Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запишите, считаете ли вы, что должны сохранить или отвергнуть это событие в применении к своей личности. Постарайтесь уложиться в один абзац. 2 страница




История Хелен типична для американской системы воспитания несмотря на отдельные уникальные подробности. Хелен и ее брат Робби, который на десять лет ее моложе, воспитывались очень амбициозными родителями. Как и большинство родителей, они нагрузили своих детей теми амбициями, которые сами не смогли реализовать. Я не помню точно, какую конкретно славу предстояло добыть Робби, но Хелен должна была стать главной звездой Голливуда, о чем мечтала ее мать.

Когда Хелен еще только училась ходить, матъ умудрялась перестирать и перегладить всю ее одежду, пока Хелен спала, в надежде представить ребенка в лучшем свете, если какой-ни- будь знаменитый кинорежиссер случайно остановит машину возле их дома. Ребенка водили на уроки актерской речи по понедельникам и средам, на уроки пения по вторникам и четвергам, а в остальные дни недели — на гимнастику, балет и ритмику.

В школе Хелен регулярно пропускала важные контрольные и экзамены, потому что, по словам ее матери, „она же номер один в списке кандидатов на роль в новом телевизионном комедийном сериале" — и они отправлялись самолетом в Калифорнию на очередной просмотр. Таким образом, родители сделали за Хелен жизненный выбор, когда ей было всего десять минут от роду.

Об остальном можете догадаться сами. Матери никогда не предполагают, что дочерям может не понравиться подготовленный для них сценарий. Хотя Хелен и удалось сыграть несколько второстепенных ролей в разных фильмах, и ей кое-что „перепало" в виде комплиментов некоторых знаменитых деятелей киноиндустрии, она уже к одиннадцати годам была сыта по горло всеми этими делами, выдохлась эмоционально и физически. Ее душа и тело больше не выдерживали такой жизни под вымышленным „я". Ее подлинная личность молила о свободе.

Но кем была Хелен на самом деле? Она не могла позволить себе открыто выступить против матери. Вспомните список потребностей, который мы обсуждали в начале этой главы. Открытый бунт поставил бы под угрозу потребности Хелен в выживании, безопасности и любви. Вместо этого она бунтовала внутри себя. И к тому времени, когда матъ Хелен поняла, что утратила контроль над жизнью дочери, пристрастие той к наркотикам дало о себе знать. Иными словами, уже никто ни за что не отвечал: матъ не контролировала жизнь Хелен, но этого уже не могла делать и сама дочь. Хелен была не в состоянии взвалить на себя эту ношу, она никогда не знала, что такое самостоятельно делать выбор и не понимала последствий. Тогда начались годы наркотической зависимости, куда она „пряталась" от нехватки самоуважения и неумения принимать решения. Естественно, выбор, который она сделала, оказался не из лучших. А лучшему ее никогда не учили. Хелен умерла в возрасте двадцати девяти лет, так и не узнав, каким человеком она была на самом деле.

К сожалению, стремление доверить другим делать за себя выбор имеет тенденцию расти. Некоторым людям последствия неверного выбора кажутся настолько серьезными, что они с удовольствием готовы переложить эту ответственность на других, или, не понимая, что пора делать выбор, будут пассивно сидеть рядом. Людей, подобных Хелен, очень много, и если они не употребляют наркотики, то могут легко отдать себя во власть преступным группам или религиозным сектам, в которых все решения принимаются одним лидером. Психологи и медиумы зарабатывают огромные деньги, эксплуатируя страх людей перед самостоятельным принятием решений. По аналогичной причине, например, многие военные как огня боятся гражданской жизни, потому что там им придется самостоятельно принимать решения и делать выбор; им хорошо там, где можно, не раздумывая, выполнять чужие приказы. Другие ищут помощи у церковных пастырей, как бы прося их: „Скажи мне, отец, что мне делать со своей жизнью, и я повинуюсь". Поэтому вы не удивитесь, узнав, что множество людей с утра до вечера просматривают рекламные справочники и периодические издания по трудоустройству, пытаясь найти себе занятие, при котором не нужно было бы самостоятельно выбирать.

На что я хочу вас направить, так это на то, чтобы вы решились самостоятельно делать выбор.

Правило № 1: нельзя изменить то, чего не понимаешь, а стремление к пониманию — самый важный выбор, который вы уже сделали в жизни, решившись на положительные перемены. Без этого знания вы обречены продолжать делать выбор, не понимая, что им управляет, или к чему вы стремитесь, принимая именно это решение. Недостаток такого знания еще дальше будет уводить вас от подлинного „я", поскольку будет продолжаться отрицание тех приоритетов, которые содержатся внутри вашей личности. Без знания того, кто вы есть на самом деле, кто за вас делал выбор, который привел вас к такому продиктованному внешним миром, родителями или работодателем существованию, вы потеряете себя. Проанализировав семь ключевых ситуаций своей жизни, когда вам приходилось делать выбор, а также результаты, которые это принесло, поняв, почему на развилке вы пошли по той или иной дороге (то есть, какая потребность продиктовала выбор), вы сможете достичь важного понимания того, кем вы стали.

Возможно, вы придете к выводу, что многие из ваших решений имели негативные последствия, но были и такие, которые дали положительный результат. Ваша задача заключается в том, чтобы изложить все это на бумаге и суметь отличить один тип от другого. Будьте готовы проявить честность в отношении тех решений, которые привели вас туда, где вы сейчас находитесь. Причем сделать это нужно прямо сейчас, у нас больше нет времени на то, чтобы быть жертвой. Мы занимаемся анализом того воздействия, которое вы оказали на свою жизнь, когда принимали те или иные решения.

 

вызов

Как и в случае с письменными упражнениями, которые вы делали раньше, вам предстоит написать кое-какие „воспоминания". Помните, как это делается? Сначала вы восстанавливаете в памяти случаи, эпизод, а затем его результат, последствия. Эпизод, на котором вам следует сосредоточиться, должен представлять собой конкретную ситуацию, в которой вы сделали важный для дальнейшей жизни выбор. Результат такого выбора, ряд последствий, которые за ним произошли, будут теми обстоятельствами, которые поднимают статус этого решения до уровня критического выбора. Другими словами, посмотрев на это решение беспристрастным взглядом и оценив его последствия, вы приходите к выводу, что этот выбор был критическим и повлиял на вашу дальнейшую жизнь, вплоть до сегодняшнего дня, положительным или отрицательным образом.

Помните также, что ваше решение не действовать в какой-то конкретной ситуации также является, по сути, выбором. Это означает, что, проводя „инвентаризацию" принятых в жизни важных решений, вы должны иметь в виду и такие моменты, когда перед вами стоял выбор что-то сделать или не сделать, и вы предпочли воздержаться. Например, над женщиной надругались в детстве, но она решила скрыть этот факт. Она могла заявить об этом, но предпочла этого не делать. Такое решение только усилило боль от нанесенной раны, наверняка повлияло на теперешнее состояние ее личности, и это она должна сейчас признать. Я не хочу говорить, что она достойна осуждения за это, и я не хочу сказать, что, если бы она поступила по-другому, это был бы для нее легкий выбор; я просто подчеркиваю, что, хороший или плохой, трудный или легкий, это был ее критический выбор, и это для нас сейчас самое важное. Это нужно признать, чтобы иметь возможность повлиять на последствия. Талантливый предприниматель должен будет признать, что проработал много лет в качестве безликой мелкой сошки на фирму, которую ненавидел, вместо того, чтобы решиться на поступок и подыскать себе более подходящее занятие. (Я уже признался в аналогичном критическом выборе, который стоил мне потерянных десяти лет.) Решение не прекращать ненужного знакомства или подать заявление на стипендию или повышение зарплаты — это все варианты выбора, которые мы должны сейчас „вытащить" на поверхность. В данный момент перед вами тоже стоит выбор: делать это или не делать.

Еще одно напоминание: случаи вашего критического выбора наверняка будут включать положительные решения, моменты, последствия которых вдохновили и укрепили вашу личность и продолжают приносить плоды сегодня. Это такие решения, о которых люди обычно говорят: „Ты знаешь? Если бы мне предстояло через это снова пройти, я поступил бы точно так же".

Итак, каковы те семь принципиальных или критических решений, которые сформировали ваше жизненное кредо? Ниже я задам вам вопросы, которые облегчат ваши воспоминания. Как и в предыдущих упражнениях, вопросы сгруппированы по возрастным категориям, чтобы ответы легче было запомнить. Я предлагаю вам ряд категорий, по которым вы можете классифицировать свои воспоминания по каждому периоду жизни. Однако вы не должны рассматривать предлагаемую мной классификацию по возрасту и по категориям как обязательную жесткую схему — это только рекомендации. Я уверяю вас, что, как и решающие моменты жизни, ваши критические решения не связаны с возрастом и не ограничены каким-то одним периодом жизни.„Круги на воде" от этих событий продолжаются в течение всей жизни, вне зависимости от того, когда и где они произошли.

Нам снова понадобится ваш конфиденциальный дневник. Отыщите спокойное и уединенное место, где вам удобно было бы сидеть и писать, выберите такое время, когда никто не сможет вам помешать.

Вот аспекты жизни, или категории, над которыми я вам предлагаю поразмышлять. Не чувствуйте себя обязанным следовать этому списку и не старайтесь обязательно отыскать хотя бы по одному критическому решению в каждой из областей. Пусть он просто стимулирует ваши размышления, по мере того как вы будете записывать. Вполне возможно, что ваши критические решения были сделаны в этих или каких-либо других областях:

Личная жизнь

Физическая жизнь

Профессиональная жизнь

Семья

Образование

Духовная самореализация

Общественная жизнь

Взаимоотношения с другими людьми

Может оказаться полезным еще раз просмотреть свои записи, касающиеся определяющих моментов жизни, поскольку некоторые моменты вполне могут быть связаны с критическими решениями. В качестве примера вы можете вспомнить решение моей матери переехать в наш дом вскоре после смерти моего отца. Во-первых, в том случае присутствовал определяющий момент (смерть отца), после чего она сделала критический выбор (переехать жигь к нам). Подобная формула может быть применима и к вам. Пусть определяющие моменты жизни подскажут вам, как найти примеры критических решений. События могут совпадать, то есть критический выбор можно иногда трактовать как определяющий момент жизни.

Попробуйте вспомнить события, произошедшие в следующих возрастных рамках:

Возраст от 1 до 5 лет Возраст от 21 до 38 лет

Возраст от 6 до 12 лет Возраст от 39 до 55 лет

Возраст от 13 до 20 лет Возраст от 56 лет и старше

Для каждого указанного выше возрастного интервала проделайте следующие упражнения:

Сначала спросите себя: „Принимал ли я критические решения в этом отрезке своей жизни?" Если да, то:

1. В чем состоял ваш выбор?

Охарактеризуйте свой выбор одним предложением. Например: „Когда мне было восемнадцать, я решил жениться и пойти работать".

2. Почему вы его сделали?

Напишите небольшой абзац, который объясняет, что подвигло вас принять это решение. Укажите как можно больше факторов, которые вы можете вспомнить. Не забывайте про список потребностей, которые мы рассмотрели с вами ранее в этой главе. В качестве примера я приведу следующую запись: „Мне казалось, что я влюблен. В школе я никогда особенно не преуспевал, а у семьи не было достаточно денег, так что платная учеба в колледже или университете была не для меня. Работа на заводе выглядела как вариант финансовой самостоятельности. Мое самоуважение возросло, когда я купил новый грузовичок и переехал в собственную квартиру. Мне нравилось, что меня ценит начальник и мной восхищаются школьные друзья".

3. Какие варианты вы отбросили, сделав этот выбор?

Опишите последствия своего выбора. Например: „Устроившись на работу, я отмел для себя вариант с дальнейшей учебой. Женившись, я лишился возможности назначать свидания другим девушкам", — и т. д. Конечно, здесь возникает большое поле для фантазии, но постарайтесь быть предельно реалистичны в оценке того, что могло бы быть, если бы вы не сделали этот выбор.

4. Где вы находились, с точки зрения представления о самом себе, непосредственно перед выбором, и что произошло с вашей самооценкой сразу же после того, как вы его сделали?

Другими словами, если это критическое решение повлияло на вашу самооценку, насколько она отличалась до и после решения? На какие конкретно ее стороны оно повлияло? Запишите свои наблюдения.

Возможно, критическое решение повлияло на ваше чувство самоконтроля, возбуждение, амбиции, гордость или страх. На что бы оно ни повлияло, зафиксируйте это на бумаге. Как и в упражнениях, посвященных определяющим моментам жизни, представьте себе ответы как стоп-кадры вашего состояния до и после принятого решения.

5. Напишите один абзац, характеризующий долгосрочные последствия этого важного решения.

Какое влияние оказал на вас выбор в долгосрочной перспективе? Здесь вам тоже предстоит отыскать такие аспекты собственной личности, которые оказались под воздействием прямых последствий данного события. Абзац может начинаться следующим образом: „В результате своего переломного решения жениться и пойти работать, как мне кажется, я преисполнился ожидания, что впоследствии все само придет ко мне в руки. Я никак не подстраховался на случай, если потеряю работу. Я стал финансово безответственным и был уверен в том, что для меня всегда найдется место. Ожидания от собственной жизни становились все уже и уже". Пусть то, что вы напишете, говорит о последствиях вами сделанного выбора. Каким образом он изменил вас?

6. Напишите, почему вы считаете, что переломное решение либо прояснило, либо исказило ваше подлинное „я"?

Перед вами стоит задача определить, увело ли это решение вас в сторону от своей подлинной сути или приблизило к ней. Принесло ли оно вам радость, покой и удовлетворение? Или в следствие выбора, вам пришлось чем-то пожертвовать? Что нового вы узнали о себе в результате этого выбора? Запишите свои мысли.

7. Вспомните, как вы объясняли себе собственный выбор и какова была ваша реакция на него. Решите для себя, было это объяснение точным или нет.

Как и в случае с определяющими моментами жизни, оцените свои тогдашние реакции на принятые решения, используя преимущества времени, объективность, зрелость и жизненный опыт. Может оказаться, что критическое решение, за которое вы долгое время ругали себя, думая, что оно исказило вашу личность, на самом деле таковым не является. Этот абзац должен дать ответ: была ли интерпретация этого критического решения правильной и точной? Не преувеличили ли и не исказили ли вы его каким-либо образом?

К этому моменту вы должны завершить одну серию из семи упражнений, которая посвящена одному возрастному периоду. Сейчас возьмите другой возрастной интервал. Спросите себя: „Принимал ли я какие-нибудь жизненно важные решения в этот период?" Если да, обратитесь снова к вопросу № 1 и проработайте всю последовательность из семи вопросов. Не забывайте про цель данной главы: домашняя работа будет закончена, когда вы выполните „ревизию" по крайней мере семи критических решений, сделанных в жизни.

 

ПЯТЬ „КЛЮЧЕВЫХ ЛЮДЕЙ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ

У того, кто ждет одобрения только от окружающих, все счастье зависит от чужих.

ОЛИВЕР ГОЛДСМИТ

 

Внушенная страхом, саморазрушительная решимость, которую столь многие проявляют в подавлении своего подлинного „я", является для меня предметом непреходящего изумления. Когда думаешь, сколько жизненной энергии люди тратят на то, чтобы отказаться от самих себя и жить „чужой" жизнью, начинаешь испытывать трепет. Какая трата энергии и талантов! Вхождение в сложную взрослую жизнь и безуспешные попытки „плясать под дудку" столь многих „дирижеров" забирают все больше жизненно важной энергии. Во всех этих сложностях, которые мы сами себе создаем с детьми, родителями, женами, мужьями, работой, церковью, друзьями и еще массой мест, в которых от нас чего-то постоянно требуют, мы напоминаем ребенка на пляжном мелководье, который старается удержать под водой сразу десять резиновых мячей. Пытаясь быть полезным столь многим людям, большинство из которых не видят и не представляют себе вашей подлинной сути, мы часто изнашиваем себя до дыр. Мы — те, кто есть на самом деле, и чем больше мы пытаемся игнорировать эту реальность, тем выше цена, которую приходится платить. Человек становится своим злейшим врагом, доводя себя самого до эмоционального и физического краха. Этот крах проявляется в отстраненности от тех, кого мы любим, в истощении и болезнях, разочаровании и внутреннем хаосе. Как будто мы делаем что-то не то, теряем связь со своим подлинным „я" и саботируем собственную жизнь, занимаясь тем, чего не хотим, часто при этом получая трагическую „помощь" от людей, которых встречаем на своем жизненном пути. Среди таких „помощников" те, кого я называю „ключевыми" фигурами в жизни человека. Это могут быть наши родители, супруги или дети. Среди „ключевых" фигур могут быть учителя, друзья и товарищи по работе. Кем бы они ни являлись в вашей жизни, некоторые из них оказывают на вас положительное влияние, а другие — негативное. Только учтите: определенные люди обязательно оказывают влияние на формирование и содержание вашей личности. Более того, они могут определить, станете ли вы жить в гармонии и согласии со своей внутренней сутью или будете вести поддельную жизнь фальшивого „я", которое вытеснит из вас подлинное „я".

В своей жизни вы встречали сотни, возможно, даже тысячи людей, которые оказали на вас какое-то влияние, однако исследования психологов показывают, что в жизни каждого человека можно насчитать не более пяти поистине „ключевых" фигур, которые самым серьезным образом повлияли на формирование личности и, следовательно, на жизнь человека. Задачей этой главы является выявить и проанализировать влияние таких людей и ту роль, которую они сыграли в вашей жизни.

На одном из моих семинаров несколько лет назад я обратил внимание на женщину примерно шестидесяти лет, которая своим внешним видом олицетворяла успех. Мое первоначальное впечатление о ней было таким: она — человек необычайно солидный или, как сейчас принято говорить, „крутой", женщина с сильным характером. Казалось, что она заскочила на семинар по пути на какое-то важное совещание. Семинар проводился в выходной день, но она была одета в строгий костюм. Каждая прядь ее серебристых волос была уложена тщательно и со вкусом. Крупные руки были очень ухожены, а на одном запястье сверкал платиновый браслет. Еще более поразительным был тот факт, что она не проронила ни слова за первые два дня трехдневного семинара. Программа была разработана таким образом, чтобы слушатели принимали самое активное участие, рассказывая о себе и разбираясь в собственных проблемах. Однако сколь бы оживленной ни была остальная часть группы, какими „горячими" ни становились дискуссии, эта леди сидела, сложив руки на коленях и твердо сжав губы, ее серые глаза ровным счетом ничего не выражали. В те моменты, когда я обычно опрашиваю практически всех членов группы, я старался обходить ее. Всем нам было очевидно, что она не скажет ни слова, пока не будет готова к этому.

Примерно в 10:30 последнего дня, после целого ряда страстных признаний, сделанных многими слушателями, наступила пауза, и мы готовились перейти к следующей теме. И вдруг во время этой паузы женщина медленно встала. Все глаза были устремлены на Клер — нашу молчаливую леди. Все мы почувствовали, что услышим сейчас нечто жизненно важное. Она ухватилась руками за спинку переднего стула, сжав ее так сильно, что побелели суставы пальцев. Наконец, смотря прямо перед собой, она заговорила.

— У него была очень тяжелая рука, — сказала она голосом, который выдавал ее внутреннюю силу. — Его руки были очень жесткими и грубыми. — Она помолчала. — Его хватка была зверской.

Я помню, что мне трудно было даже пошевелиться, но я заставил себя попросить ее продолжать.

— Моя мать вышла замуж за человека, который жестоко избивал ее, — продолжала она. — Я была страшно запугана и боялась, что он ее убьет. Я всегда пыталась помочь, сделать что-то, чтобы он прекратил это, но не могла. Он заставлял меня сидеть на кухонном стуле со спинкой из камыша и смотреть, как он бьет ее кулаками, ремнем, иногда даже шваброй, которой он однажды сломал ей ногу. Он говорил, что делает так, чтобы я „почувствовала к нему уважение". Иногда матъ глядела на меня опухшими, налитыми кровью глазами и качала головой, давая мне понять, чтобы я не вмешивалась. Она знала, что и я была в опасности. Она боялась, что я спровоцирую его, и он набросится на меня. Однажды, когда я стала кричать и

умолять его перестать, он начал бить и меня. Я чувствовала себя беспомощной. Мы с мамой не могли помочь друг другу — мы вынуждены были терпеть это, терпеть и терпеть! Я была ребенком, когда начался этот кошмар, мне было всего семь лет. Сейчас мне шестьдесят четыре, но я по-прежнему чувствую тот страх. В ту самую секунду, когда я подумаю об этом, у меня пересыхает во рту и начинает болеть живот.

По ее лицу бежали слезы, а голос был наполнен такой болью, что было очень трудно ее слушать.

— Он избивал меня все последующие четырнадцать лет. Любая мелочь мгновенно приводила его в ярость. Он хлестал меня ремнем по спине и бедрам, пока не начинала идти кровь. Избивая меня, он выкрикивал мерзкие и поганые слова: „Ты, маленькая сука, это все из-за тебя. Ты сводишь меня с ума своим нытьем и плачем, ты постоянно транжиришь деньги! Я ненавижу тебя за все, что ты со мной делаешь! Думаю, сейчас тебе хорошо, мерзкая маленькая шлюха!" Я чувствовала себя виноватой. Я не могла ничего есть, мне казалось, вся проблема в том, что я обхожусь ему слишком дорого. Я не могла пригласить домой своих друзей, я была в ужасе от того, что может случиться. В школе я делала все, чтобы кто-нибудь случайно не увидел мои ноги. Никто не должен был видеть те страшные следы, которые оставались на моем теле от его ремня. Мне странно в этом признаться, но благодаря ему я научилась отделяться душой от собственного тела. Когда он меня бил, я лежала на животе, спрятав лицо в ладони, и чувствовала себя так, как будто меня там не было. Это было настолько унизительно, что мне ничего не оставалось, кроме как мысленно „исчезать". Меня больше не было, как будто я наблюдала сверху за тем, что происходит.

Рассказывая все это, Клер продолжала стоять, и сейчас выглядела такой беззащитной и маленькой. Впервые она подняла глаза и осмотрелась вокруг. Она изучала каждого из нас, каждое лицо по очереди, как будто только что прочла вслух что-то на иностранном языке и теперь хотела убедиться, понял ли ее хоть кто-нибудь. Она искала признаки осуждения, которое, по ее мнению, неотвратимо должно было последовать, стоит только кому-нибудь услышать ее исповедь. Она опустила голову от стыда, уже сожалея о том, что раскрыла перед нами жестокую правду, которую так тщательно скрывала на протяжении многих лет. Женщина, сидевшая с ней в одном ряду, подошла к ней и положила свою руку ей на плечо. Клер вздрогнула, затем вздохнула с облегчением.

— Я добилась успеха в своем бизнесе, — снова заговорила она. — Мы занимаемся переработкой металлолома, и дела у нас идут хорошо. Я преуспела в отрасли, в которой работают в основном мужчины. И на протяжении шестидесяти лет моей жизни вот как я боролась с кризисами, со всевозможными эмоциональными переживаниями: я как будто выходила из своей телесной оболочки, улетала от действительности. Я не могу эмоционально раскрыться даже перед собственными детьми. Их отец ушел от нас сразу после того, как родился мой младший сын. Я пришла сюда потому, что меня уговорили дети. Они не понимают, почему я все время так холодна с ними. Я пришла сюда ради них и ради себя. Я не хочу умереть, ничего не почувствовав, не пожив по-настоящему, не имея возможности ни с кем поделиться своими мыслями. Я оказалась эмоционально „выключенной" на целых шестьдесят лет, понимаете? — выдохнула она шепотом. — В июле мне будет шестьдесят пять. Я прошу, кто-нибудь, помогите мне освободиться от этого кошмара. Он так долго меня преследует. Сегодня — мой последний шанс.

Вот таким получилось ее чрезвычайно трогательное путешествие к собственному подлинному „я". На протяжении оставшихся часов того семинара, а также на нескольких более поздних семинарах, мы сосредоточились на том, чтобы внушить ей, что теперь она может совершенно спокойно снять свою защиту. В самые первые минуты после того, как она поделилась с группой своей историей, буквально каждый слушатель посчитал своим долгом подойти к ней и предложить свою помощь. Поначалу Клер реагировала со страхом, и только потом — с признательностью и благодарностью. Было много слез и тихих слов поддержки, легкие объятия, и вскоре она начала „включаться", самым энергичным образом воссоединяясь со

своим подлинным „я". Мы внушали ей, что она может идти с открытым сердцем к людям, которые ее не обидят. Мы помогли ей понять, что она не должна стыдиться событий, которые были вне ее власти и за которые она ни перед кем не несет ответственности. Со временем она пришла к мысли, что не должна отвечать за патологию своего отчима, которая привела к раздвоению ее личности. Она научилась восстанавливать свою жизненную энергию, которая была так вероломно отобрана у нее этим жестоким человеком, не оставившим ее в покое даже после своей смерти.

И вот эпилог этой истории: после того, как Клер восстановила свое подлинное „я", словно поднялись шлюзы. Хлынули наружу годами сдерживаемые страсти, проявилась ее врожденная способность любить и заботиться о других. Обрадованные дети получили мать, которой они никогда не знали. Она стала добровольно помогать мне на семинарах, ее страстность и доброжелательность оказались неоценимы для других. Ее собственный жизненный опыт помогал ей сразу определить, кто в группе самый закрепощенный, самый „холодный", кому больше всего нужна помощь — она включалась в работу с этими людьми в рамках собственного проекта. Семинар за семинаром она отогревала и привлекала к себе самые окаменевшие души. Опыт подсказывал ей, куда „спрятались" подлинные „я" этих людей, и она всегда находила туда дорогу. Ни одного человека она не могла оставить в беде.

Опыт этой женщины подтверждает, что представление человека о самом себе формируется последовательностью определяющих моментов и, как следствие, некоторого числа критических решений, принимаемых в жизни; на него также оказывают глубокое воздействие те немногие „ключевые" люди, действия которых (во благо или во вред) отзываются в душе на протяжении всей жизни. В случае Клер безумный отчим спровоцировал ее отчаянный уход от жизни. Его жестокость заставила ее захлопнуть свое „эмоциональное окно". Трагическим и крайне нежелательным образом он стал „ключевой" фигурой в развитии ее подсознания. Он „похоронил" ее подлинное „я", истинную личность, которая изначально была отмечена юной и свежей надеждой, оптимизмом и радостью. Он „похоронил" ее под жестокой лавиной боли и злобы, отверг ценности и использовал ее душу для выхода собственного безумия ума и сердца. Он стал трагически „ключевой" фигурой, которая отравила юную и впечатлительную душу так глубоко, что избавиться от этого ужаса она смогла только в конце жизни.

Любой человек, который когда-либо жил на земле, включая вас, имеет свой достаточно короткий список таких „ключевых" людей. Если отыскать их, установить источник их решающего воздействия, а также последствия, которые это воздействие оказало на вашу душу, можно сделать попытку эти последствия нейтрализовать или изменить на противоположные, но для этого нужно очень точно понять ту роль, которую эти люди сыграли в вашей жизни.

Вполне может оказаться, что „ключевые" люди вашей жизни — это те, кто поддержал вас в критические моменты, открыл перед вами возможности, о которых вы не подозревали, помог решить проблему, которая представлялась вам неразрешимой. Это могут быть люди, которые в критической ситуации проявили мужество и силу воли, а также тысячами различных способов показали вам свою любовь и участие. Это могут быть люди, которые распознали в вас конкретный талант и вдохновили на его развитие. Это могут быть даже люди, которых вы не знаете достаточно хорошо, но которых наблюдали на расстоянии, а их образ жизни и поступки вдохновили вас на перемены в собственной жизни. Это могут быть люди, которые продолжали вас любить тогда, когда многие отвернулись от вас.

„Ключевые" фигуры могут быть обнаружены в самых неожиданных местах и этапах вашей жизни. Это могут быть люди, чье влияние связано с той властью, которой они распоряжались заботливым и ответственным образом, пока вы росли. Влияние, которое они оказали на вашу жизнь, может быть результатом многих лет крепкой дружбы и помощи, но оно может быть и результатом какого-то одного поступка или действия, о котором сами эти люди даже не подозревают. Возможно, они вошли в вашу жизнь на один короткий миг, а потом проследовали дальше, но вы все еще несете в себе результат их вмешательства.

Возможно, что люди, которые живут спокойной, сбалансированной и удовлетворяющей их жизнью, способны вспомнить больше героев или положительных ролевых моделей в качестве своих пяти „ключевых" людей. И наоборот, люди, живущие с болью, скорее всего, вспомнят о столь же значимых воздействиях, носящих драматический, негативный характер, о людях, которые стали их мучителями. Также возможно, и такой факт не является столь уж редким, что преуспевающий человек приписывает значительную часть своих положительных достижений кому-то, чье воздействие в свое время оказалось полностью негативным или разрушительным, но, тем не менее, человек таким образом преломил сквозь себя этот негативный опыт, что он пошел ему на пользу. Иными словами, пережитые вами неудачи могли укрепить вас, заставить еще больше работать, в результате чего для выхода из кризиса появились вполне благоприятные альтернативы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.