Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сцена тира




И 23 декабря 1927 года III акт, явления 1 – 3. Эпизод XI. Тир Эпизод X. У дверей

Декабря 1927 года

Мейерхольд. […] Относительно Чацкого.

Лирические места, места печали, сосредоточения — удачны; места же, требующие острот, — он просто констатирует, задает вопросы, но не остро; эпиграммических трюков, эпиграммических эффектов еще нет в построении Чацкого — Гарина. Все, конечно, дается временем, не все дается легко, как нам кажется.

В следующей репетиции мы начнем идти дальше, не буду на подробностях останавливаться. Надо поставить бильярдную комнату, надо поставить обморок Софьи после падения Молчалина с лошади, надо поставить сцену съезда гостей, пожалуй, можно еще тир захватить. Надо для этого приобрести два «монтекристо»[cclvi].

Мейерхольд. Сцена тира начинается с того, что Софья делает несколько выстрелов, чтобы ввести публику, что дело происходит в тире. Ружья заряжает ей мальчик. Мальчика нужно сделать непременно арапчонком, чтобы он не понимал, кроме английского, [никакого] языка; этого мальчика можно нарядить в современный костюм, он будет вроде лифт-мальчика[cclvii].


Софья делает выстрел, мальчик подает ей другое ружье, она опять стреляет. Во время подачи мальчиком третьего ружья входит Чацкий. Софья поворачивается к нему и выражает недовольство, что он привязался к ней. После слов «Ах, боже мой, — весь свет»[cclviii] стреляет, идет к мальчику, возвращается, хочет стрелять, обходит Чацкого с правой стороны и локтем отталкивает его, чтобы было удобнее стрелять. Произнеся слово «иные»[cclix], прицеливается. Чацкий почесывает левой рукой затылок. После слов Чацкого «Мне в петлю лезть, а ей смешно» Софья стреляет. Чацкий подошел к мальчику, а в это время выстрел Софьи — он останавливается. Софья возвращается к мальчику, на полдороге они останавливаются и смотрят друг другу в глаза. (В их отношениях есть какое-то ребячество, чувствуется, что они вместе выросли, и поэтому в их отношениях нет никаких церемоний.) Затем они проходят мимо, Чацкий оборачивается и смотрит на нее с укоризной.


«Хотите ли знать истины два слова» — Софья произносит громко.

После слов «Веселость ваша не скромна» идет стрелять; при словах «А сами вы» она медленно отодвигает правым плечом Чацкого, смотрит вперед, выбирая фигуры.


После слов «Да, грозный взгляд и резкий тон» поворачивается и доканчивает фразу[cclx].


Слова «Я странен, а не странен кто ж» Чацкий произносит с раздражением. После слов «Молчалин, например» Чацкий быстро, без всякой {213} паузы, стреляет. Выстрел этот является результатом напряжения и подъема. Он стреляет с раздражением, которое уже накопилось. После выстрела Чацкого Софья тоже стреляет.

При словах «Примеры мне не новы» Софья отдает ружье, возвращается к Чацкому и после слов «А я, чтоб не мешать, отсюда удалюсь» отступает немного назад, потом, делая полукруг, уходит. Чацкий все время держит пистолет на прицеле; видя, что Софья уходит, он перекладывает пистолет в левую руку и правой схватывает Софью за руку и мягко отводит ее. Идет отдать пистолет мальчику, произносит: «Раз в жизни притворюсь». Софья слушает, потом, когда ей надоедает слушать, хочет уйти; когда Чацкий возвращается, Софья повертывается к нему спиной.

При словах Чацкого «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый» Софья говорит: «Да, да».

При словах «Чтоб мыслям были всем и всем его делам» Чацкий хочет посмотреть ей в глаза, она отходит, он идет за ней, она берет ружье, хочет стрелять, он все время следует за ней. Софья все время отворачивается от него, сперва редко, а потом она нарочно раздражает его своими поворотами.

В фразе «Душою — вы, вам угожденье» слова «вы», «вам» надо подчеркнуть.

В фразе «Бог знает, в нем какая тайна скрыта» слово «тайна» заменяется словом «мудрость». Мальчик подходит к Софье, заряжает ей ружья и быстро, одно за другим подает их. Софья стреляет подряд, при некоторых особенно хороших выстрелах она восклицает «вот!». На реплике «от сумасшествия могу я остеречься» мальчик уходит. Софья остается с ружьем. После слов Чацкого «забыться и развлечься» Софья стреляет. Унося ружье, Софья говорит: «Вот нехотя с ума свела».

Возвращается к Чацкому без ружья и говорит: «Что притворяться?» После слов Софьи «Что можно доброй быть ко всем и без разбору» Чацкий идет за пистолетами, возится немного, выбирая себе пистолет. После слов Софьи «Смирнейшему пощады нет» Чацкий спрашивает: «Чего?»

Слова «Как вас на это станет» Софья произносит на ходу. Чацкий идет к прицелу. Софья идет за ружьем. После слов «А чаще с ними я скучаю» Чацкий стреляет.

После слов «Когда б сошлись короче с ним» — выстрел Софьи.

После слов «Зачем же вы его так коротко узнали» Чацкий тоже стреляет. Софья возвращается к ружьям. Слова «Конечно, нет в нем этого ума» произносятся около мальчика. В это время Чацкий должен молчать и мимически изображать все, что он думает; Чацкий делает знак мальчику, чтобы тот ему принес пистолет. Чацкий стреляет. При словах «Чудеснейшего свойства» Софья опускает ружье.

В фразе «Шалит, она его не любит» слово «шалит» выпускается[cclxi]. После этой фразы Чацкий отдает пистолет и нового не берет.

После слов «Она его не любит» Софья стреляет. Чацкий подходит к ней с правой стороны и говорит: «Кто вас разгадает?» Чацкий идет за пистолетом, в это время вбегает Лиза и шепчет Софье: «К вам Алексей Степаныч будет». Софья идет отдать ружье и оказывается рядом с Чацким. У Чацкого желание удержать Софью; он загораживает ей дорогу, она — налево, он ей опять загораживает, она обходит его справа и уходит. Чацкий остается один, произносит «Ах, Софья (вместо “Бог с ней”), остаюсь опять с моей загадкой». Пауза. Подходит к стойке, облокачивается {214} на нее и с раздумьем говорит: «Ужли (вместо “неужли”) Молчалин избран ею? А чем не муж? Ума в нем только мало, но, чтобы иметь детей, кому ума недоставало?» После этих слов он поворачивается, держит пистолет и смотрит на фигуры.


Слова «Однако дайте мне зайти, хотя украдкой» и т. д. вычеркиваются[cclxii], так как такие слова ужасно старушечьего порядка; для Чацкого, как для молодого человека, это несвойственно; для молодости это психологически не верно: то Чацкий говорит такие бакунинские революционные вещи, а сам вдруг хочет стены, воздух нюхать. Обыкновенно Чацкий эту сцену проводит желчно, но мне кажется, что здесь он должен быть более легок; нельзя, конечно, превращать его только в любовного героя, но надо также отметить, что в этом эпизоде преобладают любовные мотивы, так как разрыв с Софьей еще не совсем произошел. Его приставания к Софье не лишни, так как впоследствии Софья сама будет распускать слух о безумии Чацкого.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.