Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы теоретизирования в качественном исследовании




Врезка

1. Поступательная аппроксимация (приближе­ние, соответствие) как переформулировка кон­цепций путем их постоянного неоднократного сопоставления со свидетельствами, полученны­ми в поле. В процессе такого сопоставления концепции постоянно оттачиваются, в ре­зультате — свидетельства и теория наиболее адекватно соотносятся друг с другом.

2. Иллюстративный метод, где эмпирические свидетельства используются для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию к эмпирии. Существовавшая ранее теория остав­ляет "открытые ящики», пустоты, не описанные теорией, и исследователь выясняет, могут ли полученные им эмпирические свидетельства заполнить эту нишу. Новые свидетельства мо­гут как опровергнуть, так и подтвердить ранее существовавшую теорию.

 

3. Аналитическое сравнение (Дж.С. Миль). Ис­ходя из уже существующих теорий, исследова­тель развивает идеи о повторяющихся образцах отношений или поведения. Он фокусируется на нескольких постоянно воспроизводящихся явле­ниях и ищет повторы таких образцов внутри оп­ределенного социального контекста.

4. Метод согласия развивает предыдущий тип теории, фокусируясь на том, что является об-

щим для всех случаев. Исследователь устанав­ливает, что случаи имеют сходный общий ре­зультат, и ищет общие факторы, приведшие к такому сходству.

35 Glaser В.С, Strauss A.L. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago:Aldine, 1967. P. 3.

36 Glaser B.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 50.

Ядро граунд-теории включает несколько компонентов:

1. Эмпирический, итерационный (многократный) подход к сбору и ана­лизу данных. Это означает, что данные собираются, анализируются и пересматриваются циклически, что позволяет улучшить контроль уче­ного за качеством собираемой информации.

2. Постоянное применение сравнительного метода при построении те­ории. Поиск сходства в совершенно различных явлениях предпри­нимается для того, чтобы ярче высветить суть явления либо социо­логическую переменную. Блестящий пример — ответ А. Страусса на вопрос своего давнего коллеги и сторонника «понимающей социо­логии» Эверетта Хьюза: «Что общего у священника и проститутки?» Ответ был таким: «Тот и другой совершают свое дело скрытно, поэтому для постороннего глаза оно наполнено таинственности». Увидеть общие черты между столь далекими явлениями — суть ка­чественного метода. Сравнительный анализ может также применять­ся по отношению к аналогичным случаям для выявления их про­тивоположностей. Два представителя одного поколения могут начи­нать с одинакового социального положения и достичь высокого служебного статуса, но двигаться к этому разными путями (траек­тория мобильности). Здесь при сравнительном анализе оказалось, что условия и результаты в двух случаях схожие, а характер процесса — разный.

3. Особый способ составления выборки, который принято называть те­оретическим. Акцент поставлен не на репрезентативность данных, а на получение богатого эмпирического материала, на базе которого

4. Метод различия отбирает случаи, которые сходны по большинству своих параметров, но по некоторым существенно различаются. Фиксиру­ются черты, которые делают случаи схожими, и черты, посредством которых они различаются. Путем сопоставления исследователь отыскивает черты, которые ведут к различиям в причинах и результатах.

5. Анализ доменов. Этнографический подход Дж. Спредли37 основывается на определении ба­зовых единиц культурного окружения — доменов, организующих определенную концепцию или идею. Путем объединения доменов в более ши­рокие темы достигается более широкая интерпре­тация культурного смысла данного сообщества.

6. Идеальные типы являются моделями или абстракциями социальных отношений или про­цессов, которые используют многие социологи. Они являются чистыми образцами, которые позволяют соотнести реальные проявления с определенной идеальной моделью.

7. Выделение контекста применяется как способ сопоставления идеальных типов в разных кон-

трастных контекстах, что позволяет выявить специфическое или уникальное в каждом из контекстов.

9. Аналогии служат для логического сравненияс целью доказательства, что два явления илиобъекта определенным способом сходны.

10. Поиск опровергающих или отсутствующихслучаев представляет собой мысленный экспе­римент, концентрирующийся на отсутствииданной характеристики в реальной жизни. Рас­суждение строится по принципу: что бы про­изошло, если бы данная характеристика при­сутствовала? Это позволяет осознать отсут­ствие явления и проинтерпретировать егоотсутствие для данного случая.

Источник: Малышева М.М. Способы кодирова­ния и анализа качественных данных/ В сб.: Воз­можности использования качественной методо­логии в тендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85; Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 210-212.

37 Spradlcy J. The Ethnographic Interview. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1979.

можно сделать глубокие и оригинальные обобщения. Выдвижение гипотез и преемственность с предыдущими социологическими тео­риями отступает на задний план. 4. Качественная теория принимает так называемый фасетный вид, при котором она разбивается на множество полуавтономных теоретичес­ких областей, понятий, суждений, которые, не прибегая к помощи всей теории, можно по отдельности использовать для объяснения новых фактов и явлений. Так, создавая ранний вариант качествен­ной методологии, Гласер и Стряусс в середине 1960-х гг. провели ис­следование престарелых больных в медицинском госпитале, для ко­торого придумали понятия «осознание своего статуса» и «контекст сознания». На протяжение последующих 15 лет они применяли оба эти понятия к самым разным ситуациям и исследованиям, фасетная классификация интерпретируется как способ сортировки тер­минов в заданной области знаний в гомогенные, взаимно исключающие наборы, каждый из которых отпочковывается от универсального набора по-нятии по одному определенному критерию^.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.