Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы жизни




 

Мы хотим рассмотреть жизнь человека в трех аспектах:

а) биологическом, б) психическом, в) духовном.

а) Биологический ход жизни.

Мы уже установили, что всякий живой организм хронотипически определен своим родом. Если предположить, что продолжительность жизни человека составляет около восьмидесяти лет, то в ходе человеческой жизни можно различить три фазы:

*период роста, в который происходит более созидание, нежели разрушение;

*период равновесия между созиданием и разрушением, и

*период инволюции, нарастающего разрушения.

Период роста, продолжающийся примерно до двадцати лет (у девушек он заканчивается несколько раньше, у юношей - немного позже), проходит не последовательно, а в трех фазах, в которых сменяются рост в длину и в ширину. Этот процесс я подробно описал в "Фазах развития ребенка", там указано на проблемы развития в детском возрасте. Здесь будет достаточно краткого обзора периодов развития:

(1)от рождения до первого вытягивания и смены зубов;

(2)от смены зубов до периода половой зрелости;

(3)от половой зрелости до взрослого состояния.

Периоды наполнения, в которые ребенок становится шире и тяжелее при замедленном росте в длину, сменяются фазами вытягивания, ускоренного роста в длину, в которые прежде всего растут конечности. Эти периоды роста расположены непосредственно перед готовностью к школе (сменой зубов) и непосредственно перед половой зрелостью. За ними следуют периоды роста в ширину.

Значительное влияние на величину тела, которой достигает человек, но не на ритм фаз развития, оказывает питание. Оно сказывается в различных критических фазах, которые являются разными для разных органов. Развитие мозга, например, происходит так, что в первые пять месяцев жизни число клеток в мозгу сильно возрастает, и только после этого увеличивается их размер. Дифференциация и рост следуют друг за другом, причем дифференциация является важнейшим шагом развития. Последствия недостаточного питания в этой (разе впоследствии нельзя будет исправить. Недоедание же в последующей фазе роста величины клеток еще может быть сбалансировано впоследствии.

Поэтому совершенно очевидно правильно, что грудному ребенку необходимо оптимальное кормление, так как недостаточное питание и болезни, если они наступают в этой фазе, часто имеют стойкие последствия. Для развивающихся стран это очень тяжелая проблема.

Показанная здесь очень схематическая кривая перелает среднюю продолжительность периодов созидания, равновесия и разрушения. Каждая система органов имеет, впрочем, свою собственную хронотипичесок) кривую. Каждый знает, что примерно с сорокового года жизни возникает потребность в очках при чтении, потому что затвердение линзы ведет к ослаблению аккомодации глаза. С ушами же дело обстоит иначе. Уже после 19 лет объем слышания уменьшается, самые высокие и самые низкие тона уже не воспринимаются. Один из моих сыновей выразил это так: "Ах, отец, тебе не нужен дорогой проигрыватель, ты же больше не слышишь высоких тонов. "

Объем слуха можно легко установить, результат называется аудиограммой. Если у кого-либо, например, в 35 лет аудиограмма сорокапятилетнего, то он (по крайней мере, в отношении ушей) рано состарился. Это может послужить поводом для обследования, чтобы выяснить, не старятся ли преждевременно другие системы органов. Характерным для периода старения является уменьшение эластичности тканей. Не только линза глаза, но и вся система легких становится менее подвижной; это замечают по тому, что могут выдохнуть меньше воздуха из полного объема легких или после быстрого бега дольше восстанавливается дыхание. Что, наконец, стенки сосудов теряют свою эластичность и даже могут дегенерировать, слишком хорошо известно. Такое ограничение функций у венечных сосудов сердца может стать опасным для жизни и послужить причиной сердечного инфаркта, при котором стенка артерии медленно дегенерирует и сосуд перекрывается.

У некоторых людей развитие идет с отклонением от средней кривой, они либо преждевременно стареют, либо дольше остаются молодыми и еще в глубокой старости сохраняют живость и работоспособность. Но и они пользуются при чтении очками в возрасте около сорока лет, и они устают быстрее, чем раньше. Позже будет рассмотрено, насколько психические и духовные функции проходят параллельно биологическим (разам развития. Как мы уже видели. Марта Мере рассматривает фазы жизни с точки зрения трудовой деятельности, социальных связей и отношения и ценностям. Эта схема во многом соответствует выбранной мной персоналистской точке зрения, различающей биологический, психологический и духовный аспекты. Отсюда вытекает следующий вопрос: проходит ли психологическая и затем духовная кривая линии жизни параллельно биологической? Следуют ли они биологической кривой или независимы от нее?в) Психический ход жизни.

Психическое развитие мышления, чувствования и воления проявляет в первой фазе роста вплоть до взрослого состояния отчетливо видимое развитие, сложную форму и постоянно изменяющееся содержание которого я описал в "Фазах развития ребенка". В каждой из трех фаз развития в периода роста "лейтмотивом" становится своя тема.

В возрасте грудного младенца и детсадовском дитя совершенно открыто всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло. Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош. Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен.

Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности. Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. То, что эта слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы, едва ли удивит, если взглянуть на концепцию преподавания в нашей основной школе. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности. Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.

В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, о котором я только что говорил, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юности (для меня она начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).

Здесь начинаются, как я уже писал и "Фазах развития ребенка", поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с "миром"?

Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относятся к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность разниться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.

Уже в 1945 году решили, что заставлять работать на производстве подростков в возрасте 14-15 лет - преступление. Не могут же эти дети миновать третью фазу, (разу взросления. То, что сегодня эта большая группа молодежи проходит "продолжающее" обучение (т.е. обучение, продолжающее школьную ступень - прим. ред.) является лишь первым шагом в правильном направлении. Каждый человек имеет право на доступ к общему образованию и воспитанию до своего восемнадцатилетия, с тем, чтобы в будущем иметь возможность как вполне развитый человек вносить вклад в общее дело.

В "Фазах развития ребенка" я указал на тесную связь между телесным и психическим развитием. В первые годы жизни эта взаимозависимость почти абсолютна. Малейшее расстройство пищеварения, грозящее ребенку заболевание тотчас же сказываются на поведении ребенка, он становится вялым и скучным. После периода полового созревания прямая зависимость психического развития от биологических процессов заметно уменьшается, хотя она в это время все еще сильнее, чем в более поздний период. А как дальше идет развитие? Ответ на этот вопрос и является центральным тезисом этой книги. Жизненно-душевный импульс следует биологическому ходу жизни, духовно-душевные же функции, напротив, все более отделяются от биологической линии жизни, они даже могут достичь кульминации в тот момент, когда биологические функции уже значительно уменьшились. Таким образом, можно провести для психического развития прямую линию, обозначенную хронотипически. В первые двадцать лет (понимаемые здесь как приблизительное значение) биологические и психические функции происходят в значительной степени параллельно, позже они все больше оказывают друг на друга, взаимное влияние (особенно в средней фазе жизни человек является совершенно очевидно психосоматическим единством). В сороковые же годы наступает момент, когда жизненно-душевные функции уменьшаются. Уменьшается жизненная жажда активности, действенного отношения к жизни. Стоит нее больше усилий сохранять ту же производительность труда, что и раньше. Ощущают угрозу со стороны приходящего на смену поколения, которое еще обладает жизненной силой. Позже я должен буду еще подробно остановиться на этом развитии. Только если в (разе детства были пробуждены духовно-душевные функции, они смогут заменить жизненно-душевные функции в тот момент, когда последние исчезают. Так в течение сороковых годов закладываются две типичных возможности дальнейшего развития (причем мыслимы всевозможные нюансы между двумя крайними вариантами): либо обходятся в самооценке тем, чего к этому времени достигли внешне - тогда вступают в кризис; либо получают чувство самооценки из факта, что можешь жить для других - в таком случае наступает новая, социальная фаза, в которую можно передать полученный опыт. Профессиональная жизнь в этот период характеризуется постепенным отходом от непосредственных требований работы, благодаря этому можно увидеть собственную деятельность в больших взаимосвязях. Люди, находящиеся на руководящих постах, отходят в этот период от такого стиля руководства, когда все организуют сами, и переходят к тому, чтобы наметить рамки, в которых другие могут развивать свои силы.

Поэтому последнюю фазу, следующую за началом сороковых годов, можно назвать социальной или руководящей фазой. Но такое развитие - как замечено -возможно, но не обязательно. Хотя и бессмысленно пытаться изобразить одной диаграммой такие сложные и качественно различные процессы, все-таки приведенная ниже схема дает нам определенные представления о проблеме.

с) Духовная биография

Духовное развитие человека совершается в начале жизни с осознания своего "Я", которое начинается в детском возрасте, затем переживается в школьном возрасте и завершается стремлением к реализации "Я"в юности. Осознание "Я" переживание "Я"и осуществление "Я" могут пройти в средней фазе жизни дальнейшее развитие, которое я хочу описать позднее. Внешне они выражаются в духовно-душевных устремлениях человека, в нахождении норм, в образе жизни согласно нормам и использовании их в человеческих отношениях, в работе и в отношении к труду; они проявляются также в способности находить область интересов и вне чистой необходимости, это значит подняться над чистой ситуацией реакции на раздражение, характеризующей жизненно-душевный импульс.

Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, кто хотел все делать сам, исходил только из себя, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом.

Печатью биологического ритма развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.