Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. В отличие от ранее действовавшего Закона об образовании, в данном нормативном акте выделена специальная глава




В отличие от ранее действовавшего Закона об образовании, в данном нормативном акте выделена специальная глава, посвященная правовому статусу педагогических и иных работников, осуществляющих образовательную деятельность.

Закон устанавливает общие требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Первое из них – образовательный ценз. Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, должны иметь среднее специальное или высшее образование. Данная статья корреспондирует со ст. 331 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лица, имеющие среднее специальное образование, допускаются к педагогической деятельности в качестве работников дошкольных образовательных учреждений, а также учителей начальной школы. Помимо этого, статьей предусмотрены определенные квалификационные требования, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (действует в ред. от 31.05.2011). Второй абзац комментируемой статьи устанавливает, что номенклатура должностей педагогических и научно-педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, для реализации данной нормы требуется принятие соответствующего постановления Правительства РФ.

Закон устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. В ст. 331 Трудового кодекса установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел.

Что касается заболеваний, то до настоящего времени не определен перечень заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. Поэтому документами, на основании которых составляется представление о таких заболеваниях, является Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», и «Инструкция о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом», утвержденная Минздравом СССР 27.12.1973. Таким образом, наличие пробелов в нормативно-правовом регулировании затрудняет реализацию данной статьи на практике в полом объеме.

Правовой статус лица – это совокупность его прав и обязанностей, закрепленных нормами права. Правовой статус педагогических работников – это совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что труд педагогических работников обладает особой значимостью для полноценного развития общества и государства, для педагогических работников установлен особый правовой статус, предполагающий особые гарантии и условия для полноценного осуществления ими педагогической деятельности. При этом особое значение имеют меры социальной поддержки педагогов.

Комментируемый Закон устанавливает академические права и свободы. Концепция академических свобод широко распространена в европейских государствах и США и предполагает, прежде всего, право профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательских работников и студентов свободно проводить научные исследования и свободно распоряжаться информацией, получаемой в ходе этих исследований.

Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа таких свобод:

1) Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения.

2) Учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения[81].

Академические свободы необходимы для защиты педагогических и научных работников от излишнего давления со стороны государства. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» академические свободы неразрывно связаны с автономией образовательных учреждений (ст. 3). Академические свободы, перечисленные в п.3 комментируемой статьи, направлены на то, чтобы педагог мог самостоятельно выбирать программы и методики обучения, свободно выражать свое мнение, свободно участвовать в научных исследованиях и т.д. Помимо этого, предусмотрено право педагогов на бесплатное пользование информационными ресурсами и право на их участие в управлении образовательными учреждениями. При этом пользование академическими свободами не должно нарушать прав и законных интересов других лиц, требований российского законодательства, а также требований кодекса профессиональной этики педагогических работников, утверждаемого всероссийским съездом педагогических работников. Отметим, что в настоящее время кодекс этики педагогических работников не принят. Проект кодекса профессиональной этики образовательного сообщества утвержден Постановлением Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. Права и свободы неразрывно связаны с ответственностью за их реализацию. Поэтому п.4 статьи 47 комментируемого Закона устанавливает академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Представляется, что академическая ответственность – это, прежде всего, ответственность образовательного учреждения и педагогических работников за качество предоставляемых образовательных услуг, за уровень получаемых учащимися знаний.

П.5 статьи 47 комментируемого Закона посвящен трудовым правам и социальным гарантиям педагогических работников. Прежде всего, он предполагает сокращенную продолжительность рабочего времени. В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом необходимо учитывать многоплановость педагогического труда, который предполагает большую внеаудиторную работу по подготовке учебно-методических материалов, лекций, учебных пособий и т.д.

Согласно «Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.02. 2008, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году. При этом в течение учебного года нагрузка может распределяться неравномерно.

Педагогические работники имеют право на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий. Письмо Минобразования РФ от 25.11.1998 № 20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений» что денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Она выплачивается всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим на условиях совместительства при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение (это противоречит абз. 2 ст.287 Трудового кодекса РФ).

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предусмотрено также ст. 334 Трудового кодекса РФ. Продолжительность данного отпуска определяется Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 (в ред. от 21.05.2012) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, учреждениях высшего профессионального образования продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. В дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т.д. продолжительность отпуска составляет 42 календарных дня. Как правило, отпуск педагогическим работникам предоставляется в летнее время, что связано с особенностями организации учебного процесса.

Педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года утверждено Приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570. В нем установлено, что в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к данному Положению.

Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п. 19 ст. 27). При этом необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Педагогические работники также имеют право на предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также имеют иные права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Комментируемая глава устанавливает специальные льготы для педагогов, работающих в сельской местности, что обусловлено потребностью привлечения специалистов в сельские школы. В частности, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет, на сохранение указанных мер социальной поддержки после выхода на пенсию.

В п. 1 статьи 49 комментируемого Закона определяются обязанности педагогических работников. При этом некоторые из перечисленных обязанностей имеют скорее моральный, чем правовой характер, например, обязанности соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни и т.д. В то же время, статья устанавливает и ряд вполне конкретных обязанностей, к которым можно отнести следующие: систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Вопросам повышения квалификации и аттестации посвящены отдельные статьи комментируемого закона. Что касается периодических медицинских осмотров, то они были предусмотрены и прежним Законом «Об образовании». Целесообразность данной нормы определяется тем, что педагогические работники имеют, как правило, дело с несовершеннолетними, с которыми постоянно общаются, и наличие у педагога заразного либо психического заболевания может привести к достаточно тяжелым последствиям.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения (п.5 ст. 24).

