КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лондонское социологическое общество 2 страницаВ их обучение и воспитание вложили свой труд и талант профессора: В.И. Добреньков, А.И. Антонов, Ю.П. Аверин, В.И. Гараджа, Ф.Б. Городис-ский, В.П. Коломиец, А.И. Кравченко, Е.И. Кукушкина, Ф.И. Минюшев, А.С. Панкратов, Н.Е. Покровский, Н.С. Федоркин, Д.М. Фельдман, Е.Б. Шестопал, Р.С. Цаголова; доценты: М.К. Башаратьян, Г.Н. Бутырин, В.К. Ковальчук, Л.Г. Костюченко, Э.П. Кирюхов, А.И. Демидова, Г.А. Дро-бот, И.Г. Петров, И.В. Пастухова, В.Д. Чеснокова, В.Я. Нечаев, Т.Н. Сам-сонова, А.И. Ларионов, В.М. Медков, А.Ш. Викторов; научные сотрудники: В.И. Галочкин, Н.И. Вьюнов, Н.Н. Ефимов, A.M. Долгоруков, А.Г. Колокольцев, В.А. Ознобкин, З.В. Горбунова, Г.Б. Бороздина, А.В. Клубов, Л.В. Лесная, B.C. Романов и многие другие. На факультете трудятся академики РАН В.М. Матросов, Г.В. Осипов, А.А. Самарский, члены-корреспонденты РАН Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко. За период с 1996 по 2001 г. ученые факультета сделали более 600 научных докладов и сообщений на университетских, российских и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах. Силами факультета, а также с его активным участием, ежегодно проводятся от 10 до 15 конференций, семинаров и «круглых столов». За тот же период ученые нашего факультета побеждали 20 раз в конкурсах на получение грантов. Ежегодно проводятся студенческие и аспирантские научные конференции, среди них главная — «Ломоносовские чтения». Лучшие сообщения публикуются в сборниках научных работ. Осуществленная в 2000—2002 гг. капитальная реставрация здания социологического факультета позволила создать современную материально-техническую базу дня обучения студентов и проведения научно-изыскательной деятельности: просторные учебные аудитории и кафедральные кабинеты, библиотека (на бумажных и электронных носителях), компьютерные классы и многое другое создают современную телекоммуникационную основу не только для обучения, но также исследований, научного общения (научные семинары, общероссийские конференции, международные социологические конгрессы, симпозиумы, «круглые столы», мастер-классы) сотрудников факультета и социологов всей страны. На протяжении последних лет наблюдается стабильный интерес молодежи к социологическому факультету. Постоянным остается конкурс в 3,5 человека на место, что свидетельствует не только о популярности самой социологической науки, но и являет собой результат большой и целенаправленной работы коллектива по созданию современной, динамичной модели образования, которая и обеспечивает факультету привлекательность. Факультет социологии СПбГУ27 Факультет социологии СПбГУ был создан в 1989 г. на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии Ленинградского университета. До него существовали две кафедры на экономическом факультете: кафедра прикладной социологии и кафедра социального управления. То обстоятельство, что социология зарождалась в недрах экономического факультета, а не философского, как в МГУ, наложило определенный отпечаток на первоначальную тематику и структуру факультета, на характер преподавания и исследований. Среди самых очевидных последствий экономического происхождения ленинградской, а теперь санкт-петербургской, университетской социологии надо считать хорошие традиции, благоприятные условия и научный задел для становления экономической социологии. Идея создания кафедры принадлежит профессору В.Я. Ельмееву. Она возникла довольно давно — еще в те времена, когда отделение социологии появилось на экономическом факультете. Основная концепция — создать кафедру, способную преподавать и проводить научно-исследовательскую работу в области, интегрирующей экономику и социологию. В настоящее время на кафедре подготовлены и читаются основные курсы: «Экономическая социология» (Ве-селов Ю.В.), «Социология труда» (Карапетян Р.В.); «Теория социально-экономического развития» (Петров А.В.), специальные курсы — «Социология собственности» (Ельмеев В.Я.); «Социология предпринимательства» (Капу-сткина Е.В.); «Индустриальная социология» (Карапетян Р.В.); «История русской экономической социологии» (Синютин М.В.). На пятилетнее обучение в области экономической социологии с 1997 г. ежегодно принимают 15 студентов. Однако со временем «экономический уклон» был преодолен. В моду вошла культурная и социальная антропология, благодаря которой факультет развернулся лицом к гуманитарному образованию. Сейчас на факультете 9 кафедр: культурной антропологии и этнической социологии, общей социологии, прикладной и отраслевой социологии, социального анализа и математических методов в социологии, социального управления и планирования, социологии политических и социальных процессов, теории и практики социальной работы, теории и истории социологии, экономической социологии. Кафедра прикладной и отраслевой социологии — старейшая на факультете. В 1984 г. на экономическом факультете была основана ее «прародительница» — кафедра прикладной социологии, возглавляемая проф. В.Я. Ельме-евым. Со дня основания кафедры на ней работают нынешний заведующий кафедрой д.с.н., профессор Овсянников В.Г. и д.э.н. доцент Тихомиров Б.И. Научно-педагогический потенциал кафедры заметно усилился с приходом на нее профессора, д.с.н. Гавры Д.П. Будущее кафедры ассоциируется с мо- 27 Информация дается по источникам: Бороноев А.О. Факультет социологии: 10 лет становления и развития //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 2; Социологи-преподаватели обмениваются опытом // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 127; Социология в Санкт-Петербурге. Круглый стол, посвященный 10-летию создания факультета социологии С.-Петербургского госуниверситета и С.-Петербургского филиала Института социологии РАН // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. Вып. 2 // http://www.soc. pu.ru:8101/inf/ abitur2002.shtml лодыми преподавателями кафедры — ассистентами Семиделовой Е.В., Ду-диной В.И., Шариповой М.Д. и др. Своеобразие факультета, его отличие от подобных ему учреждений в других городах заключается в междисциплинарное™ обучения: наряду с социологией студенты получают глубокие знания по широкому кругу гуманитарных и социальных наук. Но стержнем здесь выступают две дисциплины — антропология и социальная работа. Именно для этих целей уже в 1993 г. были созданы отделения социальной антропологии и социальной работы. На факультете выработана своя концепция подготовки социальных антропологов и социальных работников. Она заключается в том, что они готовятся на стволе социологии как фундаментальной, базовой социогуманитарной дисциплины. В учебных планах новых специальностей содержится достаточное число социологических дисциплин и фактически, хотя это не пишется в дипломах, выпускники получают специальность — социальный антрополог-социолог и социальный работник-социолог. Факультет является крупным учебно-научным социологическим и антропологическим центром. На кафедрах и в подразделениях факультета трудится свыше 30 докторов и более 50 кандидатов социологических, философских, психологических, экономических, исторических, физико-математических наук. К учебной и научно-исследовательской работе факультета привлекаются и представители других факультетов и подразделений университета, ведущих учебных и научно-исследовательских организаций Санкт-Петербурга, России, Европы и Америки. На факультете есть Центр социологических исследований, лингвистический класс, аудиовизуальная лаборатория (создана благодаря сотрудничеству с Билефельдским университетом), учебная лаборатория, оснащенная современной компьютерной техникой. Компьютерная сеть факультета имеет постоянное подключение к Интернету. На информационном сервере «Социология» (http://www.soc.pu.ru), постоянно публикуются материалы по социологической тематике, а также информация о факультете. В 1993 г. возродилось Социологическое общество имени М.М. Ковалевского (основано в 1916г.). Основаны также Российско-германский центр социальных наук, Исследовательский центр «Русская социология: теория, история, опыт», Международный центр сравнительных исследований и экспертиз (Интеркомцентр). Большое внимание уделяется использованию российских традиций в области социологии в сочетании с международным опытом. Этим занимается, в частности, «Социологическое общество им. М.М. Ковалевского», которое призвано стать объединением вузовских социологов страны. Кроме того, начаты работы по изучению социогуманитарного наследия России. С первых дней основания факультета проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству выдающихся российских ученых — М.М. Ковалевского, И.А. Ильина, П.Б. Струве, Н.И. Карееваидр. Начато издание серии «Российские социологи». Преподаватели и научные сотрудники поддерживают тесные связи с зарубежными коллегами. Кроме знакомства с американской социологией активно изучаются и используются традиции европейской социологии — опыт ученых Франции, Германии, Голландии и других стран. Это послужило основой адаптации учебных планов и программ к международному стандарту, повышению качества обучения и результативности научной деятельности. В рамках международного сотрудничества на факультете читали и читают лекции известные зарубежные ученые, такие, как Н. Луман, Г. Альбрехт, X. Абельс, А. Гронемайер, У. Мюллер, Э. Ланге, Х.-У. Отто, Р. Ретлевски, X. Тюрелль, Ю. Фельдхофф, X. Харбах, Г. Шмидт, X. Шрадер (Германия); П. Ватье, Р. Пфефферкорн, П. Хинтермайер, Ф. Рафаэль (Франция); К.М. Балза, М.Л. Пинту, В. Коэло (Португалия); Э. Асп (Финляндия) и др. Ученые факультета, в свою очередь, участвуют в осуществлении учебного процесса и проведении научных исследований за рубежом. На факультете сочетаются теоретико-методологические и эмпирические исследования, сложились творческие исследовательские группы. Научные исследования проводятся в рамках следующих направлений: проблемы истории, теории и методологии социологии; теория социального развития общества и социальные проблемы российского общества; социология и антропология города и проблемы социальной защиты; социальная антропология и этносоциальные проблемы; политические, коммуникационные процессы; социальные проблемы экономики и трудовых отношений; социальные проблемы молодежи. Во время обучения студенты получают подготовку по базовым дисциплинам — философии, теории и истории социологии, экономической теории, социальной антропологии, теории и практике социального управления и социальной работы, прикладной социологии, методике и технике социологических исследований, различным отраслям социологии и по дисциплинам, определяющим своеобразие их специализации. В магистратуру могут также поступить и те, кто окончил другие вузы по родственным специальностям и направлениям. Выпускники работают в вузах, научно-исследовательских институтах РАН, повсюду: органах государственной администрации, международных учреждениях, коммуникативных структурах, различных коммерческих организациях. Каждый семестр факультет социологии СПбГУ в рамках соглашения о международном сотрудничестве предоставляет стипендии для обучения в университетах Билефельда и Магдебурга. Накопленный в процессе сотрудничества опыт послужит основой разработки новых программ, в которых будут участвовать университеты Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ. С1989 г. сотрудниками факультета опубликовано свыше 70 индивидуальных и коллективных монографий, учебников и учебных пособий. Выходят периодические издания: «Проблемы теоретической социологии» (отв. ред. А.О. Бо-роноев), «Российская социология» (отв. ред. А.О. Бороноев, В.В. Козловский), «Социология экономики и управления» (отв. ред. Л.Т. Волчкова). Кроме того, факультетом социологии СПбГУ издаются: а) журнал социологических и маркетинговых исследований «Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев»; б) «Журнал социологии и социальной антропологии». Незаменимым подспорьем в учебном процессе является созданная в 1993 г. и быстро растущая факультетская библиотека, которая в своих фон- дах уже имеет около 13 тыс. книг и журналов, в том числе около 5 тыс. на иностранных языках. Сотрудниками библиотеки ведется работа над составлением картотеки сборников. Поскольку на факультете уделяется большое внимание изучению языков (многие студенты заканчивают факультет, владея двумя иностранными языками), библиотека обладает большой подборкой иностранных журналов (на английском и немецком языках), все журналы представлены в свободном для читателей доступе. В читальном зале могут работать также студенты и преподаватели из других вузов города. За 11 лет своего существования факультет стал центром обсуждения учебно-методических и концептуальных проблем социологического и социально-антропологического образования в стране. На десятом году существования состоялось объединение факультета и Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ): создан принципиально новый Учебно-научный центр социологии (УНЦС). Уже проводились две международные конференции, посвященные проблемам социологического образования в стране (1993, 1998), а также «круглый стол» по концептуальным проблемам социальной антропологии и антропологическому образованию (1998). А в 2000 г. на базе факультета проводился Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Первым деканом факультета социологии Ленинградского, Санкт-Петербургского университета стал проф. А.О. Бороноев. Сегодня декан факультета — проф. Н.Г. Скворцов. Но в развитии факультета есть и проблемы. Одной из них является слишком медленное формирование социологического мышления, социологической культуры. Это связано с тем, что кадровый состав, особенно на начальном этапе, формировался из различных по базовому образованию специалистов (философов, экономистов, историков, психологов), но имеющих отношение и интерес к социологии. Поэтому вхождение некоторых сотрудников в социологический дискурс задерживается. К сожалению, из-за отсутствия финансирования возникают трудности с проведением фундаментальных и эмпирических исследований. Появление факультета социологии СПбГУ имеет важное историческое и культурное значение. Новая наука, социология, возникла впервые в России именно в Санкт-Петербурге. Спустя 72 года социология родилась второй раз, и снова в том же городе (если не считать возникший в том же 1989 г. социологический факультет МГУ). Вполне справедливо оценила значение этого факта преподаватель факультета социологии СПбГУ проф. Р.П. Шпакова: «Есть города, в которых иногда так своеобразно концентрируется духовная жизнь, что она сама собой предрасполагает к культурно-социологическим размышлениям. Такие города становятся средоточием духовности особого рода, которая вызывает к себе стойкий социологический интерес. Санкт-Петербург, столица дореволюционной России, был именно таким городом. Именно в нем впервые в России возникла новая наука — социология. Ни одна другая научная дисциплина, пожалуй, не связана так тесно с этим городом и не отмечена его влиянием, как социология»28. :s Шпакова Р.П., Головин Н.А. История социологических дискуссий в России // http:// www.soc.pu.ru:8101/materials/golovin/reader/ngolovin/r_russoz.html#l Европейский университет в Санкт-Петербурге Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) — негосударственное высшее учебное заведение по послевузовской подготовке специалистов (аспирантура) в области общественных и гуманитарных наук. Идея создания негосударственного высшего заведения, дающего фундаментальное послевузовское образование по гуманитарным наукам, была выдвинута в 1991 г. академиками Ж. Алферовым и А. Фурсенко, писателем Д. Граниным, ректором Санкт-Петербургского университета С.Меркурьевым, мэром города А. Собчаком. Проект создания и концепции ЕУСПб разрабатывался при финансовой и организационной поддержке Международного фонда «Культурная инициатива», а также Фонда Форда, Программы поддержки высшего образования и Фонда Макартуров. ЕУСПб официально открылся в 1994 г.29 Учредителями Европейского университета стали Комитет по культуре и Комитет по управлению городским имуществом Мэрии (ныне — Администрации) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Экономико-математический институт РАН, Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Санкт-Петербургский союз ученых. Ректором университета является известный российский социолог проф. Б.М. Фирсов. Пробивал свое детище Б. Фирсов с большим трудом: надоедал городским властям, выбивал финансирование, разослал свою концепцию в 200 университетов мира — и получил, казалось, лишь виртуальную поддержку. Но когда на стадии распределения грантов международные фонды — Форда, Макартуров, Сороса — запросили ведущих зарубежных экспертов, выяснилось: те знают и всячески рекомендуют идею Европейского университета именно в Петербурге. Для фондов было важно: будет ли новый университет продвигать в России стандарты открытости, интернационализации образования, приглашать зарубежных светил. Большим плюсом стало то, что университет ориентирует своих аспирантов на то, чтобы они ощущали себя членами мирового научного сообщества. Университет ведет образовательную и научную деятельность на внебюджетные средства, которые сам же и ищет, а город обеспечивает здание и средства на его содержание. Одна из целей Европейского университета: используя мировой опыт, содействовать обновлению российского образования. Миссию университета его создатели видят в содействии обновлению российской науки и образования на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта, приближению к высоким международным стандартам, т.е. программам международного класса в таких областях знаний, как экономика, история, этнология, право, политические науки в содружестве с социологией. Именно социология, ее подход и видение мира стали ключевыми в подаче знаний по другим дисциплинам. Университет состоит из пяти факультетов (истории, этнологии, истории искусств, экономики, политических наук и социологии) и нескольких как факультетских, так и междисциплинарных центров: Архивный тренинговый центр (АТЦ), Центр Устной истории, Центр политических исследований 29 На каждый вложенный городом рубль Фонд Форда, Фонд Макартуров и Фонд Сороса выделяют университету десять. (ЦПИ ПНиС), Центр полевой этнологии (ЦПЭ), Центр информатики (ЦИ), Языковой центр. Деятельность университета началась с создания аспирантского колледжа. Аспиранты, отобранные на конкурсной основе, получали универсальное образование, включающее основательные знания о человеке и современной цивилизации и навыки исследовательской деятельности. За прошедшие с момента образования ЕУСПб годы в нем было налажено обучение слушателей по трехлетней аспирантской программе. В течение первого года происходит интенсивное обучение, переучивание и доучивание. Таким образом, люди с непрофильным высшим образованием превращаются в специалистов-гуманитариев. У экономистов — это преимущественно экономическое моделирование с очень сильной математической базой. На историческом факультете — упор на источниковедческие дисциплины, историографию. По социологии и политическим наукам ориентация происходит на западную социологию. Этнология — уникальный для России факультет. Его аспиранты получают образование, соединяющее этнографию, фольклористику, лингвистику, культурологию и прочие дисциплины, которые необходимы для современного этнолога (социального антрополога). Основными целями университета являются: ♦ утверждение и поддержка новых форм негосударственного образования, развитие гибких моделей обучения, учитывающих опыт и достижения мировой университетской практики; ♦ преодоление разрыва между высшим образованием и академической наукой, содействие формированию единой интеллектуальной среды, в которой научные исследования и обучение плодотворно дополняют друг друга. В число приоритетных задач ЕУСПб можно включить также восстановление связей с учеными и преподавателями, уехавшими в 70—90-е гг. на Запад, поиск и активную поддержку будущих интеллектуальных лидеров, т.е. подготовку научной и культурной элиты. Под элитой в данном случае подразумеваются ученые и высокопрофессиональные специалисты, отличающиеся высокими творческими достижениями и обладающие глубокими знаниями, исследовательским и экзистенциальным опытом для того, чтобы выступить в роли наставников последующих поколений. Многие аспиранты, студенты старших курсов, сотрудники учреждений культуры прошли обучение на вечерних открытых курсах. Продолжая реализацию программы углубленной послевузовской подготовки, университет приступил к реализации ряда инновационных проектов. Наиболее масштабный из них связан с повышением вклада университета в развитие высшего образования в российских регионах. Это направление совпадает с долгосрочными целями мегапроекта «Развитие образования в России» института «От- крытое Общество» (г. Москва) и осуществляется благодаря его поддержке с весны 1999 г. Факультет политических наук и социологии, факультет истории и факультет экономики ЕУСПб выступают в качестве ресурсных центров по оказанию поддержки кафедрам региональных университетов, соответственно, кафедре социологии, политологии и управления Самарского государственного университета, кафедре истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета и кафедре прикладной экономики Новгородского государственного университета. В рамках проекта организуются стажировки преподавателей, аспирантов и студентов кафедр-партнеров в ЕУСПб, лекционные поездки его преподавателей; совместная подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы; совместное создание и поддержание Интернет-ресурсов; реализация совместных исследовательских проектов. Уже в 1999 г. университет принял на первый курс 24 иногородних слушателя из различных регионов России и стран СНГ, что составляет 30% от общего числа первокурсников. В перспективе до половины аспирантов будут иногородними. Это соответствует задачам Стратегического плана развития Санкт-Петербурга: привлечение молодых людей из других городов. С 1999 г. Европейский университет при поддержке Фонда Спенсера (США) открыл новую программу «Развитие социальных исследований образования в России». Она включает проведение летних школ и конференций по социальным исследованиям образования и организацию общероссийского конкурса исследовательских проектов. Предусмотрена поддержка проектов двух типов — проекты написания диссертаций (предоставляются десятимесячные стипендии) и проекты последиссертационных исследований (предоставляются двухгодичные индивидуальные гранты, включающие стипендию и сумму для покрытия исследовательских расходов). В круг приоритетных включены проекты, посвященные изучению истории, социологии, этнологии и экономики образования. Библиотека ЕУСПб — одна из лучших в г. Санкт-Петербурге, появилась сравнительно недавно в 1996 г. Сегодня она отвечает всем международным стандартам и вполне может конкурировать по своей значимости со многими зарубежными библиотеками. Это одна из немногих в России библиотек, использующих для организации и систематизации своих фондов международную десятичную классификационную систему, преимущества которой заключаются в том, что она позволяет быстро и удобно пользоваться англоязычной литературой, а ее в ЕУСПб 70%. Библиотека ЕУСПб обладает крупной подборкой книг по социологии, политологии, экономике. По существу, она стала общегородским центром, доступ в который открыт студентам многих петербургских вузов. Для научных сотрудников города библиотека проводит лекции по пользованию CD или DVD, в которых содержатся полнотекстовые базы данных по периодике, энциклопедиям, газетам и т.д. В библиотеке действует локальная автоматизированная сеть, включающая пользовательские рабочие станции сотрудников и компьютеры, предназначенные для работы читателей с электронным каталогом и CD-ROM, электронными журналами; для автоматизированного обслуживания читателей. Для выдачи книг используются пластиковые читательские билеты. Библиотека ЕУСПб обеспечена выходом в Интернет, оснащена видеотекой и лингафонными кабинетами. Это дает возможность активно использовать видео- и аудиосредства, способствует изучению английского языка, который является вторым рабочим языком университета. Одним из ведущих факультетов ЕУСПб является факультет политических наук и социологии. На факультете социологии и политических наук подавляющее число преподавателей — российские граждане, которые получили станфордские, сорбоннские, кембриджские степени и вернулись работать в университет. Факультет предлагает собственную программу подготовки магистров (Master of Arts, M.A.) по специальностям «Политические науки» («Политология») и «Социальные науки» («Социология»). Диплом магистра валидируется Университетом г. Хельсинки (Финляндия). При условии выполнения всех требований и получения диплома М.