Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники. Порядок представления авторского оригинала в издательство




Порядок представления авторского оригинала в издательство

 

Переиздания произведений регулируются рядом специальных статей действующих типовых издательских договоров. Если издательство решило переиздать произведение, оно обязано сообщить об этом автору. Переиздание произведения с изменениями (кроме исправления ошибок) допускается лишь на основании нового договора.

Существуют определенные правила передачи рукописи для переиздания в издательство. По старой технологии в издательство предоставлялась расклейка по определенному стандарту. Требования были строги, так как расклейка со вставками шла в типографию, где и производился ее набор. В настоящее время набор рукописи, как правило, производится непосредственно в издательствах на компьютерах. Здесь же готовится и оригинал-макет, который отправляется в типографию для печати. Сегодня каждое издательство выдвигает свои требования к автору произведения. Условия и порядок представления произведения для переиздания определяются договором. Автор может передать текст произведения, отпечатанный на машинке, или же принести в издательство дискету вместе с распечаткой текста. При небольшой доработке возможен и такой вариант: автор представляет книгу и отпечатанные на машинке вставки с указанием места их расположения в тексте книги или же список исправлений опечаток. Возможны и другие варианты предоставления текста (по согласованию с руководством издательства). Однако работникам издательств и авторам нужно помнить о том, что существует ОСТ 29.115 — 88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования», в котором четко определено, в какой форме предоставляются авторский текстовой оригинал для переиздания без изменений и авторский текстовой оригинал для переиздания с изменениями.

После того как осуществлена необходимая доработка текста, рукопись сдается в набор. Она проходит те же этапы подготовки, что и новое издание: считку, вычитку, верстку, сверку, чтение оригинала-макета.

Вопросы и задания

 

К главе 1

1. Раскройте сущность и значение разработки редактором концепции издания.

2. Дайте характеристику методологических основ редакторской подготовки издания.

3. Модель издания. Значение разработки модели для подготовки издания.

4. Виды изданий и их характеристики.

 

К главе 2

1. Дайте общую характеристику работы редактора над научным изданием.

2. Каковы критерии оценки содержания научного издания?

3. Как разрабатываются концепция и модель научного издания?

4. Проведите анализ аппарата научного издания. Предложите направления его доработки.

 

К главе 3

1. Дайте общую характеристику научно-популярных изданий.

2. Разработайте концепцию научно-популярного издания для определенной категории читателей (по выбору студента).

3. Чем обусловлена необходимость использования средств занимательности?

4. Функции и приемы популяризации.

5. Аппарат научно-популярного издания.

 

К главе 4

1. Чем отличается справочное издание от изданий других видов?

2. Каким образом осуществляется «вход» в систему данных, представляемых справочным изданием?

3. Охарактеризуйте концепцию справочной книги. В чем состоит особенность концепции именно справочного издания (в отличие, например, от концепции научного, учебного издания)?

4. Покажите значение концепции издания для эффективной работы редактора. Какие составляющие концепции должны учитываться в первую очередь?

5. Выделите несколько статей в энциклопедии, описывающих объекты одного логического плана, и выявите черты сходства и отличия.

6. Сопоставьте несколько статей в энциклопедии, связанных между собой системой ссылок (отсылок). Не происходит ли при этом неоправданных потерь информации либо дублирования сведений?

7. Сопоставьте статьи, посвященные одному и тому же заглавному слову, в универсальной и специализированной энциклопедиях. Определите, в чем конкретно состоят различия.

8. Дайте характеристику элементов, из которых состоит статья в языковом словаре, обращая внимание на их полноту, последовательность расположения, способы отделения друг от друга (с помощью словарных знаков) и другие параметры.

9. Покажите отличия в описании термина (заглавного слова) в языковом (толковом) и терминологическом словарях. В каких конкретных приемах словарного описания эти отличия выражаются?

10. Найдите несколько терминов (заглавных слов), описание которых дается и в языковом, и в терминологическом, и в энциклопедическом словарях. Покажите своеобразие каждого из них.

11. Чем принципиально различаются энциклопедия и справочник?

12. Проведите редакторский анализ справочника. Охарактеризуйте логическую схему, в соответствии с которой он построен. Насколько удобны «входы» в материал? Попробуйте определить, сколько времени потребуется читателю для наведения той или иной справки.

13. Проанализируйте справочник, в котором отсутствует вспомогательный указатель. Каким конкретно способом читатель может удовлетворить информационный запрос?

14. Охарактеризуйте функции аппарата справочного издания, сопоставив их с функциями аппарата изданий других видов.

15. Сравните иллюстрации, представленные в энциклопедии и в справочнике. Сделайте вывод о преобладании тех или иных видов иллюстраций в том и другом издании. Охарактеризуйте функции иллюстраций с учетом того, как они связаны с текстом, оцените степень их информативности.

 

К главе 5

1. Дайте характеристику дидактической системы учебника.

2. Проведите редакторский анализ учебного издания, дайте обоснование функций иллюстраций.

3. Предложите направления совершенствования методического аппарата учебника.

4. Разработайте концепцию сборника учебно-методических материалов для вуза.

5. Напишите рецензию на учебник по математике для общеобразовательной школы.

6. Подготовьте обоснование концепции иллюстрирования учебника для 5-го класса общеобразовательной школы (дисциплина по выбору студента).

7. Оцените аппарат организации усвоения материала учебника. Разработайте направления его совершенствования.

8. Оцените структуру учебника для средней школы.

9. Дайте характеристику использования терминов и понятий в учебнике для среднего профессионального образования.

10. Проведите анализ содержания по одному предмету для нескольких ступеней обучения. Дайте оценку преемственности обучения.

 

К главе 6

1. Дайте характеристику основаниям, на которые опирается редактор при подготовке литературно-художественной книги

2. Предложите концепцию моноиздания и сборника литературно-художественных произведений.

3. Разработайте модели научного, научно-массового и массового типов изданий произведений А.П. Чехова, М.А. Булгакова, А.И. Солженицына (по выбору студента).

4. Проведите анализ иллюстраций литературно-художественного издания.

5. Определите принципы отбора произведений в любое современное собрание сочинений (по выбору студента).

6. Покажите специфику подготовки аппарата современных изданий различных типов (по выбору студента).

7. Перечислите критерии оценки нового произведения художественной литературы.

8. Обоснуйте особенности методики редакторского анализа литературно-художественного произведения.

9. Отберите произведения из современного массива изданий для подготовки:

o моноиздания;

o сборника;

o собрания сочинений;

o серийного издания.

10. Разработайте программу небольшого издательства художественной литературы.

11. Предложите издательский проект издательству «Вагриус», «Художественная литература», любому новому издательству (по выбору студента).

 

К главе 7

1. Сформулируйте критерии отбора произведений литературы в серийное издание.

2. Составьте рекомендации по формированию серийного издания.

3. Предложите произведения современной «взрослой» литературы для формирования сборника для детей.

4. В чем состоят основные требования к языку и стилю произведения литературы для детей? Что лежит в основе этих требований?

5. Какие критерии оценки используются редактором для анализа книжки-картинки?

6. Сформулируйте требования к аппарату серийных изданий, предназначенных читателям различных возрастов (дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного).

7. В чем состоит особенность проблемно-тематической структуры изданий для детей?

8. Сформулируйте требования к сборникам, предназначенным детям различных возрастов.

9. Перечислите критерии оценки содержания и формы книги для детей.

10. Методика работы редактора над собранием сочинений, сборником, книжкой-картинкой, серийным изданием. Общая характеристика.

11. Раскройте проявление связи типологических характеристик издания для детей и критериев редакторской оценки.

12. Разработайте издательский проект для читательской аудитории определенного возраста (по выбору студента).

13. Разработайте проект издательской программы небольшого частного издательства, выпускающего литературу для детей.

 

К главе 8

1. Дайте типологическую характеристику периодического издания.

2. Перечислите виды журналов, дайте их краткую характеристику.

3. Дайте определение жанра периодического издания; приведите классификацию жанров.

4. Охарактеризуйте информационные жанры.

5. Охарактеризуйте аналитические жанры.

6. Охарактеризуйте художественно-публицистические жанры.

7. Опишите редакционно-издательский процесс журнального издания по традиционной схеме.

8. Какие изменения произошли в редакционно-издательском процессе с внедрением компьютерной техники?

9. Особенности оценки авторского оригинала в журнальной редакции.

10. Специфика работы редактора над авторским оригиналом.

11. Специфика работы редактора при редактировании нетекстовых элементов.

12. Дайте общую характеристику справочного аппарата периодического издания.

13. Назовите элементы справочного аппарата опубликованных в журнале материалов.

14. Охарактеризуйте элементы справочного аппарата журнала в целом.

 

К главе 9

1. В чем специфика пунктуации в рекламном тексте?

2. Каковы функции элементов разговорного стиля в тексте рекламного сообщения?

3. Перечислите способы придания удобочитаемости тексту рекламы.

4. Покажите на конкретных примерах использование стилистически окрашенной лексики в текстах рекламы.

5. Дайте характеристику работы редактора над материалами печатной политической рекламы.

6. Раскройте особенности работы редактора над материалами печатной (газетно-журнальной) рекламы потребительских товаров.

7. Покажите на конкретных примерах преимущества и недостатки газет и журналов как носителей рекламной информации.

8. Перечислите права и обязанности редактора-рекламопроизводителя.

9. Раскройте на конкретных примерах психологические приемы в рекламных текстах.

10. Оцените приемы и методы подачи информации, иллюстративный ряд рекламного сообщения. Дайте рекомендации по его улучшению.

11. Выберите вид рекламного издания, покажите его особенности, подготовьте рецензию с рекомендациями по совершенствованию рекламного сообщения.

12. Выявите рекламную идею трех конкретных (по выбору студента) рекламных сообщений — коммерческой, политической или социальной рекламы.

 

К главе 10

1. Какова роль информационных изданий в процессе информатизации общества?

2. Раскройте особенности редакторской подготовки обзорного издания

3. Как работает редактор над реферативным изданием?

4. Дайте характеристику аппарата информационного издания.

5. Разработайте концепцию информационного издания (по выбору студента)

 

К главе 11

1. Дайте типологическую характеристику переизданий.

2. Определите направления доработки одного из переизданий (по выбору студента).

3. Разработайте концепцию и модель переиздания произведения русской классической литературы.

4. Проведите анализ аппарата переиздания (по выбору студента), определите основные направления его совершенствования.

Рекомендуемая литература

 

К главе 1

1. ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения». Типология изданий, М., 1990.

 

К главе 2

1. Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). М., 1999.

2. Издательство в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития учебного и научного книгоиздания в высшей школе и его нормативно-правовое регулирование: Сб. М., 1999.

3. Научная литература. Язык. Стиль. Жанры. М., 1985.

 

К главе 3

1. Антонова С.Г. Специфика книги по искусству. (Теоретические аспекты редактирования) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 66. М., 1993. С. 79-89.

2. Ребров М. Грани популяризации науки или пути к читателю. М.: Наука, 1981.

 

К главе 4

1. Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. М., 1981. 110 с. (Б-ка оформителя кн.).

2. Барыкин В.Е. Некоторые проблемы редактирования словарных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1982. Сб. 45. С. 37-52.

3. Винокуров Д.И. Методика подготовки отраслевой энциклопедии: Опыт создания медицинских энциклопедий. М., 1968. 175 с.

4. Винокуров Д.И. Методы подготовки отраслевого энциклопедического издания (по материалам 2-го издания БМЭ) // Книга: Исслед. и материалы. 1962. Сб. 7. С. 101-136.

5. Винокуров Д.И. О научно-справочном аппарате энциклопедических изданий (система ссылок) // Книга: Исслед. и материалы. 1965. Сб. 11. С. 117-127.

6. Гольцева Э.В., Александрова А.А. Типология справочных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1979. Сб. 38. С. 18-36.

7. Гудовщикова И.В. Общие зарубежные энциклопедии. Л., 1963. 87 с.

8. Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари. М., 1955. 751 с.

9. Кауфман И.М. Русские энциклопедии: Библиография и краткие очерки. Вып. 1: Общие энциклопедии. М., 1960. 103 с.

10. Кауфман И.М. Терминологические словари. М., 1962. 419 с.

11. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. СПб., 2000. 360 с.

12. Крупенникова И.А. Справочный аппарат научно-технического переводного словаря // Книга: Исслед. и материалы. 1974. Сб. 28. С. 47-58.

13. Мануйлов В.А. Персональная энциклопедия как тип издания // Книга: Исслед. и материалы. 1965. Сб. 11. С. 263-269.

14. ОСТ 29.132-99. Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению. Введ. 05.02.1999.

15. ОСТ 29.133-99. Справочники. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению. Введ. 05.02.1999.

16. Призмент Э.Л. Справочный аппарат справочных изданий // Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика). М., 1999. С. 239-244.

17. Проблематика определений терминов в словарях разных типов. Л., 1976. 226 с.

18. Справочные издания: Специфические особенности и требования / Под. общ. ред. Э.В. Гольцевой. М., 1982. 184 с. (От рукоп. — к кн.).

19. Справочные издания // Типология изданий / В.С. Агриколянский, А.А. Александрова, Г.И. Бахтурина и др.; Рук. авт. колл. Э.В. Гольцева. М., 1990. С. 105-118.

20. Шмушкис Ю.Е. Советские энциклопедии: Очерки истории. Вопросы методики. М., 1975. 191 с.

21. Якимович Ю.К. Типология словарных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1972. Сб. 25. С. 22-30.

22. Ямчук К.Т. Формирование производственного (агротехнического) справочника // Книга: Исслед. и материалы. 1973. Сб. 27. С. 49-65.

 

К главе 5

1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга: Учебное пособие. М., 2001.

2. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М., 1986.

3. Гитис Л.Х. Современное университетское издательство. М., 1997-2001.

4. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

5. Издательство в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития учебного и научного книгоиздания в высшей школе и его нормативно-правовое регулирование: Сб. статей. М., 1999.

 

К главе 6

1. Горький А.М. О начинающих писателях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 24. С. 412-422.

2. Горький А.М. По поводу одной дискуссии // Там же. Т. 27. С. 138-143.

3. Горький А.М. О прозе // Там же. Т. 26. — С. 387-408.

4. Паустовский К.Г. Золотая роза // Собр. соч.: В 6 т. М., 1957. Т. 2. С. 485-699.

5. Работа с государственной ответственностью... Из писем К. Симонова // Новый мир. — 1986. — № 12. — С. 138-176.

6. Твардовский А.Т. Письма о литературе, 1930-1970. М., 1985.

 

К главе 7

1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. М., 1983. 430 с.

2. Ганкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня. По материалам зарубежной печати. М., 1988.

3. Лебедев В.В. О рисунках для детей // Художники детской книги о себе и своем искусстве. М., 1987. 202 с.

4. Померанцева Э. Писатели и сказочники. М., 1988.

5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец первой половины века: Учебник для вузов культуры. М., 1990. 303 с.

6. Типология изданий. М., 1990. 231 с.

 

К главе 8

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 96 с.

2. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения. Введ. 01.01.91.

3. ГОСТ 7.5.-98. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов. Введ. 01.07.988.

4. Иншакова Н.Г., Рябинина Н.З. Специальный журнал: некоторые проблемы редактирования. М.: Книжная палата, 1987. 72 с.

5. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика». СПб.: Знание, 2000. 272 с.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2000. 312 с.

7. Энциклопедия книжного дела. — М.: Юристъ, 1998. — 536 с.

 

К главе 9

1. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995. 704 с.

2. ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

3. Закон РФ «О рекламе». 1995.

4. Законодательство РФ о средствах массовой информации. М., 2000. 48 с.

5. Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 1997. 96 с.

6. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М., 1998. 243 с.

7. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: В 2 т. М., 1998. Т. 1. 400 с., Т. 2. 328 с.

8. О рекламе: Федеральный Закон РФ №108-ФЗ. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г.

9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998. 244 с.

 

К главе 10

1. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат/ А. А. Гречихин, И. Г. Здоров, В. И. Соловьев. — М., 1983.

 

К главе 11

1. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998. 472 с.

2. Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. М.: Юристъ, 1998. 376 с.

3. Барыкин В. Е. Проблемы переиздания художественной литературы // Книга. Исследования и материалы. М.: Книга, 1988. Вып. 55. С. 45-55.

 

текст: http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/boris-godunov/godunov.htm

материалы к докладам и анализу произведения: http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/boris-godunov/primechaniya.htm

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Магия «чисел» произведения

2. Произведение – «готовый сценарий»

3. Афоризмы драмы

4. «Игра» как элемент воздействия на читателя

 

Вопросы:

1. Жанр.

2. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

3. Система образов

4. Метод произведения; его признаки

5. художественное своеобразие произведения: 1)сюжет, композиция 2) детали 3) язык художественного произведения

6. символика

7. влияние стиля произведения на литературу последующих эпох

ПРОЕКТ:

1. ДЕШИФРОВКА ПУШКИНСКИХ СЕМИОТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

2. Авторское решение одной из сцен драмы

Семинар 12

ARS LONGA, VITA BREVIS

о. уайлд «Портрет Дориана Грея»1891Г.

источники

текст: http://www.owilde.ru/wildebooks/

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.owilde.ru/

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь и творчество О. Уайлда

2. Эстетическая теория О. уайлда, изложенная в предисловии к роману.

3. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция

4. Афоризмы О. уайлда

Вопросы:

1. жанр «Портрет Дориана Грея»

2. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

3. Система образов

4. Метод произведения; его признаки

5. художественное своеобразие произведения: 1)сюжет, композиция 2) детали 3) язык художественного произведения

6. символика

7. актуальность романа

 

ПРЕДИСЛОВИЕ к роману

Художник -- тот, кто создает прекрасное.

Раскрыть людям себя и скрыть художника -- вот к чему стремится искусство.

Критик -- это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.

Высшая, как и низшая, форма критики -- один из видов автобиографии.

Те, кто в прекрасном находят дурное, -- люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.

Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, -- люди культурные. Они не безнадежны.

Но избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.

Ненависть девятнадцатого века к Реализму -- это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.

Ненависть девятнадцатого века к Романтизму -- это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.

Для художника нравственная жизнь человека -- лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств.

Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.

Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.

Мысль и Слово для художника -- средства Искусства.

Порок и Добродетель -- материал для его творчества.

Если говорить о форме, -- прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве -- искусство актера.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.

И кто раскрывает символ, идет на риск.

В сущности, Искусство -- зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.

Если произведение искусства вызывает споры, -- значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.

Пусть критики расходятся во мнениях, -- художник остается верен себе.

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.

Всякое искусство совершенно бесполезно.

Оскар Уайльд

 

Семинар 13

Н.В. Гоголь «Портрет» 1842Г.

источники

текст: http://ilibrary.ru/text/77/index.html

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.ngogol.ru/

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. гоголь. творчество.

2. История создания цикла «Петербургских повестей»

3. История создания повести «Портрет».

4. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

6. актуальность повести

 

 

Семинар 14

РЕАЛИЗМ

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 1866Г.

источники

текст: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/proza/prestuplenie/prestuplenie-i-nakazanie-1-1.htm

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.fdostoevsky.ru/

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь Ф. М. Достоевского

2. творчество Ф. м. Достоевского

3. История создания романа «Преступление и наказание»

4. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. двойничество в романе

6. символика романа

7. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?

8. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

9. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

10. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

11. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?

12. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

13. Актуальность романа

ВЫВОДЫ: ФИЛОСОФСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН; РОМАН-ДЕТЕКТИВ; РОМАН-ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ; РОМАН-ДИСПУТ; РОМАН-ТРАГЕДИЯ.

 

Семинар 15

РЕАЛИЗМ

А.П. Чехов «Дама с собачкой» 1896Г.

источники

текст: http://chehov.niv.ru/chehov/text/dama-s-sobachkoj.htm

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://chehov.niv.ru/; http://www.my-chekhov.ru/

Доклады (не более 2-3 минут):

1. а. П. Чехов – биография.

2. Чехов – мастер короткого рассказа.

3. Чехов – драматург.

4. Чехов и мировая культура

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

 

Ги де Мопассан «Лунный свет» 1882Г.

источники

текст: http://mopassan.krossw.ru/html_mp/mopassan-lunniy_svet-ls_1.html

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.maupassant.ru/, http://mopassan.krossw.ru/html/kes.html

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь и творчество Мопассана

2. Проблематика романов «Жизнь», «Милый друг»

3. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

ВЫВОДЫ: РАССКАЗЫ ЧЕХОВА И МОПАССАНА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Семинар 16

РЕАЛИЗМ

Генрик Ибсен «Кукольный дом» 1879г.

Источники

Текст: http://lib.ru/INPROZ/IBSEN/kukl.txt

Материалы к докладам и анализу произведения: http://www.philology.ru/literature3/admoni-72.htm

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь и творчество Генрика Ибсена

2. Новаторство в драматургии

3. Значение художественного произведения в литературной жизни эпохи и литературная традиция

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

Генрик Ибсен «Гедда Габлер» 1891г.

Источники

Текст: http://lib.ru/INPROZ/IBSEN/ibsen1_3.txt

Материалы к докладам и анализу произведения: HTTP://WWW.PHILOLOGY.RU/LITERATURE3/ADMONI-72.HTM

Семиотические модели пьес

 

Семинар 17

РЕАЛИЗМ

Б. Шоу «дом, где разбиваются сердца» 1913 - 1919Г.

источники

текст: http://www.theatre-studio.ru/library/shaw_bernard/house.html

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.showbernard.net.ru/,

http://www.showbernard.net.ru/mib-ar-autname-152/

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Биография Дж. б. шоу

2. Творчество Дж. б. шоу

3. «Столкновение идей» как особенность драматургии Дж. б. шоу

4. История театральных постановок пьес Дж. Б. шоу

 

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

 

М. Горький «Васса Железнова» 1935г.

источники

текст: http://www.theatre-studio.ru/library/gorkij/vassa.html

материалы к докладам и анализу произведения: http://www.maximgorkiy.ru/, http://gorkiy.lit-info.ru/

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь М. Горького

2. Творчество М. Горького

3. Драматургия М. Горького

4. История театральных постановок пьесы «Васса Железнова»

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

ВЫВОДЫ: КРИЗИС СЕМЬИ КАК ЦЕТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЬЕС; ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

 

Семинар 18

РЕАЛИЗМ

С. Моэм «Узорный покров» 1925г.

источники

текст: http://lib.ru/INPROZ/MOEM/moem1_1.txt

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://somerset-maugham.ru/

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. биография С. Моэма

2. Проза писателя.

3. драматургия С. Моэма

4. Экранизация романов С. Моэма

5. Творчество Моэма в мировой литературе

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

 

И А. Бунин «Митина любовь» 1924г.

источники

текст: http://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/mitina-lyubov.htm

 

материалы к докладам и анализу произведения: http://bunin.niv.ru/

 

Доклады (не более 2-3 минут):

1. Жизнь И. А. Бунина

2. Рассказы и повести И. А. Бунина. Тематика.

Вопросы:

1. Содержание: тема – тематика, проблема – проблематика, идея, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

2. Система образов

3. Метод произведения; его признаки

4. художественное своеобразие произведения: 1) род, жанр 2)сюжет, композиция 3) детали 4) язык художественного произведения

5. символика

ВЫВОДЫ: ТЕМА ЛЮБВИ У КЛАССИКОВ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ.

Семинар 19

РЕАЛИЗМ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.293 сек.