П.2 статьи 49 комментируемого Закона направлен на запрет действий и высказываний, разжигающих национальную, религиозную, социальную, расовую ненависть, на запрет призывов к подрыву конституционного строя. Он логично вытекает из ст. 29 Конституции РФ, п.2 которой не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Учитывая общественную значимость профессии педагога, степень влияния педагогов на обучаемых и воспитанников, подобный запрет необходим. В то же время, повторив фактически нормы Конституции, законодатель не учел, что не все из них могут быть истолкованы однозначно. В частности, не понятно, что в современных условиях имеется в виду под социальной рознью.

В любом случае, неисполнение и ненадлежащее исполнение педагогическими работниками возложенных на них обязанностей влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Аттестация – это установление соответствия уровня знаний и квалификации работника занимаемой им должности, либо той должности, на которую он претендует. Аттестация педагогических работников в течение долгого времени была направлена исключительно на определение размера его заработной платы путем установления разрядов. В то же время, в соответствии со ст. 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

С 2011 г. нормативной основой аттестации выступает Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Данный приказ утвердил Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Аттестации не подлежат:

- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Прежде всего, повышение квалификации – это не только обязанность, но и право работника. Ст. 197 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации указано в числе основных прав работника и в ст. 21 Трудового кодекса РФ.

Повышение профессионального уровня педагогических работников предполагает периодические прохождение ими обучения по программам повышения квалификации, либо учебу в аспирантуре и докторантуре.

В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» определяет, что повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.

Обучение в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре и соискательство как формы повышения квалификации предполагают написание и защиту диссертации. По результатам успешной защиты диссертации в случае положительного решения Высшей аттестационной комиссии лицу присваивается ученая степень кандидата наук либо доктора наук. Более подробно вопросы повышения квалификации регламентированы ведомственными нормативными актами. К ним относится Приказ Минобразования РФ от 27.03.1998 № 814 (в ред. от 17.02.2004) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», Приказ МВД РФ от 07.08.2003 № 610 (в ред. от 15.11.2005) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другие.

В системе высшего и дополнительного профессионального образования трудятся научно-педагогические работники, которые делятся на профессорско-преподавательский состав и научных работников. Такое деление вызвано тем, что данные учебные заведения, наряду с образовательной, выполняют и научно-исследовательскую функцию. В их структуре могут создавать научные отделы, лаборатории, целые научные институты. Научные работники данных структурных подразделений, хотя и трудятся в образовательном учреждении, как правило, не принимают участия непосредственно в образовательном процессе.

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

К научным работникам относятся должности главного научного сотрудника, главного государственного эксперта по интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника, ведущего государственного эксперта по интеллектуальной собственности, старшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности I категории, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности II категории, государственного эксперта по интеллектуальной собственности. Аттестация научных работников образовательных учреждений проводится на основании «Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 № 284. При проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки профессиональной деятельности должны объективно оцениваться:

результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий;

личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;

личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;

участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

Аттестации не подлежат:

работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Научные работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет образовательной организации; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации; пользоваться бесплатно ресурсами образовательной организации: услугами библиотек, информационных фондов, учебных, научных и других структурных подразделений.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

В соответствии с п.5 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, муниципального района, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Ректор федерального университета назначается Правительством Российской Федерации на срок до пяти лет. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. При назначении на должность ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и должность ректора Санкт-Петербургского государственного университета Президентом Российской Федерации определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть переназначены на новый срок. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть досрочно освобождены Президентом Российской Федерации от занимаемой должности. Представляется, что назначение ректоров высших учебных заведений взамен их избрания можно расценивать как нарушение принципа автономии университетов, ущемление академической свободы. Это противоречит и опыту университетского сообщества западных государств, тех университетов, которые традиционно занимают первые места в рейтингах высших учебных заведений.

В соответствии со ст. 332 Трудового кодекса РФ, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом. Полномочия ректора определяются уставом высшего учебного заведения. Ректор в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся высшего учебного заведения. Совмещение должности ректора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству. Помимо ректора, в высшем учебном заведении может быть должность президента. Она введена для того, чтобы сделать менее болезненным переход бывшего ректора на другую должность в связи с наступлением предельного возраста. Как правило, президент большой роли в управлении высшим учебным заведением не играет.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора. Совмещение должностей ректора и президента высшего учебного заведения не допускается. Порядок избрания президента высшего учебного заведения и его полномочия определяются законодательством Российской Федерации. После избрания президента высшего учебного заведения между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

В образовательных учреждениях, помимо педагогического персонала, трудятся и иные работники, обеспечивающие полноценное функционирование данных учреждений. Например, Приказ Министра образования Правительства Московской области от 07.11.2011 № 2866 «Об утверждении типовых штатных расписаний государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области» предусматривает в учреждениях среднего профессионального образования Московской области следующие вспомогательные должности: заместитель директора по административно-хозяйственной части, заместитель директора по безопасности, заведующий хозяйством (при наличии филиала), начальник штаба гражданской обороны, заведующий канцелярией (специалист по кадрам), заведующий столовой, заведующий производством (шеф-повар), заведующий складом. Помимо этого, устанавливаются административно-хозяйственные и вспомогательные должности: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, повар, кухонный рабочий, кладовщик, грузчик, гардеробщик, дежурный по зданию, водитель автомобиля, водитель автобуса, паспортист, гардеробщик, кастелянша, слесарь-сантехник, гардеробщик, дворник, плотник, сторож. Трудовые отношения данных работников с образовательным учреждением определяются нормами Трудового кодекса РФ и локальными нормативными актами.

 

 

Глава 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.