Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в проблему использования параметрических и непараметрических критериев




 

Цель: закрепление умения производить подсчет первичных описательных статистик в программе SPSS, а также выбирать статистический критерий в соответствии с задачей исследования.

 

Основные понятия:

1. Параметрические критерии – статистические критерии, использующие для определения значимости различий в уровне выраженности значений переменных основной параметр распределения значений – Mx. Распределение значений переменных должно соответствовать нормальному.

2. Непараметрические критерии – статистические критерии, используемые для определения значимости различий между значениями переменных, распределения которых не соответствуют нормальному.

3. Критерий t -Стьюдента для одной выборки (t) – параметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемой переменной с заданным или стандартным значением (например, со стандартным IQ=100).

4. Критерий t -Стьюдента для независимых выборок (t) – параметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между двумя независимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок соответствует нормальному.

5. Критерий t -Стьюдента для зависимых выборок (t) – параметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между двумя зависимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок соответствует нормальному.

6. Независимые выборки – выборки, не связанные между собой по какому-либо родственному признаку (например, продавцы и учителя, студенты разных факультетов и т.п.).

7. Зависимые выборки – выборки, связанные между собой по какому-либо родственному признаку (например, мужья и жены; сыновья и дочери; студенты одной группы и т.п.).

8. Критерий U -Манна-Уитни (U) – непараметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между двумя независимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок не соответствует нормальному.

9. Критерий Т -Вилкоксона для зависимых выборок (Т) – непараметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между двумя зависимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок не соответствует нормальному.

10. Критерий Н -Краскалла-Уоллеса для независимых выборок (Н) – непараметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между тремя и более независимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок не соответствует нормальному.

11. Критерий χ 2 -Фридмана для более двух зависимых выборок (χ 2) – непараметрический критерий, позволяющий сравнивать уровень выраженности исследуемых переменных между тремя и более зависимыми выборками в случае, когда распределение значений выборок не соответствует нормальному.

 

Файлы-примеры:

1. Файл SPSS 13 ДЗ.

2. Файл SPSS 14 ДЗ.

 

Результат выполнения заданий:

1. Умение использовать программы SPSS и Excel для подсчета первичных описательных статистик.

2. Умение выбирать статистический критерий в соответствии с задачей исследования.

 

Задания для работы:

Задание 1. Укажите, какой из нижеперечисленных критериев необходим для решения предлагаемой исследовательской задачи.

параметрические критерии:

1. Критерий t -Стьюдента для одной выборки (t).

2. Критерий t -Стьюдента для независимых выборок (t).

3. Критерий t -Стьюдента для зависимых выборок (t).

непараметрические критерии:

1. Критерий U -Манна-Уитни (U).

2. Критерий Т -Вилкоксона для зависимых выборок (Т).

3. Критерий Н -Краскалла-Уоллеса для независимых выборок (Н).

4. Критерий χ 2 -Фридмана для более двух зависимых выборок (χ 2).

 

Исследовательская задача Критерии
Сравнить Mx тревожности учащихся 9-ых и 11-ых классов (Тест школьной тревожности Филлипса)  
Сравнить агрессивность поведения подростков из полной и неполной семьи (опросник А. Басса, А. Дарки; распределение не соответствует нормальному)  
Сравнить Mx коммуникативной толерантности до и после тренинга (опросник В.В. Бойко)  
Сравнить уровень агрессивности поведения подростков из неполной семьи до и после тренинга (опросник А. Басса, А. Дарки; распределение не соответствует нормальному)  
Определить, различаются ли между собой по уровню IQ учащиеся 7-ых, 9-ых и 11-ых классов (тест Дж. Равена; распределение не соответствует нормальному).  
Сравнить Mx уровня IQ студентов 2 курса со стандартным Mx=100 (тест Р. Амтхауэра).  
Сравнить Mx интернальности/экстернальности учителей и продавцов бытовой техники (опросник Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда).  
Сравнить степень близости отношений между членами семьи до и после тренинга (опросник Г. Геринга и И. Вилера)  

 

Задание 2. Откройте «Файл SPSS 13 ДЗ».

Подсчитайте значение показателей Mx и σx для переменных «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» отдельно для женской и мужской выборки.

Выполните следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Данные»→«Выбрать наблюдения…»→«Если условие удовлетворяется»→«Если…».

Шаг 2. Из левой части окна перенесите в правую переменную «Пол».

Шаг 3. Нажмите на калькуляторе, изображенном в средней части окна, знак «=» и число «1»→нажмите «Продолжить»→«Ок».

Шаг 4. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Статистика»→«Описания…».

Шаг 5. В открывшемся окне перенесите переменные «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» из левого окна в правое→выберите меню «Установки…»→оставьте флажки только для операций «Значит» (т.е. Mx) и «Стандартное отклонение»→нажмите «Продолжить»→«Ок».

Повторите описанный порядок действий в той же последовательности, только выбрав в меню «Данные»→«Выбрать наблюдения…»→«Если условие удовлетворяется» →«Если…»→«пол=2». Таким образом вы подсчитаете значения показателей Mx и σx переменных «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» для мужской выборки.

 

Задание 3. Откройте «Файл SPSS 14 ДЗ».

Подсчитайте значения показателей Mx и σx для переменных «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» отдельно для девочек и мальчиков из трех разных классов.

Выполните следующий порядок действий:

Шаг 1. На панели инструментов выберите меню «Данные»→«Выбрать наблюдения…»→«Если условие удовлетворяется»→«Если…».

Шаг 3. Из левой части окна перенесите в правую часть переменную «пол» и на калькуляторе наберите знак «=», а затем число «1».

Шаг 4. Наберите на клавиатуре букву «и»→перенесите переменную «класс» из левой части окна в правую→наберите на калькуляторе знак «=» и число «1»→нажмите «Продолжить» и «Ок».

Шаг 5. На панели инструментов выберите меню «Анализ»→«Статистика»→«Описания…».

Шаг 6. Перенесите переменные «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» из левой части окна в правую→выберите меню «Установки»→оставьте флажки только для операций «Значит» и «Стандартное отклонение»→нажмите «Продолжить» и «Ок».

Таким образом вы подсчитаете Mx и σx переменных «Тревожность», «Самооценка» и «Притязания» для девочек 5а класса.

Повторите весь порядок действий, заменяя следующие команды в меню «Данные»→«Выбрать наблюдения»→«Если условие удовлетворяется»→«Если…»:

а) Mx и σx для девочек 5б класса: пол=1 & класс=2;

б) Mx и σx для девочек 5в класса: пол=1 & класс=3;

в) Mx и σx для мальчиков 5а класса: пол=2 & класс=1;

г) Mx и σx для мальчиков 5б класса: пол=2 & класс=2;

д) Mx и σx для мальчиков 5в класса: пол=2 & класс=3.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.