Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические журналы и публикации 2 страница




105См.: Социология и власть: документы и материалы. 1953-1968 /Под ред. Л.Н. Москвичева. М.: Academia, 1997.

возобладали консервативные настроения и инертность, усилилась цензура печати, возобновились преследования инакомыслящих. Творческие возмож­ности для социологов вновь сузились. Тем не менее начало 70-х гг. ознаме­новалось созданием модернизированной (либерализованной) версии марксистской теории исторического развития. Она получила название тео­рии развитого социализма, главным выразителем которой стал Р.И. Косола­пое. По сравнению с марксизмом сталинского типа в ней было много ново­го: отсутствовала теория экспорта революции и утверждался принцип мир­ного сосуществования, всестороннего развития личности, примат социальной сферы над экономической. Считалось, что концепция развито­го социализма выполняет роль общефилософской теории, где обнаружива­ются закономерности функционирования всего общества, а социология кон­кретизирует их до уровня социальных общностей, классов, групп.

Главным в ней была не ориентация на изменение, а тенденция к сохране­нию прежних ценностей социализма в гуманизированном варианте. Не исключено, что известный вклад, стимулирующий этот поворот в идеологи­ческой позиции партии, внесли исследования социологов, которые призы­вали к гуманизации труда, учету личности работника, совершенствованию социальных отношений на производстве.

В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований возглавил М.Н. Руткевич, которого многие либералы считают «агентом влияния» самой консервативной прослойки ЦК КПСС. Новый директор полностью перестро­ил программу института. Из ИКСИ уволились десятки сотрудников. Прошло немного времени, и Руткевич вступил в прямой конфликт с идеологическим куратором АН СССР П.Н. Федосеевым и был отстранен от руководства ин­ститутом в 1976 г. Судя по публикациям П. Федосеева в журнале «Социоло­гические исследования», он всегда интересовался и помогал развитию социо­логической науки. Разумеется, так, как понимал ее задачи и миссию.

Период «застоя» не был таким мрачным, как это принято иногда думать. Ни один из разбежавшихся из ИКСИ ведущих социологов не пропал, все прекрасно пристроились, создавая себе новые кафедры, центры, институты, беспрепятственно публикуясь, выезжая за границу, проводя эмпирические исследования, выступая с лекциями и готовя себе многочисленных учени­ков. В «процессе разбегания» крылась известная польза для социологии в целом. Концентрация в одном месте множества талантливых людей обычно чревата возникновением межличностных конфликтов, противостоянием парадигм и подходов, усилением центризма и административного начала. Просто волею судьбы коллектив ИКСИ не успел дожить до той фазы, когда превышается критическая масса. Только борьба с внешним врагом объеди­няла во многом очень разных людей. «Разбегание галактик» оказало на раз­витие региональной социологии двойственное влияние: с одной стороны, уволенные из ИКСИ специалисты могли организовать новые исследователь­ские центры и повысить кадровый потенциал периферии, с другой — сокра­тилось количество эмпирических исследований, проводимых на местах. Действительно, отмечает Г.С. Батыгин106, несмотря на «разгром», почти все ведущие социологи сохранили достаточно высокий статус в академической

106 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 38.

структуре и, за немногими исключениями, могли публиковать свои работы. Вероятно, в региональных социологических центрах также наблюдалось свер­тывание социологических программ. К началу 1980-х гг. отмечено снижение количества эмпирических социологических исследований почти вдвое, в 1983 г. зафиксировано 99 завершенных исследований по всей стране107.

Тем не менее на протяжении последующих 25 лет институциональная структура отечественной социологии оставалась по преимуществу моноцен-тричной — главные силы социологов концентрировались в Москве, здесь проходило большинство научных конференций, принимались жизненно важные для науки решения, выпускался единственный профессиональный журнал «Социологические исследования». Усиливается интеграция социо­логии и партийных институтов. В 1977 г. на философском факультете МГУ на отделении научного коммунизма введена специальность «прикладная социология»; созданы социологические факультеты в вечерних университе­тах марксизма-ленинизма при многих городских комитетах КПСС.

Во времена застоя, несмотря на усиление идеологического пресса и цензу­ры, социологическое сообщество страны продолжало, часто весьма успешно, выполнять свой профессиональный долг. За период с 1972 по 1985 г. в стране было проведено большинство крупномасштабных эмпирических исследова­ний, которые в последующий период либо существенно сократились в числе, либо полностью прекратились. Ленин­градские социологи выпустили моногра­ фию по измерению ценностных ориен­тации, в которой была развита диспози-ционная концепция социального поведения личности108; новосибирская школа Т.И. Заславской получила интересные результаты в области системного ана­лиза сельских регионов109; заметным событием стал выпуск в Новосибирске сборника «Математика в социологии», в котором опубликованы работы веду­щих зарубежных и советских специалистов по математической социологии110; оригинальные социологические работы были опубликованы в Киеве, Сверд­ловске, Таллинне, Москве. Феномен расхождения социальных установок (вер­бальное поведение) и реального поведения в начале 80-х гг. основательно изу­чен одесскими социологами во главе с И.М. Поповой. В опубликованной в 1985 г. монографии при помощи тонких методик были проанализированы данные 25 исследований на предприятиях, проведенных за период с 1970 по 1983 г. Ученые обнаружили сложные взаимоотношения между удовлетворен­ностью трудом (вербальное поведение) и текучестью кадров (реальное пове­дение), их расхождение и совпадение.

Проблемы инженерного труда изучались в другом исследовании, которое, как и упомянутые выше, стало важным событием в отечественной социоло-

|07Эмпирические социологические исследования в СССР: Каталог. 1981—1982. М.: Институт социо­логических исследований АН СССР, 1985.

|08Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: На­ука, 1979.

""Заславская Т.И. К методологии системного изучения деревни // Социологические исследования. 1975, № 3; Социально-демографическое развитие села: Региональный анализ / Под ред. Т.И. Зас­лавской и И.Б. Мучника. М.: Статистика, 1980.

""Математика в социологии: Моделирование и обработка информации /Под ред. А.Г. Аганбегяна, X. Блейлока, Ф. Бородкина, Р. Будона, В. Капекки. М.: Мир, 1977.

7ое

гии труда. В 1965, 1970, 1976, 1977 гг. группа социологов (Л.С. Бляхман, В.Р. Полозов, В.Я. Суслов, Ф.Л. Мерсон, Ю.Г. Чуланов, Г.Ф. Галкина, А.К. Назимова, Г.В. Каныгин и др.) под руководством О.И. Шкаратана про­вела повторное исследование на машиностроительных предприятиях Ленин­града. Основная задача — изучение социальной структуры рабочей силы, из­менений в содержании и характере труда, условий труда и быта, мотивации и отношения к труду. Авторам удалось выявить ряд важных тенденций и осо­бенностей в сфере труда: снижение престижа цеховых руководителей, изме­нение ценностных ориентации на содержание труда у инженеров, связь внут­ризаводской мобильности и удовлетворенности работой, взаимосвязь эффек­тивности труда с его условиями, зарплатой и квалификацией работника.

Именно в это время начал выходить периодический орган социологов — журнал «Социологические исследования» (сокращенное наименование «Со-цис»), сформировалась отраслевая структура социологии, издано большое количество научных монографий, учебных и методических пособий, про­изошло накопление методологического опыта и формирование профессио­нального сообщества. Появляются переводы зарубежных социологов"', в том числе французских авторов Р. Пэнто и М. Гравитца «Методы социальных наук»"2, и ставшая настоящим бестселлером книга Э. Ноэль «Массовые оп­росы. Введение в методику демоскопии»(1978, переиздана в 1994 г.). Суще­ственно расширяется спектр отечественных работ по теории и методологии, методике и технике проведения социологических исследований"3. Введение социологического образования (по специальности «прикладная социоло­гия»"4) потребовало издания специализированных методических пособий, ориентированных на отраслевые направления"5.

Таким образом, социология развивается довольно интенсивно: в рамках АН СССР уже существует более 40 научных подразделений социологического профиля. В вузах число социологических лабораторий и секторов, увеличив­шись за 1972—1977 гг. в 4 раза, достигает 200; вузовская социология выполня­ет значительный объем работ по заказам заводов и других организаций"6.

111 Математические методы в социальных науках /Под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри / Пер. с англ. под. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1973.

":Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1972.

"'Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986; Дави-дюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Минск: Вышэйшая школа, 1975; Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969; Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: МГУ, 1972; Методологичес­кие и методические основы социологического исследования. Ашхабад: Ылым, 1986; Рабочая книга социолога/ Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1976; 2-е изд. М.: Наука, 1983.

"4Лишь через 3 года после принятия решения министерства социологическая специализация «при­кладная социология» открывается в главном вузе страны — МГУ, а позже в вузах Ленинграда, Бело­руссии, в Уральском и некоторых других университетах, чаше всего на философских факультетах.

Величко А.Н., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. М.: Московский рабочий, 1976; Герчи-ков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1984; Как провести социологическое исследование: В помошь идеологическому активу /Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985; Методологические и мето­дические проблемы контент-анализа: Тезисы докладов / Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. М.—Л., 1973. Вып. 1, 2; Методология и методика системного изучения советской деревни/ Отв. ред. Т.Н. Заслав­ская и Р.В. Рывкина. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980; Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. М.: МГУ, 1980; Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: Статистика, 1973.

"6Руткевич М.Н. Итоги пятилетней деятельности Советской Социологической Ассоциации//Социо­логические исследования. 1977. № 3.

В конце 1970-х гг. для студентов и аспирантов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. В 1976 г. в области прикладной социо­логии было занято почти 900 научных и научно-педагогических работников, из них 20 докторов и более 240 кандидатов наук; ССА объединяла 400 коллек­тивных и 15 тыс. индивидуальных членов"7. Отделы, лаборатории, центры научной организации труда промышленных предприятий, фабрик, заводов и строек составляют большинство коллективных членов ССА. Многие газеты вводят рубрики «Помогли социологи», «Общественное мнение» и подобные"8.

Годы перестройки (1985—1991) всколыхнули духовную и социально-по­литическую атмосферу в обществе. Политические изменения, как и в пери­од «оттепели», рождали у населения, прежде всего у интеллигенции, надеж­ду на скорые социальные и экономические преобразования. Во время гор­бачевской модернизации народ интересовался цифрами и фактами, социальным расслоением и кризисами социальных институтов, а не поэти­ческими образами, дискурсом физиков и лириков, далекими мирами, как это происходило в хрущевский период. Отмечается небывалый читательский бум, резко растут тиражи многих газет и журналов, некоторые из них достигают десятков миллионов. Из глубокого подполья к читателям возвращаются зап­рещенные ранее имена и произведения. Уходит в прошлое противопостав­ление российской и зарубежной (эмигрантской, диссидентской) культуры, утрачивается надобность чтения между строк, оппозиционная мысль звучит на улицах, трибунах, в газетах и на телевидении. Рождаются и набирают силу многочисленные общественные инициативы.

После смены руководства КПСС в 1985 г. XXVII съезд провозглашает курс на ускорение научно-технического прогресса, развитие гласности. На вол­не горбачевской перестройки на ключевые посты в Академию наук СССР и в ЦК КПСС пришли, как и в годы хрущевской «оттепели», либерально на­строенные интеллектуалы, ориентированные на усиление роли гуманитар­ного образования и человеческий фактор в производстве. В руководстве многих академических учреждений происходит постепенный переход от жестких командных к мягким демократическим методам управления. В 1988 г. Высшая аттестационная комиссия включает социологию в но­менклатуру специальностей научных работников: создается Всесоюзный Центр изучения общественного мнения при ЦК Профсоюзов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества»"9. В перечне научных специальностей социология впервые была отделена от фи­лософии, а Институт социологических исследований АН СССР получил но­вое название: Институт социологии АН СССР. Его директором-организато­ром стал авторитетный социолог, либерал по убеждениям, В.А. Ядов, рабо­тавший до этого ведущим научным сотрудником Ленинградского филиала Института истории естествознания и техники АН СССР.

'"Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической на­уки в СССР (1968-1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах СПбРХГУ, 1999. С. 331-345.

"8Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 16.

119О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского об­щества // Социологические исследования. 1988. № 5. С. 98.

Отказавшись от традиционной системы централизованного планирования исследований, он предоставил сотрудникам свободу в выборе научных тем (проектов). В структуре Института произошло внутреннее разделение по на­правлениям: одно возглавил В.А. Ядов, другое — Г.В. Осипов. В начале 1991 г. Институт разделился на две половины: меньшая часть сотрудников (около 100 человек) ушла с Г.В. Осиповым в новый Институт социально-полити­ческих исследований АН СССР, директором которого он вскоре стал. Боль­шая часть сотрудников осталась в старом здании (здесь же находится редак­ция журнала «Социологические исследования»), под руководством В. Ядо-ва. В конце 1980-х гг. возникло принципиально новое учреждение, прецедента которому в советские времена не существовало, а именно — Всесоюзный центр изучения общественного мнения (директор Т.И. Заславская, затем Ю.А. Ле­вада), сотрудники которого, переняв все самое передовое у американских оп­росных фирм, и прежде всего знаменитого института Гэллапа, в короткие сро­ки создали разветвленную опросную сеть, разработали очень эффективные методические инструменты и «снимали» самую горячую информацию о соци­альном настроении и состоянии общественного мнения по всей стране.

Переломное время между горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами было отмечено ростом политического активизма социологов, участием в народных движениях и фронтах, публичными выступлениями за рыночные реформы и демократизацию общества, критикой советской сис­темы и монополии КПСС. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в суверенные государства разрушил некогда единое социологичес­кое сообщество, распространявшееся на огромную территорию. Взамен фор­мальных связей и тесной кооперации создавались новые системные связи, носившие преимущественно неформальный, личный характер. Распалась некогда могучая Советская социологическая ассоциация, на ее развалинах постепенно произросло сразу несколько объединений (ассоциаций) отече­ственных социологов, которые дополняли и одновременно соперничали друг с другом не только за новых членов, финансы, признание, но и за темати­ческое пространство. Прежде всего это Российское общество социологов (РОС) и Профессиональная социологическая ассоциация.

В 1989 г. отменено преподавание в вузах истории КПСС, исторического и диалектического материализма, политической экономии социализма и на­учного коммунизма. Началось массовое преобразование кафедр научного коммунизма в вузах: около тысячи их, столкнувшись с новыми вызовами, стали менять учебные планы и переименовываться в кафедры социологии, политологии и культурологии. В стране сформировался рынок социологи­ческих услуг, созданы негосударственные научные учреждения, десятки со­циологических фирм специализируются на изучении спроса и предложения, организации предвыборных кампаний, управленческом консультировании. Финансовую, организационную и научную самостоятельность приобрели небольшие (часто временные) коллективы научных сотрудников, которые иногда именуют себя центрами и институтами |2°.

Среди позитивных тенденций развития и институциализации отечествен­ной социологии в последнее время Ю.Н. Толстова отмечает: переводы клас-

Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 40.

сических и современных работ ведущих западных социологов, повышение интереса к истории отечественной социологии, реабилитация и издание ра­нее запрещенных работ отечественных социологов конца XIX — начала XX в. (дореволюционный период и советский период 20—30-х гг.), издание перевод­ных и отечественных учебников по методологии и теории социологии, разви­тие методологических представлений в сфере эмпирических исследований121. Начиная с 90-х гг. были переведены и изданы работы П. Сорокина, М. Вебе-ра, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, К. Поппера, Р. Арона, Г. Маркузе, П. Бурдье; специализированные сборники переводов, отражающих состояние американ­ской социологической мысли: Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон и др. Появ­ляются новые факультеты социологии в университетах и педагогических ин­ститутах, межфакультетские кафедры в технических вузах. Социологию начи­нают преподавать в техникумах и технических училищах, в школах.

В 1989 г. решением Президиума ССА АН СССР, Госкомитета по на­родному образованию и Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ созданы Высшие социологические курсы (директор — СВ. Наталушко). Они давали лицам с высшим образованием диплом социолога высшей квалифи­кации с правом преподавания социологии, первый набор был в 1991 г. пос­ледний — в 1997 г. За это время подготовлено более 150 специалистов, при курсах работал ежегодный семинар выпускников и преподавателей, выходил ежегодник «Социологические очерки»122. Множится число социологических изданий, прежде всего периодических123. Социология включена в число обязательных вузовских дисциплин. Поданным Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации, в стране к 1996 г. имелось 53 факультета и отделения социологии, в государственных вузах работали 250 кафедр социологии (включая социологию, соединенную с другими дисциплинами), еще примерно 15 кафедр открыто в негосудар­ственных университетах. Растет численность кандидатов и докторов наук124. Началась грантовая поддержка научных исследований.

Благодаря созданному в 1988 г. Дж. Соросом фонду «Культурная иници­атива» и созданному в 1995 г. фонду «Институт "Открытое общество"» прин­ципиально изменилась ситуация с выпуском учебников и учебных пособий: появились книги нового поколения, количество учебной литературы возрос­ло в несколько раз. Ежегодный выпуск книг и брошюр по социологии состав­ляет 300—400 наименований125. Десятки студентов и аспирантов получили

121 Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядо-ва. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 91.

122Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 21.

123С 1991 г. — «Социология. 4 М: Методология, методы математические модели», с 1992 г. — «Вопро­сы социологии», с 1993 г. — «Мир России», с 1994 г. — «Социологический журнал» и «Социальный конфликт», с 1998 г. — «Журнал социологии и социальной антропологии» и др.

124 Численность утвержденных кандидатов и докторов социологических наук

Москвичев Л.Н. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманинтарных дисциплин // Социологические исследования. 1998. № 5.

125 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Подред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 41.

возможность учиться в европейских и американских университетах. В стра­не появился успешный опыт соединения российских и западных образова­тельных стандартов при подготовке специалистов высшей квалификации, он институциализировался в создание Европейского университета в Санкт-Петербурге (ректор Б. Фирсов) и Московской высшей школы социальных и экономических наук (ректор Т. Шанин).

Вначале 1990-х гг. Институт теории и истории социализма (раньше он был Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) был преобразо­ван в Российский независимый институт национальных и социальных проблем. Ряд учреждений и служб перешли на коммерческую основу. Среди них наиболее весомые: Vox Populi — служба профессора Б.А. Тру­шина и Институт независимых исследований в Санкт-Петербурге, руко­водитель В.М. Воронков.

В настоящее время в стране существует немало исследовательских цент­ров и кафедр, среди которых можно отметить коллективы социологических факультетов МГУ (В.И. Добреньков), Санк-Петербургского (А.О. Барано-ев), Алтайского (СИ. Григорьев), Московского социального (Г.И. Осадчая) университетов, уральских социологов (Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина), Не­зависимого института национальных и социальных проблем (М.К. Горшков), Ростовского университета (Ю.Г. Волков) и др.

Отмечая несомненные успехи институциализации социологии в Рос­сии рубежа тысячелетий, необходимо отметить ряд негативных моментов и проблемных точек роста науки. Первая касается социологического об­разования. Неожиданная легализация социологии в начале 1990-х гг., создание многочисленных факультетов, отделений, кафедр, специализа­ций и курсов социологии остро поставило проблему кадрового обеспече­ния. Если в стране десятилетиями не существовало высшего социологи­ческого образования, а затем в одночасье оно начинается во всех городах и весях, то совершенно очевидно, что социологию будут преподавать не социологи. По данным И.А. Бутенко, даже в середине 1990-х гг. кадро­вая проблема не была решена: «Уровень преподавания социологии в зна­чительном числе новых и старых вузов оставляет желать лучшего, посколь­ку нередко преподавателями этой дисциплины выступают бывшие про­фессора научного коммунизма и исторического материализма или другие лица, не имеющие ни специального образования, ни практического опы­та в сфере социологии. В 1995—1997 гг. обладателям ученых социологи­ческих степеней, наряду с работниками научно-исследовательских инсти­тутов и высших учебных заведений, стали некоторые федеральные мини­стры и их заместители, политические деятели и прочие лица, мало связанные с научной деятельностью»126.

Однако не только кадровые проблемы привели к тому, что в конце 1990-х гг. в процессе институциализации отечественной социологии проис­ходили кризисные явления. Низкая оплата труда академических социологов привела к рапространению вторичной занятости, практики дополнительных заработков, невозможности покупать необходимую литературу, оттоку кадров из вузовской и академической науки, коррупции в преподавательской среде (взятки за вступительные и текущие сессионные экзамены). Дополнительные

"''Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 29.

занятия не оставляют времени для повышения квалификации. «Трудовые пе­регрузки ученых делают формальными многие обсуждения, устные и письмен­ные: среди социологов растет разобщенность. Совокупный тираж журналов, выходящих крайне редко и нерегулярно, не достигает и четверти по сравне­нию с 1990 г. Государственная поддержка исследовательских проектов в силу скудости государственных средств зачастую оказывается почти символичес­кой и в любом случае не позволяет проводить масштабные полевые исследо­вания»127. Не всегда высокое качество преподавания и исследовательской ра­боты со стороны некоторых в спешке организуемых социологических служб и фирм заставляют все чаще говорить о дискредитации дисциплины128.

Общие тенденции институциализации российской социологии, на фоне происходящих в стране политических изменений, И.А. Бутенко129 очертила так:

♦ социально-политическая ситуация в XXI в. остается далекой от стабиль­ности;

♦ устойчивое развитие демократии все еще является делом будущего;

♦ центральные СМИ все более явно выражают интересы тех или иных финансовых групп;

♦ общественное мнение развито слабо и подвержено манипуляциям;

♦ место социологов на общественной сцене занимают специалисты по по­литическим технологиям;

♦ социология оказалась не в чести у власти, эту дисциплину в 1999 г. вывели из государственного стандарта для высшего образования;

♦ в результате чего начались сокращения преподавателей и объединения кафедр;

♦ общество не жалует социологов: согласно данным Фонда «Обществен­ное мнение», лишь 45% взрослых россиян доверяют цифрам, ими полу­чаемым130.

Сегодня в сфере образования в целом и в социологии в частности сло­жилась противоречивая ситуация. С одной стороны, учебные заведения сталкиваются со все большими трудностями, преподавателям месяцами не выдают зарплату, задерживается стипендия студентам, хорошее образова­ние почти недоступно малообеспеченным слоям, полностью разрушена система воспитательной работы в вузах. Учебные заведения не получают средств на ремонт, литературу, периодические издания, обостряется про­блема качества обучения. С другой стороны, система образования стала более гибкой, маневренной, гораздо более разнообразной и интересной. Возникли новые виды учебных заведений, развернута подготовка специа­листов по совершенно новым, иногда экстравагантным специальностям, издается обширная учебная и методическая литература. Например, объе­мы методической литературы по социологии (в сравнении с 1980-ми гг.) возросли в 10—15 раз.

'"Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во

«Институт социологии РАН», 2000. С. 29. |28Осипов Г.В. Что происходит в социологии? // Вестник РГНФ. 1997. № 1. 129Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во

«Институт социологии РАН», 2000. С. 35. 130ФОМ-Инфо. 1998. № 43.

Любая наука представляет собой сложный комплекс когнитивных и со­циальных показателей. В организации науки, а тем более в ее социаль­ной составляющейпроцессе институциализации наукиважное ме­сто занимают публикации. Крестьянин выращивает хлеб, продает его на рынке и благодаря вырученным за него деньгам узнает истинную цену произведенной продукции. Конечной продукцией отчитываются рабочие, врачи, писатели, юристы и т.д. У каждой профессии своеобразная фор­ма конечного продукта деятельности (товар или услуга), способ и техно­логии его получения, системы вознаграждения за труд и общественного признания результатов труда.

ИНСТИТУТ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Публикация выступает наиважнейшим способом оповещения обществен­ности о проделанной ученым работе, получения общественной оценки сво­его труда, его признания и, отчасти, материального вознаграждения (гоно­рар за книгу или статью).

Научная публикация относится не только к когнитивной структуре науки, имеющей дело с иерархией знания, методами и предметом науки, школами, парадигмами и т.п., но и к социальной. Социальная структура науки вклю­чает систему коммуникаций ученых, формальные и неформальные отноше­ния между ними, механизмы формирования научных сообществ, престиж профессии, способы общественного признания и вознаграждения труда и др.

Известный специалист в области методологии науки американец Д. Дж. С. Прайс1 называет институт научных публикаций важным уровнем дисциплинарной структуры науки и относит его к числу социальных инсти­тутов. Он подразделяет его на ряд подуровней, или эшелонов. Первый эше­лон — журнальные статьи, второй — учебники, монографии, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Они дополняются третьим эшелоном — научны-

1 Прайс Д. Дж. С. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.