КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отрицание отрицания, или двойное отрицаниеРазвитие может быть представлено как цепь последовательных диалектических отрицаний, количество которых определяется продолжительностью самого процесса развития. Соответствующий закон мог бы быть назван “законом диалектических отрицаний”. Однако в числе диалектических отрицаний особую роль играет т.н. двойное отрицание. В чем же она заключается?
Некоторое состояние в процессе развития диалектически отрицается, т.е. предмет переводится в свою противоположность (посаженное зерно превращается в стебель растения, неграмотный дошкольник научается читать и писать и т.д.). Этот следующий этап развития и обозначается как диалектическое отрицание. Однако на этом этапе развитие не заканчивается, процесс диалектических отрицаний продолжается. Теперь отрицается уже тот этап, который мы обозначили как диалектическое отрицание, т.е. происходит отрицание отрицания. В свою противоположность превращается теперь отрицание, а отрицание отрицания означает, что произошел как бы возврат в ту точку, где явление, предмет находились двумя этапами ранее. Недаром в грамматике для усиления утверждения используют двойное отрицание: “нельзя не видеть”, “нельзя не учесть” - это более сильное утверждение, чем просто: “надо видеть”, “надо учесть”. Латинское: duplex negatio est affirmatio - означает: двойное отрицание есть утверждение. Но возврат точно в ту же точку невозможен, ибо в процессе диалектических отрицаний нежизнеспособное отбрасывалось. В результате предмет стал уже несколько иным (на стебле выросло не прежнее зерно, а новое, к тому же в большем количестве; школьник, как и прежний дошкольник, пока не умеет работать с компьютером, однако он уже грамотен в книжном смысле). Фактически происходит синтез как восходящего движения, так и движения по кругу. Формируется виток спирали, а поскольку развитие бесконечно, то бесконечно и спиралевидное направление развития. Гегелевское понимание диалектического отрицания, обогащенное современными философскими исследованиями, позволяет дать следующее определение закона отрицания отрицания: развитие совершается через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают связь, преемственность старого и нового, удержание (снятие) положительного в старом и общую тенденцию в целом поступательного, восходящего спиралевидного развития с повторением отдельных черт старого на новой качественной основе.
Закон характеризует развитие в целом, во всей его сложности, выявляет лишь общую, господствующую тенденцию развития, поэтому к отдельным, достаточно малым участкам развития, он не всегда применим. Подобно законам статистики, он проявляется на достаточно широком спектре явлений и процессов, при этом в различных сферах бытия он выступает специфическим образом. К примеру, в природе каждое новое поколение начинает с того же, с чего начинало предыдущее (волк ведет тот же образ жизни, что и его “отец”, “дед” и т.д.). В человеческом обществе каждое новое поколение (по крайней мере в отношении технического, материального базиса общества) начинает с того, чем закончило предыдущее поколение. Поэтому темпы развития человеческого общества на несколько порядков превосходят темпы развития в природе.
Как относиться к марксистской диалектике? Авторы постарались изложить современное понимание законов диалектики. Несомненно, дальнейшее развитие философии обогатит эти законы новым содержанием. Оно впитает в себя в “снятом” виде все те позитивные моменты, что содержались в диалектических идеях Гераклита, Платона и Аристотеля, в диалектическом методе немецкой классической философии, прежде всего в диалектике Гегеля, в марксистской диалектике, в диалектических концепциях ХХ века, в т.ч. “диалектической теологии”, “негативной диалектике” Адорно и др. Было бы неразумным огульно отрицать каждый из этих “вариантов” диалектики. Вместе с тем следует учитывать конкретный исторический контекст и цели, которые преследовались при разработке того или иного философского учения. В частности, в философии марксизма диалектика выступала, прежде всего, как метод обоснования неизбежности социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Поэтому, признавая заслугу классиков марксизма в развитии диалектики на основе материалистического мировоззрения, следует преодолеть и те крайности, которые были обусловлены конкретными социально-политическими целями разработки диалектического метода в марксизме. В частности, вряд ли справедливо считать “закон единства и борьбы противоположностей” ядром диалектики. Разве меньшая роль принадлежит диалектическому осмыслению количественных и качественных изменений или философскому анализу диалектических отрицаний? Взаимосвязь противоположностей трактовалась как относительность единства и абсолютность их борьбы. Но, даже если признать правомерность термина “борьба” применительно к противоположностям, очевидно, что при отсутствии единства противоположностей (то есть их активного взаимодействия) сама борьба становится невозможной. Особое внимание уделялось категории “скачок”, которая объявлялась центральной в теории развития и отождествлялась с революционными изменениями. Тем самым принижалась роль эволюции, в том числе эффективность эволюционно-реформистских путей в общественном развитии. Чрезмерное противопоставление диалектики материалистической диалектике идеалистической объективно принижало исследовательский потенциал диалектического метода для анализа явлений духовной жизни. Наконец, вряд ли правомерно жестко противопоставлять диалектику и метафизику. Их взаимосвязь уже показана в настоящей главе. Таким образом, диалектический метод остается открытым для дальнейшего развития и обогащения. Это относится не только к законам диалектики, но и к тем категориям, которые составляют содержание диалектического метода.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |