Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Математические методы анализа результатов опросов




Представление числовой информации опросов и варианты политических рейтингов. Общие особенности анализа статистической информации. Мнения относительно представления числовой информации о данных социологических опросов (необходимость указания вида вопроса и всех альтернатив предлагавшихся к нему, представление целых или дробных чисел и др.). Варианты политических рейтингов. Расчёт процентов от всех опрошенных. Определение показателей от доли собирающихся идти голосовать. Демонстрация показателей от доли определившихся.

Корреляционный, дисперсионный и факторный анализ в социологических исследованиях. Понятиядисперсии и корреляции. Корреляция и причинно-следственная связь. Коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена. Корреляционная и ковариационная связи. Трактовка показателей коэффициента корреляции. Дисперсионный и факторный анализ в социологических исследованиях.

Применение кластерного анализа в социологических исследованиях. Понятие «кластера». Математические основы кластер-анализа, его сильные и слабые стороны. «Стратификационная революция» в социологии Запада в 80-е годы ХХ века. Кластеры и группы избирателей американского общества. Особенности различных процедур кластеризации: достоинства и недостатки. Меры расстояния и меры сходства (эвклидово расстояние, квадрат эвклидова расстояния, косинус и др.), методы объединения («средней связи», «близлежащий сосед», «дальний сосед» и др.): адекватность в конкретных случаях. Кластер-анализ методом к-средних. Правила построения и чтения дендрограмм. «Правила остановки» и другие подходы к проблеме определения оптимального числа кластеров.

 

Вопросы семинарского занятия:

1. Представление числовой информации опросов и варианты политических рейтингов.

2. Корреляционный анализ в социологических исследованиях.

3. Дисперсионный и факторный анализ в социологических исследованиях.

4. Применение кластерного анализа в социологических исследованиях.

 

Задание к семинарскому занятию

Доопросите ещё некоторое количество респондентов по вашему мини-опросу, дабы число респондентов стало более репрезентативным. Проведите математический (статистический) анализ результатов вашего исследования (корреляционный, дисперсионный, факторный, кластерный и др. ). Наиболее интересные выводы – представьте.

 

Вопросы для обсуждения:

· Следует ли представлять цифры итогов опросов с точностью до десятых или сотых?

· Какой из вариантов политического рейтинга следует представлять в первую очередь?

· Трактовка показателей коэффициента корреляции.

· Обнаружение причинно-следственных связей.

· Проблема определения оптимального числа кластеров.

 

Возможные темы рефератов и индивидуальных творческих заданий:

· Углублённое представление одного из методов математического (статистического) анализа освещённого в ходе лекции.

· Проблема определения оптимального числа кластеров.

· Подробное представление одного из математических (статистических) методов анализа итогов опросов неосвещённого в ходе лекции.

 

Учебная литература:

1. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. – М.: Весь мир, 1997. – С. 356 – 465. // socioline.ru/node/780

2. Паніна Н.В. Технологія соціологічного дослідження. Курс лекцій. Навч. посібн. – К.: Наукова думка, 1996. – С. 128 – 201.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2003. – С. 319 – 386.

4. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 385 – 398.

5. Зборовский Г.Е. Статистический анализ данных / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 7. – § 3. – С. 151 – 170.

6. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 276 – 293.

7. Ростовцев П. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS // socioline.ru/node/813

8. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации: Пер. с нем. – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. – 608 с.

9. ОСА new-line – демоверсия // www.oca.com.ua

10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 181 – 219.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

· Бутенко И.А. Какого обращения заслуживают социологические данные? // СоцИс. – 2002. – № 1. – С. 122-130. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18728846.html

· Давыдов А.А. Системный подход к анализу мониторинга общественного мнения / А.А. Давыдов, А.Н. Чураков // СоцИс. – 2002. – № 7. – С. 131-137. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18828734.html

· Бова А. Деревья решений как техника добычи данных // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 1. – С. 128-136.

· Абруков В.С. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! / В.С. Абруков, Я.Г. Николаева // СоцИс. – 2010. – № 1. – С. 142-145. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30658648

· Давыдов А.А. Вейвлет-анализ социальных процессов // СоцИс. – 2003. – № 11. -89-101. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19081312.html

· Горяинов В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения // Социс. – 2002. – № 4. – С. 35-49. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19038172.html

· Толстова Ю.Н. Преподавание математики студентам-социологам: проблема и подходы к ее решению // СоцИс. – 2002. – № 2. – С. 111-120.

· Круглов В.В. Применение аппарата нейронных сетей для анализа социологических данных / В.В. Круглов, М.И. Дли // СоцИс. – 2001. – № 9. – С. 112-114. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18744220.html

· Татарова Г.Г. Математическое моделирование социальных процессов в социологическом образовании // СоцИс. – 2001. – № 8. – С. 129-134. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/17087121.html

· Давыдов А.А. Убывающие числовые последовательности в социологии: факты, объяснения, прогнозы // СоцИс. – 2001. – № 7. – С. 113-119. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18681462.html

· Толстова Ю.Н. Может ли социология "разговаривать" на языке математики? // СоцИс. – 2000. – № 5. – С. 107-115. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19000676.html

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.