А. аспиранты могут продолжить обучение и исследования для достижения более высокой научной степени (Ph.D. или кандидат наук) по трехлетней аспирантской программе. Ведутся переговоры о валидации степени доктора философии (Ph.D.). Слушатели имеют возможность стажироваться за рубежом. Трехлетняя программа обучения на факультете включает в себя: ♦ в течение первого года — обучение и исследовательскую работу; по завершении программы первого года слушатели получают диплом магистра искусств (МА), валидируемый Университетом Хельсинки; ♦ в течение второго и третьего года — исследовательскую работу, результатом которой должна стать подготовка к защите кандидатской диссертации, ведущая к степени кандидата наук. Кроме штатных преподавателей, получивших докторские степени в ведущих университетах мира (Станфорд, Кембридж, Сорбонна) или имеющих большой международный научный опыт, на факультет постоянно приглашаются зарубежные специалисты. Результаты научной и педагогической деятельности сотрудников факультета находят отражение в печатных изданиях, в том числе «Хрестоматии феминистских текстов. Переводы», сборнике учебных материалов «Политическая социология и современная российская политика», учебном пособии «Сравнительная политология» (Г. Голосов), сборнике «Мишель Фуко и Россия» и др. С 1998 г. факультет политологии и социологии Европейского университета проводит обучение иностранных студентов по годичной магистерской программе. Почти каждый из выпускников уже имеет годовой или двухгодичный грант на поддержку своих научных исследований30. Факультет социологии Московской школы социальных и экономических наук (Российско-британский поствузовский университет)31 Школа учреждена Академией народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ в 1994 г. как негосударственное некоммерческое учебное заведение, осуществляющее образовательные программы, аккредитованные университетами Великобритании. В 1998 г. она стала структурным подразделением 511 Информация с веб-сайта: http://www.eu.spb.ru/univ 11 Информация с веб-сайта: http://www.msses.ru/win/booklet/index.html АНХ. Факультет социологии предлагает выпускникам высших учебных заведений, исследователям и преподавателям магистерскую программу международного уровня. По результатам учебы слушателям присваивается степень магистра социологии (Master of Arts in Sociology) и выдается диплом Манчестерского университета, а также российский государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе «Социология». В образовательном процессе используются самые разные формы учебной работы. Основное внимание уделяется самостоятельной работе слушателей: изучению ими рекомендованной литературы и подготовке письменных работ (рефератов (эссе) и итоговой дипломной работы (Master thesis). Кроме традиционных лекций и семинарских занятий преподаватели встречаются со слушателями на занятиях в малых группах (tutorials) и на индивидуальных консультациях (contact hours). Кроме того, в учебном процессе используются мастер-классы ведущих специалистов, творческие мастерские (workshop), case-studies, социальное проектирование, полевая и педагогическая практика. Учебный процесс Московской школе обеспечивают 98 преподавателей: 32 доктора наук, 59 кандидатов наук и 7 преподавателей без ученой степени. Факультет социологии соединяет отечественную интеллектуальную традицию с многообразием западных социологических теорий и исследовательских методов. Характер и уровень преподавания на факультете соответствуют международным стандартам послевузовской профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в различных областях теоретической и прикладной социологии. Учебный процесс построен так, что материал преимущественно осваивается в ходе индивидуальных занятий с преподавателями или во время работы в малых (тьюторских) группах. Особое внимание уделяется подготовке научных работ — эссе и аналитических обзоров. С первых недель обучения предусматривается исследовательская специализация и работа над магистерской диссертацией (Master Thesis). Школа располагает самыми современными возможностями обучения и исследовательской работы: слушатели могут пользоваться компьютерами последнего поколения, работать в Интернете, использовать для анализа социологической информации статистический пакет SPSS и т.д. Среди преподавателей факультета — Т. Шанин, А.Ф. Филиппов (декан факультета), Т.И. Заславская, Г.С. Батыгин, В.В. Радаев, СП. Баньковская, Л.М. Дроби-жева, Н.Е. Покровский, В.А. Ядов, А.О. Крыштановский и др.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |