Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Ф. Калашников. Азбука церковного знаменного пения. Изд-во «Знаменное пение». Киев, 1910. 1 страница





Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

 


[1] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском пении. М., 1864, с. 12.

[2]Собрание В.М. Ундольского – крупнейшая частная библиотека прошлого века, стало основой Отдела рукописей и славянских старопечатных книг в первые годы существования Московского Публичного и Румянцевского музеев. - См. Немировский Е.Л. Вукол Михайлович Ундольский (1816-1864). М., 1996.

[3] Примечательно, что в 1915 г. В.М. Металлов подчеркивал, что «Замечания» Ундольского «ценятся теперь не менее, чем еще в то время, когда они впервые появились». – Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Репр. Изд. Сергиев Посад, 1995, с. 132.

[4] Сахаров И.П. О русском церковном песнопении. //ЖМНП. Спб., 1849, ч. 61, с. 148.

[5] Металлов В.М. Русская симиография. М., 1912, с. 1-3.

[6] Пятковский А.П. Князь В.Ф.Одоевский. Литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями. С.-Птб., 1880, с. 19.

[7] Янчук Н.А. Князь В.Ф.Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. М., 1906, с. 13.

[8] Бернандт Гр. В.Ф.Одоевский //Статьи и очерки. М., 1978, с. 55-56.

[9] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 10-11.

[10] Биографии композиторов с IV – XX век с портретами. М., 1904, с. 461.

[11] Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956, с. 371.

[12] Погодин М. Воспоминания //В память о князе В.Ф.Одоевском. Заседание О-ва любителей российской словесности 13 апреля 1869 г. М., 1869, с. 64.

[13] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 11-12.

[14] Одоевский В.Ф. Краткие замечания о характере русского церковного православного пения //Труды I Археологического съезда в Москве. 1869 г. Т.П.М., 1871, с. 477.

[15] Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 тт. т. 1. М., 1962, с. 207.

[16] Записки секретаря Общества Ф.И.Буслаева о цели и значении О-ва древнерусского искусства с дополнениями чл.-основателя князя В.Ф.Одоевского //Вестник О-ва древнерусского искусства. 1874, № 4-5. М., 1874, с. 39.

[17] Записки секретаря Общества Ф.И.Буслаева о цели и значении О-ва древнерусского искусства с дополнениями чл.-основателя князя В.Ф.Одоевского //Вестник О-ва древнерусского искусства. 1874, № 4-5. М., 1874, с. 39.

 

[18] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 26-27.

[19] См. Львов Ф.П. О пении в России. Спб., 1834. Вопрос об осмогласии — единственный крупный промах автора — директора Придворной певческой капеллы, чей труд был одним из самых первых в этой области.

[20] Мнение кн. В.Ф.Одоевского по вопросам, возбужденным Министром Народного просвещения по делу о церковном пении. / Б.М. /, 1866, с. 9.

[21] Псевдоним “Тихоныч” был взят, по признанию Одоевского, в честь Тихона Макарьевского. См. Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф.Одоевского. 1859-1869 гг //Литературное наследство. Т. 22-24. — М., 1935, с.242.

[22] Одоевский В.Ф. Заметка о пении в приходских церквах. М., 1864, с. 3-4.

[23] там же, с. 11.

[24] Одоевский В.Ф. К делу о церковном пении // Домашняя беседа. 1866. Вып. 27. Спб. 2 июля, с. 644.

[25] Мнение кн. В.Ф.Одоевского по вопросам, возбужденным Министром Народного просвещения... с. 11.

[26] там же, с. 17.

[27] Имя Одоевского в Москве настолько прочно было связано с церковным пением, что в статье, посвященной этому вопросу, ему как восстановителю церковных распевов было приписано даже “составление нотного пения для обедни по старинным образцам нашей православной церкви”, отчего Одоевский вынужден был печатно отказаться. — См. Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 3.

[28] См. Львов А.Ф. О свободном или несимметричном ритме. Спб., 1858.

[29] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 15

[30] Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения. Ст. Кн. В.Ф.Одо-евского // Труды I Археологического съезда в Москве 1869. Т. 2..М., 1871, с. 476.

[31] там же.

[32] I Sol, La, Si, Ut; II Ut, Re, Mi, Fa; III Fa, Sol, La, Si.

[33] Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характере русского церковного православного пения, с. 477.

[34] Одоевский В.Ф. там же.

[35] См. Безсонов П. Судьба нотных певчих книг. // «Православное обозрение». Т.14. М., 1864., с. 27-57, 92-130.

[36] Статью Ряжского «О происхождении русского церковного пения», вышедшую в 1866 г. в «Православном обозрении» (сент., октябрь, ноябрь) трудно отнести к таким исследованиям, поскольку все рассуждения автора базируются на популярном в то время предположении о родстве древнерусского пения с греческим.

[37] Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII вв. Л., 1949, с. 93-94.

[38] Одоевский В.Ф. Различие между ладами (...) и гласами (...) // Труды I Археологическогот съезда, с. 483.

[39] там же, с. 481.

[40] См. подробнее Герцман Е.В. В поисках песнопений Греческой церкви. Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. С.-Птб., 1996, с. 56-61.

[41] По словам Металлова, Арнольд увлекся своими «эллинофильскими перспективами» настолько, что впал в чисто субъективное и даже фантастическое понимание греческой музыки и ее византийских ладов. – Металлов В.М. Очередные задачи в изучении древне-русской музыки. //История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. I. М., 1927, с.97.

[42] Арнольд Ю.К. Воспоминания. Вып. I-III. М., 1892, с. 30-31.

[43] Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. М., 1868, с. 7.

[44] там же, с. 7.

[45] Ларош Г.А. Русская музыкальная литература // Русский Вестник. Т. 83. М., 1869, с. 776.

[46] ГЦММК им. М.И. Глинки, Ф. 73, ед. хр. №№ 217-229, 293, 344-362, 650.

[47] Энгармоническое фортепиано не просто принадлежало Одоевскому, оно было изготовлено по его чертежам.

[48] См. Письма Д.В.Разумовского к В.В.Стасову // РМГ. 1909, № 1, с. 3.

[49] Текущая хроника... с. 182.

[50] Грановский Б.Б. Д.В.Разумовский. Краткий очерк жизни и деятельности // Рукописные собрания Д.В.Разумовского и В.Ф.Одоевского и архив Д.В.Разумовского. М., 1960, с. 26.

[51] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 16.

[52] Текущая хроника... с. 253.

[53] Кошелев А.И. Вступительное слово на заседании О-ва любителей российской словесности // В память о кн. В.Ф.Одоевском, с. 10.

[54] Разумовский Д.В. Музыкальная деятельность князя В.Ф.Одоевского // В память... с. 41-42.

[55] Разумовский Д.В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. //Чтения О-ва Любителей духовного просвещения. М., 1863. Об основных началах богослужебного пения Православной Греко-Российской Церкви. //Сб. за 1866 г., изд. О-вом Древнерусского Искусства. Отд. I. М., 1867.

[56] Бражников М.В. Певческие собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского. //Рукописные собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского и архив Д.В. Разумовского. М., 1960, с. 6.

[57] В петербургской консерватории очень недолго /1886 г./ преподавал вместе с историей музыки в России историю церковного пения З.З. Дуров, ученик Разумовского, имеющий по этому предмету две работы: «Очерк истории музыки в России» (осталась в рукописи) и «Общий очерк истории музыки в России», напеч. в прилож. к «Истории музыки» Доммера /1884 г./

[58] Русский биографический словарь. Т. 15. С.-Птб., 1910, с. 449.

[59] См.: Московская консерватория. 1866-1966. М., 1966, с. 155 и др.

[60] Серов А.Н. Учено-литературная деятельность Московской консерватории.// «Музыка и Театр. Газета специально-критическая». 1867/1868, №15, с. 228.

[61] Из послужного списка Д.В. Разумовского: «Императорское Русское Археологическое О-во в общем собрании своем присудило ему ‹о. Димитрию› большую серебряную медаль за сочинение «Церковное пение в России» 29 марта 1873 г.» // РМГ. Спб., 1876, №12, с. 1576.

[62] Смоленский Ст.В. //Памяти прот. Д.В. Разумовского. Оттиск из «Душеполезного чтения», с.127-134. Б.м., 1890, с. 129.

[63] Ларош Г.А. Русская музыкальная литература. //Русский Вестник. Т. 83. М.,1869, с. 778.

[64] Металлов В.М. Русская симиография, с.2.

[65] Разумовский был чл.-корреспондентом Императорского Русского Археологического О-ва, действит. членом Музыкального о-ва в Константинополе, а также О-ва Древнерусского Искусства, Московского О-ва любителей духовного просвещения, чл.-сотрудником Православного Палестинского О-ва. /Новые материалы для биографии протоиерея Д.В. Разумовского. //РМГ. Спб., 1896, №2, с.1571-1578.

[66] Русский биографический словарь. Т.15. С.-Птб., с. 450.

[67] Металлов В.М. Русская симиография, с. 5

[68] Мнение кн. В.Ф. Одоевского по вопросам... 12, 17.

[69] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 23

[70] В материалах архива содержатся письма Одоевского обер-прокурору Св. Синода А.П.Ахматову, директору Придворной певческой капеллы Ю.Д.Бахметьеву, их ответы, письма Потулова к Одоевскому и др // ГЦММК, Ф. 73, ед. хр. 347, 359, 360.

[71] См. мнение Ст.В.Смоленского о неспособности Потулова талантливо воплотить идеи гармонизации древних напевов // Соловьев Н. Князь В.Ф.Одоевский и его заслуги в области церковного пения. с. 7.

[72] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 22-23.

[73] Какое значение имеет гармония Потулова для пения нашей православной церкви? Сообщение прот. Д.В. Разумовского. //Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. В 2 т. Т.». Киев, 1878, с. 164.

[74] Существует упоминание о 5-ти выпусках переложений Потулова, вмещающих почти полный круг церковного пения («Сборник церковных песнопений, в который вошли: литургия Иоанна Златоуста, Василия Великого, Преждеосвященных Даров, Пение на св. Четыредесятницу и Страстную неделю), но выходные данные не указаны. – См. Биографии композиторов с IV по XX

Век. М., 1904, с. 465.

[75] В этой церкви 6 июля 1877 г. венчался П.И.Чайковский с девицей А.Н.Милюковой.

[76] Погодин М. Воспоминания // В память... с. 64.

[77] Г.Я.Ломакин, происходивший из крепостных гр. Шереметьева, долгое время был регентом его церковного хора, который был доведен им до совершенства и сделал его имя известным. Вместе с Балакиревым основал Бесплатную Школу хорового пения, концерты которой были событием сезона, уступая по уровню исполнения только Императорской Певческой Капелле. Учеником Ломакина по вокалу был П.И.Чайковский во время его пребывания в Училище Правоведения. / Чайковский. М. Жизнь П.И.Чайковского. В 3 тт. Т. I. — М.-Лейпциг, 1903, с. 119-120.

 

[78] Г.Я. Ломакин. Автобиографические записки. Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвиллъ, HI, 2006, с. 33.

[79] Г.Я. Ломакин. Указ. Соч., там же.

[80] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 16.

[81] См. Зверева С.Г. Предисловие к Г.Я. Ломакин. Автобиографические записки, с. 7.

[82] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 18.

[83] Одоевский В.Ф. Осмогласие // Музыкально-литературное наследие, с. 452.

[84] Одоевский В.Ф. там же.

[85] Одоевский В.Ф. Опыт музыкальной ереси. /Посвящается М.И.Глинке/ // Муз.-лит. наследие, с. 448.

[86] Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7 т. Т.6. М., 1990, с. 162, 163, 228.

[87] Там же, с. 201.

[88] Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 т. Т.2. М., 1967, с. 226.

[89] Там же, с. 87.

[90] Там же, т. 1. М., 1962, с. 221.

[91] Стасов В.В. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. Спб., 1894, стб. 1524.

[92] Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф. Одоевского. 1859-1969, с.192.

[93] См. подробнее Белоненко А.С. Стасов о древнерусской музыке. // «Советская музыка», 1974, №7, с. 64-72.

[94] Письма Д.В. Разумовского В.В. Стасову. //РМГ. Спб., 1895, №11, с. 647.

[95] Там же.

[96] Стасов В.В. Письма к деятелям…, т. 2, с. 226.

[97] Стасов В.В. Собр. Соч. (1847-1886). В 4 т., т. 3, стб. 93.

[98] Металлов В.М. Очередные задачи в изучении древне-русской музыки, с. 95

[99] Смоленский С.В. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Казань, 1888.

[100] Металлов В.М. Очередные задачи в изучении…, с. 97.

[101] См. прот. Вознесенский И. О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения. М.-Лейпциг, 1899, с.7.

[102] См. его статьи в «Саратовских Епархиальных Ведомостях» о Турчанинове (1890 г. №№4,6), Львове (1890 г., №17), Потулове (1890 г., №8), Соловьеве (1890 г., №10), Георгиевском (1890 г., №14). Виноградове (1891 г., №24).

[103] Прот. В. Металлов. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в. Серг. Посад, 1912, с. 8.

[104] Премии мит. Макария Св. Синодом были удостоены «Очерк истории православного церковного пения в России» (Саратов, 1893; М., 1915); «Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии знаменного распева, периода киноварных помет».М., 1899; «Осмогласие знаменного распева» (М., 1900); Премии гр. Уварова Академией Наук и премии мит. Макария Св. Синодом было удостоено фундаментальное сочинение «Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. (М.,1912), исчезнувшее из Российской государственной библиотеки в 1994 г.

[105] Преображенский А.В. От униатского канта до православной херувимской. // «Музыкальный современник», 1916, №6, с.11.

[106] Бражников работал в такие времена и в таких условиях, при которых другой, менее сильный человек, не задумываясь, бросил бы свое занятие. Вот выдержка из его письма (Москва, 1943 г.): «Я скитался по случайным ночлегам, вплоть до ночевки в классах консерватории. Работать мне негде: у меня нет даже письменного стола, два раза я был вынужден работать в Почтамте, а отдохнуть днем могу только на бульварной скамейке. Моя семья в Кирове осталась без средств к существованию. Я продолжаю здесь влачить жалкое существование бездомного бродяги, с каждым днем все более теряя силы и трудоспособность…». //Бражниковские чтения. СПб., 2002, с. 10.

[107]Цит. по Серегина Н. Предисловие к Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 5.

[108] Бражниковские чтения, с. 8.

[109] Там же.

[110] Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII - XVIII вв. Л., 1949, с. 59.

[111] См. указ. Соч., с. 70-86.

[112] См. указ. Соч., с. 91.

[113] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 11.

[114] Дунаев А.Г., Дудочкин Б.Н. Примечания. //Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999, с.210.

[115] О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли. Из Диалектики Иоанна Дамаскина. — Памятники древней письменности и искусства. т. XXIII-А. Спб., 1881, с. 21.

[116] Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой. Рук. не опубл. М., 1921. - ГЦММК им. М.И. Глинки. Фонд 374, инв.№2 п. №8480, с.4.

[117] Творения Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Репр. М., 1900, с. 120.

[118]Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 6.

[119] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репр. изд. Спб., 1899. - М., 1991, с. 660.

[120] Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978, с.343.

[121] там же.

[122] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.П. Репр. изд., 1922, с. 1188.

[123] там же.

[124]См. Момина М.А. Песнопения древних славяно-русских рукописей. — Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2, ч. II. М., 1976, с. 462.

[125] Иерей Николай Чернышев, А. Жолондзь. Вопросы современного иконопочитания и иконописания.// Альфа и Омега. 1997, №2 (13), с.267.

[126] Г.Риман. Музыкальный словарь. Пер. с V нем. изд. Ред. и доп. Ю.Энгеля. М., Лейпциг, 1901, с. 590.

[127] Момина М.А. Песнопения древних славяно-русских рукописей, с. 463.

[128] прот. К.Никольский. Краткое обозрение богослужебных книг православной церкви, по отношению их к церковному уставу. Спб., 1885, с. 12.

[129] Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Старинная музыка. Словарь - справочник. Л.,1974, с. 52.

[130] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М, 1912, с. 7.

[131] Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л., 1988, с. 18

[132] Там же, с. 67.

[133] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — Христианское чтение. Ч. 43. Спб., 1831, с. 137-138.

[134] Music in the Bible by C.H.Kraeling and L.Mowry. — The New Oxford History of Music. Ed. by Egon Wellesz. Vol. I. Ancient and Oriental music. L., 1957, p. 307-308.

[135] Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением составил проф. Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович. Репр.: Киев, 1910, с.16.

[136] См. подробнее Потулов Н.М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви. М., 1872, с. 66, а также гл. IV настоящей работы.

[137] Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 19, 16.

[138] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 44.

[139] Свящ. Дим. Аллеманов. Курс истории русского церковного пения. М.- Лейпциг, /1911/, с. 12.

[140] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 63.

[141] Свящ. Дим. Аллеманов. Курс истории русского церковного пения. М.- Лейпциг, /1911/, с. 12.

[142] Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 369.

[143] Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 156.

[144] AESTHETICA PATRUM. Эстетика отцов церкви. М., 1995, с. 182.

[145] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 12.

[146] Полное собрание творений Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. В 12 т., т.1, кн 2. Репр. С.- Птб., 1898, с. 856-857.

[147] Там же, с. 532.

[148] Малая Лествица преп. Отца нашего Иоанна, с. 67.

[149] там же.

[150] Митрополит Евгений. Исторические рассуждения. М., 1817, с. 66.

[151] См. Металлов В.М. Христианское богослужение...с.14 - 16.

[152] Творения Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I. М., 1845. Репр. изд. М., 1991, с. 179.

[153] Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. I. кн. 2. Репр. изд. М., 1991, с. 532.

[154] О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. — О мысли. Из диалектики Иоанна Дамаскина, с. 21.

[155] Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. Ч. I, с. 16.

[156] Успенский Н.Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца. // Богословские труды. 1968. № 4, с. 194.

[157] Деятельности Иоанна Дамаскина в области христианского пения посвящен последний раздел данной главы.

[158] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 54.

[159] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 8.

[160] Скабалланович М. Толковый Типикон, с. 58.

[161] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 52, 53.

[162] Импровизации как способу исполнения, соединяющему незыблемость канона с индивидуальным творчеством, посвящена III глава настоящей работы.

[163] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв. М., 1992, с.135.

[164] Исторические сведения о пении греко0российской церкви, с. 140.

[165]Такое исследование, посвященное древнерусской крюковой нотации, осуществлено В.М.Металловым в работе “Русская симиография”. М.,1912. Знаменная семиография рассматривается также в IV гл. настоящей работы в разделе “Начертание — название — значение”.

[166] Цит. по: Engel C. The music of the most Ancient Nations, particularly of Assirians, Egintians and Hebrens. First publ. 1909/ Reprinted 1970. p. 271-272.

[167] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с.30.

[168] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с.61.

[169] Ипофония упорядоченная, т. е. лишенная характера импровизации в тексте и напеве, употреблялась в армяно-григорианской церкви. —Аллеманов Д. Курс истории... с. 35.

[170] См., например, Разумовский Д.В. Церковное пение... с.32, Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23, Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 179 (Т. I).

[171] Music in the Bible by C.H.Kraeling and L.Mowry. — The New Oxford History of Music, p. 311.

[172] Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 49-50.

[173] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23.

[174] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 32.

[175] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23.

[176] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991, с. 229.

[177] там же, с. 230.

[178] См. Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 80.

[179] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 261. См. подробнее: Момина М.А. Песнопения древних... с. 467-468.

[180] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.105.

[181] Краткая литературная энциклопедия, т. 9, с. 377.

[182] Канон великий. Творение святаго Андрея Критскаго. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с.62.

[183] М. Скабалланович. Толковый Типикон, с. 369.

[184] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.111.

[185] Неф К. История западноевропейской музыки. М., 1938, с. 18.

[186] Аверинцев С.С. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тыс. н. э. — От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тыс. н. э. М., 1994, с.137.

[187] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 237.

[188] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с.73.

[189] Скабалланович М. Толковый Типикон, с.198.

[190] См. Метеллов В.М. Христианское богослужение...с.134.

[191] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 20.

[192] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 521.

[193] Библейская энциклопедия. Т. II. Репр. изд. М., 1991, с. 88.

[194] См так же Ефес.У, 18-19. - Жизнь и труды святого апостола Павла. Репр. С.-Птб., 1912.

[195] Хотя “Пастырь” Ерма (I-я половина II в.) называют “апокрифическим апокалипсисом”, Ерм причислен к “мужам апостольским”, и его произведение входило в разряд так наз. “частного” христианского чтения.

[196] Ранние отцы церкви. Антология, с. 236.

[197] Под “грубыми и некрасивыми” камнями здесь понимаются люди грешные, потерявшие “образ и подобие Божие”.

[198] Ранние отцы церкви. Антология, с. 236.

[199] Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. Репр. изд. М., 1994, с. 10.

[200] там же, с. 403.

[201] Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. I. 1963, с. 447.

[202] Добротолюбие. Т. I., с. 328.

[203] Творения Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I, с. 179.

[204] Добротолюбие. Т. I., с. 422.

[205] Малая Лествица препод. Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Варшава, 1934, с. 44.

[206] Добролюбие. Т. I, с. 422.

[207] Малая лествица преп. Отца нашего Иоанна, с. 136.

[208] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 135.

[209] Макарий Египетский /ум. ок. 391/ о своем ежедневном молитвенном обычае высказывался так: «Вместо музыки и пения я прочитываю 12 псалмов». - Металлов В.М. Христианское богослужение...с.33.

[210] Исторические сведения о пении греко-российской церкви, с. 140, 142.

[211] М. Скабалланович. Толковый Типикон, с.58.

[212] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 63

[213] Августин Аврелий. Исповедь. Кн. X, 33. М, 1992, с. 151.

[214] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с.76.

[215] Аллеманов Д. Курс истории... с. 63.

[216] Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, с. 117

[217] там же, с. 156.

[218] Аллеманов Д. Курс истории... с. 65.

[219] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 32.

[220] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 232.

[221] Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006, с.141.

[222] Пареди А. Указ. Соч., с. 231.

[223] Адамов И.И. Указ. Соч., с. 142.

[224] См. подробнее Адамов И.И. Указ. Соч., с. 102-105.

[225] Пареди А. указ. Соч., с. 236.

[226] Адамов И.И. указ. Соч., с. 104.

[227] Адамов И.И. Указ. Соч., с. 144.

[228] Августин Аврелий. Исповедь, с. 119.

[229]Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 236.

[230] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 231.

[231] Аллеманов Д. Курс истории... с. 74.

[232] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 42

[233] Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней. Спб., 1888, с. 50.

[234] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 42.

[235] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.114.

[236] Разумовский Д.В. Церковное пение... с. 12.

[237] См. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991, с. 162.

[238] Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т. VI. Изд. 3-е. Казань, 1908, с. 297.

[239] там же, с. 292.

[240] Карташев А.В. Вселенские соборы. М.. 1994, с. 536.

[241] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 135.

[242] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви //Зап.евр. экзархат Моск. патр., 1989, с. 63, 64.

[243] Деяния Вселенских Соборов... с. 294.

[244] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, с.65.

[245] Салтыков А.А. О пространственных отношениях в Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 398-399.

[246] там же, с. 399-400.

[247] Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977, с. 194-195.

[248] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 239.

[249] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с.7.

[250] там же, с. 202.

[251] Рерих Ник. Письмо художника. — Русская икона. Сб. 1-2, Спб., 1914, с.14.

[252] Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. — Маковец: журнал искусств. М., 1922, № 1, с. 30.

[253] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви... с. 10.

[254] Первые собрания кратких житий и изречений св. подвижников, получивших впоследствии наименования Патериков или Отечников, появились в IV-V вв. во время расцвета монашества в пустынях Египта, Синая, Сирии и Палестины. На Руси первый оригинальный Патерик Киево-Печерский был создан в XIII в. Затем последовали Патерик Волоколамский (XVI в.), Псково-Печерский и Соловецкий (XVIIв.). — Соловецкий Патерик. Репр. изд. М., 1991, с. 1.

[255] В России сначала действовал устав (типикон) студийский, затем с XIV в. получил распространение устав иерусалимский, возникший ранее студийского, еще в VI в. Кроме того, упоминается устав афонский, особые уставы монастырские принадлежат Нилу Сорскому, Иосифу Волоколамскому, Новгородскому архиепископу Макарию. — См. Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 763 и Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 2159.

[256] Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991, с. 28.

[257] Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Репр. Киев, 2006, с. II.

[258] Зарин С.М. Указ. Соч., с. VII.

[259] Зарин С.М. Указ. Соч., с. XI.

[260] В католицизме аскетизм является выполнением так наз. «евангельских советов», но не требуется христианскими заповедями и представляет собой выполнение не должного, а сверхдолжного. Лютеранство, не признающее ни «евангельских советов», ни правильности монашества, считает и его, и аскетизм явлением, противным самому духу евангелия. – см. Зарин С.М. Указ. Соч., с.XV.

[261] Соловецкий Патерик, с. 3.

[262] Соловецкий Патрик, с. 3.

[263] Ключевский В.О. Исторические портреты.М, 1991, с. 72.

[264] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Варшава, 1934, с. 8.

[265] Добролюбие. Т.I, с. 97.

[266] там же, с. 439

[267] Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915, с. 182.

[268] Соловецкий Патерик, с. 4-5.

[269] Схима (schma — образ) — высшая степень монашества. Имеет две степени: малая схима (монашеская, “постриг в мантию”) и великая схима (ангельская), в которую были посвящены Сергием Радонежским Александр Пересвет и Андрей Ослябя перед Куликовской битвой. Деление на степени установилось в восточном монашестве к IX в. На Руси было введено Феодосием Печерским.

[270] Соловецкий Патерик, с. 6-7.

[271] Вероятно, в православной литературе не сложилось определенного отношения к традиции исихазма на Руси после победы партии Волоцкого над «нестяжателями», так как определений понятий «исихазм», «нестяжательство» в православных энциклопедических словарях не встречается. В то же время христианские авторы ХХ века пользуются этими понятиями для раскрытия особенностей древнерусской духовной жизни (В. Зеньковский, Л. Успенский, И Экономцев).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.