КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Право собственности Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан за рубежом. Коллизионное регулирование вещных прав.
В коллизионном праве РФ нормы о праве собственности и других вещных правах сосредоточены в гл. 68 ГК РФ «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Закон места нахождения вещи – это основное правило отыскания применимого права в отношении вещных прав. Оно применяется для решения вопроса о том, может ли какая-нибудь вещь быть предметом вещных прав; определения объема вещных прав; защиты вещных прав; отнесения имущества к недвижимому или движимому (ст. 1205 ГК РФ). По другим вопросам права собственности и других вещных прав коллизионный принцип «закон места нахождения вещи» либо несколько уточняется, либо вместо него применяются другие правила. Возникновение, переход или прекращение вещных прав определяются коллизионным принципом «закон страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения, перехода либо прекращения права собственности и иных вещных прав» (п. 1 ст. 1206 ГК РФ). В международных коммерческих отношениях очень часто имущество, приобретаемое по сделке, должно попасть из одной страны в другую, и момент его передачи одной стороной другой довольно растянут во времени. Коллизионное регулирование таких ситуаций исходит из применения общей привязки «закон места нахождения вещи» с некоторыми уточнениями. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено (п. 2 ст. 1206 ГК РФ).
Аналогичные правила определения применимого права в отношении права собственности и других вещных прав содержатся в международных договорах, в которых участвует РФ. В качестве примера приведем ст. 38 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых взаимоотношениях государств – участников СНГ.
В РФ исходным коллизионным началом для определения права, подлежащего применению в отношениях права собственности – закон места нахождения вещи – lex rei sitae. По праву страны, где находится имущество, определяются: 1. содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество
Собственность: Следует различать собственность РФ, субъектов и муниципальных объединений. В состав имущества входит принадлежащие государству ценные бумаги, доли, паи, акции ЮЛ, находящихся за рубежом. Законодательство определяет какие государственные органы осуществляют управление государственной собственностью, кто правомочен принимать решение о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и решать иные вопросы, относящиеся к компетенции собственника имущества. За счет федерального бюджета, приобретение в федеральную собственность – решение принимает Правительство РФ, также решения о продаже, мене, дарении, залоге, изъятии такого имущества. Сдача в аренду недвижимого имущества, если оно закреплено на балансе гос предприятия и учреждения на срок до одного года, осуществляется ими самостоятельно, до пяти лет – по согласованию с правомочным гос органом, свыше пяти – по решению Правительства. Некоторые из этих функций Указом Президента от 2000 г. были возложены на Управление делами Президента: были преданы расположенные за пределами РФ служебные здания, сооружения, жилые дома, др. недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других гос органов РФ (за исключением объектов, необходимых Министерству иностранных дел РФ для осуществления его функций). Было создано ФГУП «Госзагрансобственность», задачи: инвентаризация и управление собственностью РФ за рубежом, имущество, не используемое для размещения представительств гос органов и их сотрудников, может быть использовано в коммерческих целях, напр., сдачи в аренду. Постановлением Правительства утвержден порядок распределения доходов от использования недвижимого имущества расположенного за пределами РФ - после уплаты необходимых платежей соответствующие суммы направляются на цели, связанные с содержанием имущества. В законодательстве определен также порядок участия РФ в находящихся за рубежом ЮЛ. Учредителем и участником от имени РФ выступает полномочный гос орган, которому предоставлено право по решению Правительства вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких ЮЛ (за исключением имущества находящегося на праве полного хозяйственного ведение у гос предприятия). Собственность государства пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета. Иммунитет собственности заключается в особом режиме такой собственности, обусловленного особым положением субъекта права – суверенного государства. Собственность государства не может быть объектом принудительных мер судебного характера/ по к-л внесудебным требованиям, не могут применяться административные меры. Функциональный иммунитет: только если имущество используется для коммерческих целей на него можно обратить взыскание. Доктрина акта государства (прежде всего Великобритания, США) – источник каждого акта государства является его суверенитет. Если государство фактически обладает имуществом и заявляет, что оно принадлежит ему, то в суде иностранного государства это обстоятельство не может подвергаться сомнению. По сути, это доктрина МП. Намечается тенденция к ее ограничению. Пользование иммунитетом право – это право, а не обязанность государства. Каждое государство самостоятельно определяет режим гос собственности: в РФ часть собственности передается в полное хозяйственное ведение/ оперативное управление гос ЮЛ, закрепляет за ними определенное имущество. Полное хозяйственное ведение – права и обязанности собственника осуществляет само предприятие. Право осуществления внешнеэкономической деятельности получили гос промышленные предприятия: раздельная ответственность государства и предприятия, за некоторыми исключениями в отношении гос казенных. Иммунитет также применяется только в отношении государства или др. гос ЮЛ. Если гос ЮЛ, финансируются из гос бюджета и осуществляют определенные гос или публично-правовые функции: в решении французского суда по картинам Матисса было установлено, что музей, в котором они находились осуществляет публичные функции, картины – собственность государства, след., музеи должны пользоваться судебным иммунитетом. Морские государственные суда, используемые для торговых целей – Конвенция ООН по морскому праву (РФ участвует) – признается полный иммунитет судов в открытом море, состоящих только на некоммерческой гос службе. КТМ: иммунитет предоставляется военным кораблям и др. судам, находящимся в собственности государства или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы, перевозки некоммерческих грузов, находящимся в собственности государства.
Иностранные инвестиции – материальные и нематериальные ценности, принадлежащие ЮЛ и ФЛ одного государства и находящиеся на территории др. государства с целью извлечения прибыли. Можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые – создание совместных предприятий и предприятий со 100% иностранным капиталом. Иностранные инвесторы прямо или косвенно участвуют в управлении. Косвенные – предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на вложенный капитал), а не непосредственное участие в управлении. В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа – национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровне. Универсальное - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА). В соответствии с Вашингтонской конвенцией при МБРР был учрежден МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами: примирительная процедура или арбитражное производство. Принимающие государства обязаны предоставить национальные гарантии иностранных инвестиций. Более действенный способ – страхование. Сеульская конвенция предоставляет гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА – заключение договоров страхования и перестрахования. Некоммерческие риски – война, революция, перевод валют (кроме девальвации), гос перевороты (кроме террористических актов направленных против владельца гарантий) и т.п. Предусмотрена возможность покрытия риска нарушения договора со стороны принимающего государства. С 1993 в РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков. Региональные – напр., соглашения СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, 1993 г.: распространяется на частное и гос иностранное инвестирование, предусматривает сотрудничество сторон, пресечение недобросовестной конкуренции, право на приобретение ценных бумаг, земельных участков и т.п. Конвенция СНГ о защите прав инвестора, 1997 г.: гарантии от изменения законодательства, национализации, участие в приватизации, право на приобретение ценных бумаг, земельных участков, природные ресурсы и т.п. Цель двусторонних соглашений (наиболее гибкий инструмент регулирования)– обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого, гарантии от некоммерческих рисков и беспрепятственного вывоза валютной части прибыли. Инвестиционные споры рассматриваются в арбитражном порядке. Соглашения об избежании двойного налогообложения: устанавливается круг налогооблагаемых доходов, налоговый режим, согласование наиболее значимых требований. РФ заключила с Японией, Канадой, США, ФРГ, Кипром, Великобританией и др. Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала: разрешительная система (Индия, Лат. Америка) или свободный допуск. Принимаются специальные инвестиционные кодексы (кто более активно привлекает инвестиции), есть в Китае, Польше, Мексике. Правовое регулирование осуществляется национальными материально-правовыми нормами. Принимающее государство обязано создать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает устанавливать национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Как правило, устанавливается несколько режимов иностранного инвестирования в национальном законодательстве. Также может устанавливаться особо льготный (преференциальный): для особо крупных размеров в особо важные и капиталоемкие отрасли экономики – освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, особые гарантии от национализации. Дедушкина (стабилизационная) оговорка – положение иностранного инвестора не могут быть ухудшены на время действия соглашения, в некоторых странах автоматически применяется старое законодательство, в РФ – сам должен обратиться с требованием в компетентные органы. Как правило, устанавливаются определенные ограничения допуска капитала в некоторые отрасли, обязательное долевое участие государства и т.п.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |