Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение трудового и административного права по предмету и методу правового регулирования




Трудовое право и административное право

Взаимодействие трудового и административного права предопределяется прежде всего схожестью предмета правового регулирования (отношения по организации и управлению) и метода правового регулирования (использование способа предписаний). Тем не менее, отличия по предмету и методу правового регулирования между трудовым и административным правом прослеживаются достаточно отчетливо, что наглядно демонстрирует таблица 3.

Таблица 3.

 

  Трудовое право Административное право
Предмет правового регулирования отношения по организации и управления трудом (но не выходящие за пределы организации и тесно связанные с процессом совместного труда) организационно-управленческая деятельность государственных органов
Метод правового регулирования работодатель, работники и их представители строят свои отношения на договорных началах соподчиненное, неравное положение субъектов административных отношений

 

Тесная взаимосвязь трудового и административного права отражается сегодня в проблеме регулирования труда государственных служащих.

Взаимосвязанность правового регулирования государственной службы и наемного труда существует на протяжении всего периода существования трудового права и своим корнями уходит в начало XX-го века, когда в социально-экономической литературе был поднят вопрос, «не следует ли класть в основание нормировки прекращения трудового договора начала, сложившиеся в публичном праве относительно государственной службы, то есть тот принцип, что увольнение рабочего или служащего без дополнительного основания вообще недопустимо или обязывает работодателя к возмещению убытков».16

Сегодня институт государственной службы необходимо рассматривать как самостоятельное правовое образование, имеющее практическое оформление в виде целой системы нормативно-правовых актов.

С точки зрения характера взаимодействия трудового и административного права институт государственной службы неоднороден. Государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную.

В отношении государственной гражданской службы в настоящее время возобладали тенденции искусственного изолирования этого подинститута от трудового права.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»17 вообще не содержит упоминания о трудовом законодательстве, несмотря на очевидные заимствования многих элементов модели трудоправового регулирования. Данный закон не менее чем наполовину представляет собой фрагментарное изложение отдельных глав и статей ТК РФ. Весьма незначительные изменения касаются в основном терминологии: например, «трудовые отношения» именуются в законе «служебными отношениями, «трудовой договор» – «служебным контрактом», «рабочее время» – «служебным временем» и т. д. При этом само заимствование положений трудового законодательства произведено крайне неудачно. В числе игнорируемых оказались те общие нормы ТК РФ, которые являются необходимыми, базовыми элементами системы правового регулирования трудовых отношений и никоим образом не противоречат особенностям гражданской службы.

Обособление подинститута государственной гражданской службы нельзя признать целесообразным и оправданным. Искусственное нарушение интегрированности с трудовым правом подинстутута государственной гражданской службы неизбежно приведет к нарушению целостности правового регулирования служебно-трудовых отношений, к усилению административно-правовой составляющей в регулировании этой обширной группы отношений, по сути и в большинстве своем мало чем отличающихся от отношений наемного труда. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению прав и гарантий гражданских служащих, ослаблению их правовой защищенности, сближению правового регулирования гражданской, военной и правоохранительной службы.

Однако, с учетом общих принципов правового регулирования, область гражданской службы должна характеризоваться полноправным участием трудового права в регулировании отношений этой группы и данные отношения необходимо рассматривать как совместный предмет правового регулирования трудового и административного права.

Действующее российское законодательство содержит значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды военной и правоохранительной службы.18

Указанные нормативно-правовые акты выделяют несколько категорий лиц, служебно-трудовая деятельность которых регулируется в соответствии с приведенными законами и положениями. К их числу относятся военнослужащие; гражданский персонал, выступающий в качестве: а) лиц, назначаемых на должности военнослужащих; б) лиц, являющихся сотрудниками указанных органов; в) лиц, принятых на работу в указанные органы в качестве работников для технического обеспечения деятельности указанных органов.

Военнослужащие проходят службу в соответствии с законодательством о прохождении военной службы с учетом особенностей, предусмотренных конкретным законом. Законодательство о труде и о государственной службе в этих случаях не применяется (ст. 11 ТК РФ).

Гражданский персонал, как правило, подпадает под комплексное правовое регулирование законодательства о труде, законодательства о государственной службе и отдельных специальных законов (ст. 349 ТК РФ).

Правовое положение гражданского персонала во многом схоже с правовым положением государственных служащих в силу прямого указания на это непосредственно в законе. В некоторых случаях, когда закон не содержит отсылки к законодательству о государственной службе, в нем самом предусматривается ряд ограничений в индивидуальных и коллективных трудовых отношениях, связанных со спецификой трудовой деятельности и аналогичных ограничениям, установленным для государственных служащих (ограничения на занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет участия в забастовках и т. п.). Тем не менее в ряде законов в отношении гражданского персонала упоминается только законодательство о труде.

Таким образом, под определение совместного предмета правового регулирования в области военной и правоохранительной службы подпадают отношения гражданского персонала.

Многие из нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, затрагивают практически все традиционные для трудового права институты: прием на службу, контракт о службе в органах, перевод сотрудника, служебную дисциплину и наложение дисциплинарных взысканий, внутренний распорядок, продолжительность рабочего времени и отпуска, основания увольнения, выплаты и льготы и т. д. Подобную характеристику можно дать и Федеральному закону от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».19 Понятия ограниченной и полной материальной ответственности, ее отграничение от гражданско-правовой ответственности, условия наступления материальной ответственности, порядок определения размера причиненного ущерба и его возмещения, порядок производства удержаний и ряд иных положений закона являются идентичными соответствующим положениям института материальной ответственности трудового права. Отмеченное фактическое заимствование не только отдельных норм, но и целого института трудового права дает основание отметить существенное влияние трудового права на эти отношения. По формальным признакам данную группу отношений нельзя отнести к сфере действия трудового права, но можно обозначить ее как сферу влияния трудового права, поскольку в данном случае нормы трудового права используются по преимуществу в качестве модельных для нормотворчества в отрасли административного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 8068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.