которых "консульский брак" будет признан действительным в России:

1) брак заключен между иностранными гражданами;

2) наличие взаимности;

3) оба лица в момент заключения брака являются гражданами государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию.

Первое условие предполагает, что гражданин иностранного государства, одновременно являющийся гражданином РФ, не может заключить "консульский брак" на территории РФ, если иное не будет установлено международным договором <1>. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ <2> такой гражданин на территории РФ не признается иностранным гражданином.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

 

<1> М.М. Богуславский, Н.И. Марышева, Ю.А. Королев выделяют только два условия действительности "консульского брака" на территории РФ (см.: Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 299; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. С. 458; Комментарий Ю.А. Королева см.: Там же. С. 361, 362), не упоминая первое из рассмотренных условий (оба участника являются иностранными гражданами), что представляется недостаточно обоснованным, поскольку такое условие непосредственно вытекает из п. 2 комментируемой статьи (данный пункт и начинается с такого условия: "Браки между иностранными гражданами, заключенные...").

<2> См.: ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. Ст. 6 Закона о гражданстве РФ.

 

Второе условие (о наличии взаимности) означает, что аналогичные "консульские браки" российских граждан признаются в иностранном государстве, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении которого заключен брак между иностранными гражданами. Такое признание может вытекать как из законодательства указанного иностранного государства, так и из международного договора. Поэтому, к примеру, если иностранные граждане, заключившие "консульский брак" на территории РФ, пожелают расторгнуть данный брак в российском суде, то перед судьей, прежде чем решить дело по существу, встанет вопрос о признании этого "консульского брака" иностранных граждан, для чего он должен будет выяснить, признаются ли "консульские браки" российских граждан в государстве гражданства разводящихся супругов.

Третье из названных условий исключает возможность признания действительными на территории РФ смешанных "консульских браков", т.е. браков, заключенных в дипломатическом представительстве или консульском учреждении между лицами, не являющимися гражданами одного иностранного государства. Пункт 2 комментируемой статьи непосредственно требует, чтобы оба будущих супруга имели гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию <1>. Правило о возможности заключения "консульских браков" "при условии, что оба лица являются гражданами (подданными) представляемого государства" закреплено почти во всех консульских конвенциях РФ <2>.

--------------------------------

<1> Хотя в п. 2 комментируемой статьи речь идет о назначении посла или консула, представляется, что законодателем имелось в виду лицо, надлежащим образом уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное Российской Федерацией к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения. Поэтому, к примеру, если не назначен консул (ст. 9 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консул отнесен ко второму классу глав консульских учреждений), но назначен и допущен к исполнению своих функций генеральный консул (первый класс глав консульских учреждений), то представляется, что это не является ограничением для заключения брака в Российской Федерации иностранными гражданами в консульском учреждении, возглавляемом указанным генеральным консулом. С другой стороны, п. 2 комментируемой статьи в этой части требует уточнения в целях его приведения в соответствие с требованиями международных договоров РФ.

<2> См., например: Консульские конвенции с Республикой Индией (подп. "г" п. 1 ст. 31) (Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 35 - 50); с Республикой Польша (подп. 3 п. 1 ст. 33) (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1515); с Португальской Республикой (подп. "d" п. 1 ст. 43) (СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3948); с Итальянской Республикой (подп. "b" п. 1 ст. 45) (СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1691) и др.

 

Вместе с тем следует также учитывать, что консульские конвенции РФ могут допускать на взаимной основе заключение и смешанных "консульских браков" при условии, что одно из лиц, вступающих в брак, является гражданином государства принадлежности дипломатического представительства или консульского учреждения. К примеру, такие "консульские браки" допускаются в соответствии с Консульской конвенцией с Турецкой Республикой (подп. "в" п. 1 ст. 37) <1>.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. С. 100 - 119.

 

5. Пункт 2 комментируемой статьи не вводит специальный порядок определения права государства, подлежащего применению к форме, порядку и условиям заключения на территории РФ "консульских браков".

Однако само правило, установленное п. 2 комментируемой статьи, о признании "консульских браков", заключенных на территории РФ в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, предполагает, что к форме и порядку заключения данных браков не применяется законодательство РФ, т.е. установленные ст. ст. 10 и 11 СК РФ требования, связанные с заключением браков в органах загса, не распространяются на "консульские браки". Данное правило представляет собой исключение из общего требования, установленного п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 156 СК РФ (об определении законодательством РФ формы и порядка заключения брака на территории РФ и о признании только брака, заключенного в органах загса).

 

Статья 158. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 158

 

1. В большинстве государств, так же как и в России, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются национальным режимом в семейных отношениях, т.е. на территории данных государств они имеют равные с гражданами этих государств семейные права и несут равные с ними семейные обязанности. Соответственно, гражданин РФ может заключить брак не только на территории РФ в органах загса (комментарий к ст. ст. 10 - 15 СК) либо за ее пределами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ (комментарий к ст. 157 СК), но и в иностранном государстве в том же порядке, в каком заключают браки граждане данного государства.

Возникает вопрос о возможности признания впоследствии в Российской Федерации такого брака, к примеру заключенного в религиозной форме, если такая форма заключения браков возможна в данном государстве, или заключенного без соблюдения установленных законодательством РФ критериев о брачном возрасте. От вариантов разрешения данного вопроса непосредственно зависит возможность реализации многих прав, основанных на правовом режиме брака: прав на алименты, на долю в наследстве, права собственности на часть совместного имущества и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.